г. Краснодар |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А63-15407/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Октябрьское"" (ИНН 2635074665, ОГРН 1042600280920) - Енацкой И.Г. (доверенность от 26.12.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), третьих лиц: Министерства финансов Ставропольского края, открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2013 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (судьи Годило Н.Н., Баканов А.П., Жуков Е.В.) по делу N А63-15407/2012, установил следующее.
ЗАО "Сельскохозяйственное предприятие "Октябрьское"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, в котором просило следующее:
- признать незаконными действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство), выразившиеся в отказе предоставить 153 073 рубля 77 копеек субсидий на возмещение затрат на уплату ежемесячных процентов с 01.06.2012 по 30.06.2012 по кредитному договору от 02.12.2011 N 110604/0025 (далее - кредитный договор), заключенному с ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк";
- обязать министерство устранить допущенное нарушение путем предоставления субсидии в размере 153 073 рублей 77 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов Ставропольского края и ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк".
Решением от 24.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что у министерства отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 N 450-п (далее - Порядок N 450-п), статьей 7 Закона Ставропольского края от 06.02.2009 N 3-кз "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае", статьями 307 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение обществом сроков уплаты основного долга и процентов является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии. Согласно пунктам 4 и 35 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги "предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденного приказом министерства от 16.04.2012 N 121 (далее - Административный регламент), для получения названной государственной услуги заявителю необходимо выполнить обязательства по погашению основного долга и уплате начисленных процентов в соответствии с кредитным договором. Поскольку пункт 4.2.2 кредитного договора предусматривал обязанность по уплате процентов за пользование кредитом не позднее последнего рабочего дня календарного месяца, в котором оканчивается процентный период, а общество уплатило проценты по кредиту с просрочкой на 3 дня (03.07.2012), суды неправомерно удовлетворили заявление.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что на дату обращения за субсидией исполнило обязательства по уплате процентов, названное обстоятельство в силу пункта 4 Порядка N 450-п является основанием для выдачи субсидий.
Министерства финансов Ставропольского края в отзыве на кассационную жалобу просит ее удовлетворить и рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, поддержавшего доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно, что 02.12.2011 общество (заемщик) и ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключили кредитный договор, по условиям которого обществу предоставлен кредит на сумму 16 600 тыс. рублей для приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений со сроком погашения до 19.11.2012.
В соответствии с уведомлением министерства от 20.04.2012 N 2 общество является получателем субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и предоставляемым на основании Порядка N 450-п.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении за счет бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение затрат на уплату ежемесячных процентов с 01.06.2012 по 30.06.2012 по кредитному договору.
Министерство в уведомлении от 02.08.2012 отказало в предоставлении субсидий со ссылкой на то, что общество не выполнило обязательства по погашению основного долга и процентов в соответствии с кредитным договором.
Отказ министерства в предоставлении субсидий явился основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Суды установили, что общество, перечислив банку проценты 03.07.2012, просрочило их уплату, поскольку в соответствии с пунктом 4.2.2 кредитного договора процентный период начинается в день, следующий за датой окончания предыдущего процентного периода, и заканчивается в последний календарный день текущего календарного месяца (включительно). Однако названная просрочка не является основанием для отказа в предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила N 90).
В силу пункта 8 Правил N 90 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 197, действовавшей в спорный период) средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
Правила N 90 предусматривают наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат заемщиков, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых для получения субсидий.
Согласно пункту 4 Порядка N 450-п Правительства Ставропольского края от 14.06.2012 N 193-п) субсидии предоставляются заемщикам на следующих условиях:
- заключение с кредитными организациями кредитного договора (договора займа);
- предоставление периодической бухгалтерской отчетности в министерство;
- выполнение обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
В силу пункта 7 Порядка N 450-п предоставление субсидии заемщику осуществляется на основании следующих документов:
1) заявление на предоставление субсидии по форме, утверждаемой министерством;
2) справка-расчет причитающихся сумм субсидии по форме, утверждаемой министерством;
3) копия кредитного договора (договора займа) с приложением копий графика погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, выписки из ссудного счета заемщика, подтверждающие получение кредита, или документа, подтверждающего получение займа, платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита (займа), заверенные кредитной организацией;
4) копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), по перечню согласно приложению к данному Порядку, заверенные руководителем заемщика (представляются по мере целевого использования кредита (займа);
5) документы, подтверждающие уплату начисленных по кредиту (займу) процентов, заверенные кредитной организацией (представляются по мере уплаты начисленных процентов);
6) справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам (представляется по мере уплаты начисленных процентов).
Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, установили, что условия, определенные Порядком N 450-п, общество выполнило: обязательство по уплате начисленных за июнь 2012 года процентов исполнило 03.07.2012. Истец просит возместить фактические затраты на погашение процентов по кредитному договору. В расчет испрашиваемой субсидии затраты на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по уплате начисленных процентов, не включены. Данные выводы участвующие в деле лица не оспорили.
Доводы министерства о том, что основанием для отказа в предоставлении субсидии является нарушение обществом сроков оплаты процентов по кредитному договору (вместо 30.06.2012 оплата произведена 03.07.2012), следует отклонить.
Нормы действовавшего в спорный период законодательства (пункт 8 Правил N 90, пункт 4 Порядка N 450-п) предусматривали предоставление заемщикам субсидий при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов Названное обязательство (в части процентов) общество выполнило с просрочкой платежа.
Пункт 9 Правил N 90 и пункт 4 Порядка N 450-п не содержат условия о том, что нарушение срока начисленных процентов, предусмотренного кредитным договором, является основанием для непредоставления субсидий (постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 197 в абзаце первом пункта 8 Правил N 90 исключены слова "в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией"; постановлением Правительства Ставропольского края от 14.06.2012 N 193-п в абзаце четвертом пункта 4 Порядка N 450-п исключены слова "в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией").
При нарушении сроков оплаты по кредитному договору законодатель предусмотрел иные специальные последствия, чем отказ в предоставлении субсидии: запрет на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств.
Отказ министерства предоставить субсидии для возмещения части понесенных обществом затрат на уплату процентов по кредитному договору в связи с просрочкой их оплаты на 3 дня не основан на законе.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества.
Ссылка министерства на пункты 4 и 35 Административного регламента несостоятельна, поскольку Порядок N 450-п не предусматривает такого условия, как выполнение обязательств по уплате начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А63-15407/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.