г. Краснодар |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А22-66/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Кальдинова Евгения Георгиевича (ИНН 081408061700, ОГРНИП 311081635500189), заинтересованного лица - Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.03.2013 (судья Алжеева Л.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенова М.У.) по делу N А22-66/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кальдинов Е.Г. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство) о признании решения об отказе в предоставлении гранта (субсидии) незаконным и обязании министерства устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 27.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2013, требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что конкурсная комиссия министерства неправомерно отказала предпринимателю в рассмотрении заявки на получение субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды не учли, что представленные предпринимателем копии документов, подтверждающих затраты, не были надлежащим образом заверены;
- суды необоснованно возложили на министерство обязанность по рассмотрению заявки, поскольку заявки рассматривает конкурсная комиссия.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.10.2012 министерство приняло заявление предпринимателя для участия в конкурсном отборе на получение из республиканского бюджета субсидии на предоставление гранта начинающему субъекту малого предпринимательства (для индивидуального предпринимательства) с приложением бизнес-плана "Розничная торговля стройматериалами".
Заявка зарегистрирована заместителем начальника отдела Шургучиновой И.В. в журнале 24.10.2012 в 13 часов 00 минут за N 114.
Протоколом рассмотрения заявок и принятия решений о результатах конкурсного отбора субъектов предпринимательства от 07 - 13.11.2012 принято решение об отказе в предоставлении субсидии предпринимателю на том основании, что в представленной на конкурсный отбор заявке документы, подтверждающие понесенные предпринимателем затраты, в нарушение постановления Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" должным образом не заверены. Конкурсная комиссия на основании абзаца 5 пункта 5.7 Порядка приняла решение об отказе в предоставлении предпринимателю гранта (субсидии). Письмом от 04.12.2012 N ЭБ-05-10-3652 министерство уведомило предпринимателя о принятом решении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке очередности поступления заявок субъектов малого предпринимательства, отвечающих условиям, установленным статьями 4, 14 Закона N 209.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 209 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 209 при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы", в соответствии с которой определен порядок предоставления в 2011 году грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства (постановление Правительства Республики Калмыкия от 12.09.2011 года N 306; далее - Порядок).
В Порядке указано, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, вновь зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Калмыкия менее одного года на момент подачи конкурсной документации и соответствующим критериям, установленным статьей 4 Закона N 209, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, связанных с созданием собственного бизнеса (пункт 1.4 Порядка).
На основании пункта 1.5 Порядка субъектам предпринимательства возмещаются затраты, произведенные и документально подтвержденные бизнес-проектом, в том числе связанные с началом предпринимательской деятельности (приобретение основных и оборотных средств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности; оплата аренды нежилого помещения, используемого для целей ведения предпринимательской деятельности; получение патента и (или) свидетельства о регистрации авторских прав).
Условием предоставления субсидии является софинансирование субъектом предпринимательства расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее 10% от запрашиваемой субсидии (пункт 2.1 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что субъект предпринимательства, претендующий на получение субсидии, представляет в уполномоченный орган, в частности, копии документов, подтверждающих затраты, предусмотренные пунктом 1.5 Порядка (копии выписок с расчетного счета и платежных поручений, заверенные банком; копии договоров (при их наличии); копии квитанций к приходно-кассовым ордерам, копии товарных и кассовых чеков, копии других документов, подтверждающих затраты, предусмотренные пунктом 1.5 Порядка, заверенные заявителем).
Абзацем 3 пункта 5.7 Порядка установлено, что непредставление документов, определенных разделом 3 Порядка, или представление недостоверных сведений и документов является основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отказе в предоставлении субсидий субъектам предпринимательства.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, а именно: документы, поданные совместно с заявкой на получение гранта, и с учетом наличия на сданных в министерство документах, подтверждающих понесенные расходы, печати предпринимателя на каждом листе, подписания некоторых листов "копия верна" и прошитых под один сшив с проставлением печати, штампа "копия верна" и подписи предпринимателя, пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявления предпринимателя.
Указание заявителя жалобы о том, что предприниматель обязан был осуществить заверение копий исключительно согласно положениям ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 03.03.2003 N 65-ст, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с абзацем 3 части 1 названного ГОСТ требования к оформлению документов являются рекомендуемыми.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации, соответственно, предприниматель имел право и возможность заверения документов простым проставлением печати.
Кроме того, заверить копию многостраничного документа возможно двумя способами: отдельно заверить каждый лист копии или прошить все листы, пронумеровать их и заверить на обратной стороне последнего листа на месте прошивки. Во втором случае необходимо указать количество листов. С учетом представления предпринимателем в министерство копий документов единым прошитым документом с проставлением печати предпринимателя и подписи, с указанием количества листов и фразы "копия верна" конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку предпринимателя по мотивам представления документов, заверенных ненадлежащим образом.
Довод заявителя жалобы о том, что суды необоснованно возложили на министерство обязанность по рассмотрению заявки, поскольку заявки рассматривает конкурсная комиссия, подлежит отклонению, поскольку конкурсная комиссия не является самостоятельным исполнительным органом, осуществляющим властно-распорядительные функции, а создается по приказу министерства для исполнения функций, возложенных на министерство, что подтверждается приказом от 03.10.2011 N 280-с о проведении конкурсного отбора и приказом от 20.10.2011 N 291-с о конкурсной комиссии (т. 1, л. д. 131, 132).
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.03.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 25.06.2013 по делу N А22-66/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.