г. Краснодар |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А32-11413/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Олимп" (ИНН 230100139603, ОГРН 1082349000535) - Красильниковой Н.В. (доверенность от 01.07.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Совета Славянского городского поселения Славянского района (ИНН 2349026050, ОГРН 102327433290), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" (ИНН 2349030804, ОГРН 1082349001074), Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013 (судьи Иванова Н.В., Погорелов И.А., Руденко Ф.Г.) по делу N А32-11413/2012, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Олимп" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Второй сессии второго созыва Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27.11.2009 N 8 "Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" на 2010 год".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Теплосети" (далее - общество) и Региональная энергетическая комиссия - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о соответствии пункта 1 решения пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 48 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление Правительства N 520), пункту 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - постановление Правительства N 307).
В кассационной жалобе товарищество просит отменить решение суда от 24.05.2013, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд не проверил, соблюдены ли требования пункта 49 постановления Правительства N 520 и не исследовал, применялись ли при установлении тарифа на горячее водоснабжение соответствующие тарифы на холодную воду. Суд не исследовал вопрос о количестве тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной соответствующими нормативными актами.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании 30.07.2013 объявлен перерыв до 06.08.2013 в 17 часов 00 минут, после перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Второй сессии Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27.11.2009 N 8 "Об утверждении тарифа на горячее водоснабжение для общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" на 2010 год" утвержден тариф за 1 куб. м горячей воды для общества в размере 133 рублей 28 копеек, в том числе НДС - 18%. При наличии у потребителей приборов учета тепловой энергии, учитывающих фактический расход тепловой энергии на подогрев воды, расчеты производятся из фактических показаний прибора учета.
Полагая, что данный пункт противоречит требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 15 постановления Правительства N 307 и пункту 48 постановления Правительства N 520 и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд установил, что общество оказывает услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению без учёта стоимости холодной воды на территории муниципального образования Славянский район, в состав которого входят 15 поселений.
Услуги по горячей воде, без учёта стоимости холодной воды, в количестве 24 725,9 Гкал оказываются на территории 7 поселений, из них 20 691,1 Гкал, или 83,7 % оказываются на территории г. Славянска-на-Кубани. В каждом поселении свои поставщики холодной воды, и у каждого поставщика своя стоимость 1 мi холодной воды. Каждый тариф на холодную воду прошёл экспертизу, утвержден в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Приказом Региональной энергетической комиссией департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.11.2009 N 20/2009-т для общества установлены тарифы на тепловую энергию на 2010 год. Тариф на тепловую энергию в горячей воде для систем централизованного теплоснабжения на горячее водоснабжение для общества - 1769 рублей 38 копеек за 1 Гкал без НДС (2087 рублей 87 копеек за 1 Гкал с НДС). Стоимость тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 мi воды, в соответствии с письмом Минрегионразвития РФ от 23.05.2008 N 12529-АД/07, определена расчётным путём. Дополнительную очистку или деаэрацию общество не производит. Суд установил, что тариф на горячую воду включает в себя расход тепловой энергии на подогрев 1 мi холодной воды и средневзвешенную стоимость холодной воды. Суд пришел к выводу, что при расчете тарифа на горячую воду, установленного в пункте 1 оспариваемого решения в сумме 133,28 рубля с НДС, использованы формулы расчета, предусмотренные Правилами, что не противоречит постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству в сфере государственного регулирования тарифов на горячую воду, поэтому не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Между тем, суд не учел следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением N 520 утверждены Основы ценообразования, разработанные в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ и определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 6 Основ ценообразования).
В пункте 48 Основ ценообразования установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость одного кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева одного кубического метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивировочная часть решения должна содержать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству в сфере государственного регулирования тарифов на горячую воду, сделан по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Согласно письму Минрегионразвития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" и тарифов на холодную воду не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.
То есть, количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, определяется расчетным путем.
Суд не исследовал довод товарищества о том, что количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной нормативными правовыми актами, рассчитано не в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России от 12.08.2003 N МДК 4-05.2004 (далее - Методика).
Суд не исследовал также довод товарищества о том, что формула, примененная при расчете количества тепловой энергии, установленной нормативным правовым актом, не соответствует формуле, указанной в Методике.
Суд не отразил в судебном акте результаты исследования доводов товарищества о том, что тариф на горячее водоснабжение должен рассчитываться отдельно для системы горячего водоснабжения с полотенцесушителями и системы горячего водоснабжения без полотенцесушителей.
Остался без исследования довод товарищества о неправомерности применения при утверждении тарифа на горячую воду средневзвешенной стоимости холодной воды, а не утвержденных тарифов на холодную воду.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора. Однако они не могут быть исследованы судом кассационной инстанции в силу отсутствия соответствующих полномочий, и подлежат оценке и исследованию в совокупности с иными обстоятельствами дела при новом рассмотрении.
Согласно пункту 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции или постановлении суда апелляционной инстанции.
Поскольку судебный акт принят по неполно исследованным обстоятельствам дела и недостаточно обоснован, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовать, в совокупности оценить все представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, результаты исследования и оценки отразить в судебном акте с учетом требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013 по делу N А32-11413/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.