г. Краснодар |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А15-2777/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при ведении протокола помощником судьи Воробьевой Е.Ю., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан (судья Батыраев Ш.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Безруковой А.И.) от заявителя - открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219) - Ягияева Т.Я. (доверенность от 09.01.2013), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан - Бамматова У.З. (доверенность от 17.05.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.В.) по делу N А15-2777/2012, установил следующее.
ОАО "Славянка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - фонд) с требованием:
- признать незаконными действия, выразившиеся в отказе от 07.11.2012 N 05-01/154 в удовлетворении заявления об уточнении принадлежности платежа в размере 241 563 рубля 28 копеек с КБК 392 1 02 02101 08 1000 160 на КБК 392 1 02 02020 06 1000 160 и обязать отнести платеж по платежному поручению от 14.09.2012 N 5558 на сумму 241 563 рубля 28 копеек по следующим показаниям КБК 392 1 02 02020 06 1000 160,
- взыскать с фонда 2 тыс. рублей государственной пошлины.
В порядке части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 24.01.2013 суд произвел замену Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на надлежащего ответчика государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан.
Решением суда от 15.02.2013 (судья Магомедова Ф.И.) заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что несмотря на неправильное указание обществом КБК денежные средства поступили на соответствующий счет администратора поступлений. Пенсионный фонд Российской Федерации, как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обладал полномочиями по уточнению платежа, перечисленного обществом, поскольку допущенная плательщиком ошибка в оформлении платежных документов не повлекла неперечисление страховых взносов в бюджет.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.05.2013 отменено решение суда от 15.02.2013, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Судебный акт мотивирован тем, что на основании пункта 21 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 15.02.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.05.2013, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции неправильно определил предмет спора и применил нормы права, не подлежащие применению. Общество обратилось в фонд с заявлением об уточнении назначения платежа, а не о зачете излишне уплаченных страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу фонд считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель фонда в судебном заседании просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, общество платежным поручением от 14.09.2012 N 5558 перечислило 241 563 рубля 28 копеек с назначением платежа "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, за август 2012 года.
При заполнении платежного поручения общество указало КБК 392 1 02 02101 08 1000 160 (страховые взносы за обязательное медицинское страхование) вместо КБК 392 1 02 02020 06 1000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии).
Обнаружив ошибку, общество 22.10.2012 обратилось в фонд с заявлением N 3 об уточнении платежа по платежному документу и просьбой отнести платеж на КБК 392 1 02 02020 06 1000 160.
Письмом от 07.11.2012 N 05-01/154 фонд отказал в уточнении платежа, поскольку не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения, недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.
Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции руководствовался следующим. Несмотря на неправильное указание обществом КБК денежные средства поступили на соответствующий счет администратора поступлений. Пенсионный фонд Российской Федерации, как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обладал полномочиями по уточнению платежа, перечисленного обществом, поскольку допущенная плательщиком ошибка в оформлении платежных документов не повлекла неперечисление страховых взносов в бюджет.
В спорном платежном поручении заявитель указал в графе "Назначение платежа" "Страховые взносы на накопительную часть за август 2012 года, текущий платеж, а в графе "получатель" - ГУ - ОПФР по РД, разряд КБК, обозначающий администратора поступлений (Пенсионный фонд Российской Федерации), указан правильно - 392. При этом код бюджетной классификации 392 1 02 02101 08 1000 160, указанный в платежном поручении, является кодом бюджетной классификации, по которому происходит зачисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно письму Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан в г. Буйнакске от 29.01.2013 N 01-07/35 распределение поступлений между бюджетами осуществляется на счетах, открытых для учета поступлений и их распределения между бюджетами. Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на один счет территориального органа Федерального казначейства 40101810600000010021.
Таким образом, указание кода бюджетной классификации при перечислении платежа не привело к непоступлению средств на единый счет Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральном казначействе, который выполняя функции администратора доходов бюджета в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации уполномочен принимать решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлять соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства.
При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов (часть 8 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. В то же время согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, фонд как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.
В связи с этим у фонда отсутствовали правовые основания для отказа обществу в уточнении платежа.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, при этом руководствовался положениями пункта 21 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, согласно которому не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Статьей 26 Закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ установлены особенности, в силу которых производится зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов.
Общество оспаривало отказ фонда в уточнении принадлежности конкретного платежа (241 563 рублей 28 копеек) в связи с ошибкой в КБК в платежном поручении и просило обязать отнести платеж по платежному поручению от 14.09.2012 N 5558 по следующим показаниям - КБК 392 1 02 02020 06 1000 160. В условиях правильного указания назначения платежа, счета администратора и его наименования сам по себе факт неправильного указания кода бюджетной классификации не свидетельствует о непоступлении платежа в бюджет единого администратора - Пенсионного фонда Российской Федерации. Доказательства обратного фонд не представил.
При правильном указании в платежном документе счета администратора в Федеральном казначействе платеж в любом случае поступает его получателю, т. е. ошибка общества не повлекла непоступление платежа на единый счет фонда, поэтому он в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации имел возможность самостоятельно перераспределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2013 N 784/13.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционного суда следует отменить, поскольку его выводы не соответствуют нормам права, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
В соответствии со статьями 101, 102, 105 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 и 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по уплате государственной пошлины (1 тыс. рублей) за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на фонд.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А15-2777/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.02.2013 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в пользу открытого акционерного общества "Славянка" 1 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.