Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2023 г. N 3а-104/2023
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 19 апреля 2023 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зорькиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год" установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для указанной организации в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан на 2023 год в размере 71,03 рубля за кубический метр.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 ноября 2022 года за N 9920, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 ноября 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" (далее - "МПОЖХБ") обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 как противоречащего Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
По мнению административного истца, установленный оспариваемым постановлением тариф на 2023 год не является экономически обоснованным, поскольку Госкомитет при его расчете неверно определил объем и массу твердых коммунальных отходов (далее также ТКО), на основании Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149, не включил в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) организации недополученные доходы за 2021 год в сумме 4893,53 тысяч рублей, экономически обоснованные расходы на аренду административного здания в сумме 251,63 тысяч рублей, расходы на транспортировку грунта сторонними организациями, заявленную расчетную предпринимательскую прибыль, завысил расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
В судебном заседании представители ООО "МПОЖХБ" Карев В.Ю., Шакиров Р.А., Биккинеев М.Р. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Биккинина Ч.А., Миннебаев Г.Ф. административный иск не признали.
Представитель ООО "Гринта" Ахметова Д.Р. с административным иском не согласилась.
Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск неподлежащим удовлетворению, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе, захоронение твердых коммунальных отходов. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 24.9 вышеупомянутого Федерального закона государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Установление тарифов в области обращения с отходами высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.5.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "МПОЖХБ" об экономической необоснованности установленного оспариваемым постановлением тарифа на 2023 год в связи с неверным определением Госкомитетом при его расчете объема и массы ТКО, на основании Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149, невключением в НВВ организации недополученных доходов за 2021 год в сумме 4893,53 тысяч рублей, экономически обоснованных расходов на аренду административного здания в сумме 251,63 тысяч рублей, завышением расходов на приобретение ГСМ, невключением расходов на транспортировку грунта сторонними организациями, заявленной расчетной предпринимательской прибыли, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.
Административным истцом 5 июля 2022 года подано предложение об установлении тарифа с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
Данное тарифное предложение включало в себя сведения об объеме твердых коммунальных отходов, прогнозируемых для захоронения на Малореченском полигоне ТБО, владельцем которого является ООО "МПОЖХБ", в размере 180,6 тысяч кубических метров.
Из содержания экспертных заключений Госкомитета по делу об установлении предельных тарифов для административного истца на 2021 и 2022 годы регулирования следует, что на 2019 год тариф определялся из расчета 62,58 тысяч кубических метров ТКО, на 2020 год - 62,58 тысяч кубических метров, на 2021 год - 122,97 тысяч кубических метров, на 2022 год - 152,08 тысяч кубических метров.
Таким образом, в распоряжении органа регулирования имелись необходимые сведения для определения расчетного объема ТКО в соответствии с правилами, закрепленными в пункте 18 Основ ценообразования, пунктах 7, 14 Методических указаний. Несмотря на это Госкомитет исходил из данных Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан, приняв объем ТКО на 2023 год в размере 271,76 тысяч кубических метров.
При этом суд не может согласиться с доводами административного ответчика об оказании регулируемых услуг ООО "МПОЖХБ" ранее в Мамадышском муниципальном районе, планируемом оказании регулируемых услуг в 2023 году в Елабужском муниципальном районе, что явилось определяющим при применении сведений из упомянутой территориальной схемы.
Согласно пояснениям представителя ООО "Гринта", являющегося региональным оператором по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, ООО "МПОЖХБ" в предыдущие периоды регулирования принимало для утилизации ТКО, образованные на территории как Мамадышского, так и Елабужского муниципальных районов. Одновременно региональный оператор может перенаправлять ТКО для утилизации на полигоны, расположенные в других близлежащих районах.
Суд также отмечает, что согласно проектной документации на Малореченский полигон ТБО общий годовой объем поступления ТКО составляет 150 тысяч кубических метров.
Учитывая изложенное, неправомерное значительное (на 90,2%) завышение расчетного объема ТКО привело к неверному определению размера НВВ, помимо прочего, завышению расходов на приобретение ГСМ и, как следствие, неправильному определению размера оспариваемого тарифа.
