г. Краснодар |
|
28 августа 2013 г. |
Дело N А15-2609/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан (ИНН 0542026915, ОГРН 1040502000318), заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (ИНН 0562043725, ОГРН 1020502632941), третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и общества с ограниченной ответственностью "Беркут и К", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.02.2013 (судья Магомедов Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А15-2609/2013 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А.), установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, выразившихся в приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета инспекции (уточненные требования).
Определением суда от 17.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление) и ООО "Беркут и К" (далее - общество).
Решением суда от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2013, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что инспекция не исполнила решение суда.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды не учли, что инспекция не обязана возмещать обществу НДС, так как НДС подлежит возмещению из федерального бюджета;
- казначейство неправомерно приостанавливало операции по расчетным счетам инспекции, так как решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-679/2012 инспекция обязана направить в управление решение о возмещении НДС, а не возместить НДС;
- инспекция исполнила решение суда по делу А15-679/2012, направив в управление решение о возмещении НДС, и не должна отвечать за действия управления;
- суды не учли, что решением по делу А15-679/2012 не установлена обязанность по возмещению НДС;
- инспекция не имеет денежных обязательств перед обществом.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2012 по делу N А15-679/2012 удовлетворены требования общества о возложении обязанности на инспекцию направить в орган Федерального казначейства в установленном порядке решений от 20.03.2012 N 8915 о возврате НДС в размере 1 084 749 рублей, от 20.03.2012 N 8912 о возврате 13 153 650 рублей НДС, от 20.03.2012 N 8913 о возврате 733 655 рублей НДС, от 20.03.2012 N 8914 о возврате 788 267 рублей НДС и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
21 июня 2012 года выдан исполнительный лист N АС002631614.
На основании указанного исполнительного листа и в связи с неисполнением требований казначейство направило уведомление от 28.09.2012 N УБЛ-12-9456 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета инспекции в связи с неисполнением требований исполнительного документа (т. 1, л. д. 13).
02 ноября 2012 года управление повторно вынесло в отношении инспекции уведомление N УБЛ-12-2155 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета (т. 1, л. д. 12).
Инспекция, полагая, что казначейство неправомерно приостановило операции по расходованию средств с лицевого счета, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса. Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Бюджетный кодекс возлагает на казначейство особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса). В качестве ограничительной меры, направленной на обеспечение исполнения решений судов, предполагающих возврат денежных средств из соответствующих бюджетов, Бюджетным кодексом предусмотрена возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов Федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемом финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
В соответствии с пунктом 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.
Таким образом, инспекция, являясь в силу возложенных на нее полномочий администратором доходов бюджета, должна принять меры к возврату неосновательно поступившего в бюджет платежа общества.
Из материалов дела видно, что инспекция направляла в казначейство решения о возврате НДС. Однако судами установлено, что налоговые органы в лице инспекции и УФНС России по Республике Дагестан в надлежащем порядке не оформили заявки на возврат суммы НДС и не направили их в установленные сроки казначейству.
Поскольку инспекция не осуществила действий по исполнению решения арбитражного суда в установленном законом порядке, в частности не представила в казначейство заявку на возврат суммы налога в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, казначейство правомерно приостановило операции по расходованию средств на ее лицевом счете. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 7608/11, являющимся практикообразующим по данной категории споров.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 03.06.2013 по делу N А15-2609/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.