В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие недополученные доходы учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные недополученные доходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В силу подпункта "к" пункта 8 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе, расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования недополученных доходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования.
Вместе с тем в производственной программе ООО "МПОЖХБ" на 2023 год отсутствует предложение регулируемой организации по статье "Недополученные доходы", к предложению об установлении тарифа на 2023 год не представлен расчет недополученных доходов, упомянутый в подпункте "к" пункта 8 Правил регулирования тарифов. Следовательно, у органа регулирования не имелось повода для рассмотрения вопроса о принятии данных недополученных доходов при расчете тарифа на захоронение ТКО для административного истца на 2023 год.
Суд отмечает, что само по себе выявление убытков в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации за предыдущий период регулирования, а также информация о неподтвержденном убытке в размере 4849,53 тысячи рублей не дает оснований для рассмотрения этого убытка в качестве недополученного дохода от регулируемой деятельности.
Согласно пункту 35 Основ ценообразования экономически обоснованный размер арендной платы за имущество, не являющееся основными средствами производственного назначения, и арендной платы за землю определяется исходя из экономически обоснованного объема арендуемого имущества (земли) и цены, определенной в соответствии с пунктом 14 настоящего документа.
Подпунктом 3 пункта 19 Методических указаний к административным расходам, помимо прочих, относится арендная плата, не связанная с арендой объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов.
В подтверждение расходов в сумме 251,63 тысячи рублей на аренду административного здания, расположенного по адресу: город Елабуга, улица Первомайская, 50, административным истцов в орган регулирования представлен договор аренды недвижимого имущества от 1 января 2018 года, заключенный с ООО "Проф-Инвест". Срок действия данного договора установлен до 1 декабря 2018 года (пункт 2.1). Дополнительным соглашением от 1 августа 2019 года срок действия данного договора продлен до 31 июля 2020 года. Других документов, подтверждающих продление данного договора аренды, в том числе на период регулирования, ООО "МПОЖХБ" в Госкомитет не представлено. В судебном заседании представитель административного истца подтвердил отсутствие таковых, настаивая на продлении обязательств по названному договору без необходимости заключения дополнительных соглашений.
При этом суд также отмечает, что производственная программа ООО "МПОЖХБ" на 2023 год по статье затрат "Арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов" не включает предложение организации на 2023 год по аренде административного здания по адресу: город Елабуга, улица Первомайская, 50, на сумму 251,63 тысячи рублей.
Следовательно, органом регулирования правомерно отказано во включении данных расходов в НВВ как необоснованных.
Суд соглашается с доводами административного истца о незаконном частичном включении тарифным органом расходов на транспортировку грунта сторонними организациями от заявленных 2056,51 тысячи рублей в размере 89,92 тысячи рублей в соответствии с фактическими затратами 2021 года. Согласно сведениям экспертного заключения, остались без внимания доводы регулируемой организации об изменении технологического процесса в связи с изменением состава отходов, планируемых к утилизации на полигоне, увеличения доли ТКО и, как следствие, необходимости увеличения объема грунта, подлежащего завозу на полигон.
Пунктом 39 Основ ценообразования установлено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов.
При установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:
являющейся некоммерческой организацией, государственным или муниципальным унитарным предприятием;
владеющей объектом (объектами) в области обращения с твердыми коммунальными отходами исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
Вопреки указанной норме, ссылаясь в экспертном заключении на осуществление регулируемой деятельности на полигоне со сроком аренды до 1 января 2028 года (договор аренды б/н от 27 декабря 2012 года, срок действия до 1 января 2028 года), орган регулирования, по мнению суда, неправомерно отказывает во включении в НВВ на 2023 год регулирования расчетной предпринимательской прибыли.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Госкомитета от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2023 год), признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2023 г. N 3а-104/2023
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 24 мая 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 мая 2023 г. N 66а-905/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения