г. Краснодар |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А32-35086/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ИНН 366217910732, ОГРНИП 405366210100584), заинтересованных лиц: администрации города Сочи, администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи и администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (судьи Захарова Л.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-35086/2012, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Комарова Светлана Валериевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация г. Сочи); администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи (далее - администрация Лазаревского района) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ в выдаче градостроительных планов 24 земельных участков, расположенных по адресу: Лазаревский внутригородской район г. Сочи, мкр-н. Дагомыс, ул. Семашко, в районе пансионата им. Семашко;
- признать незаконным отказ в выдаче градостроительных планов 14 земельных участков, расположенных по адресу: Лазаревский внутригородской район г. Сочи, мкр-н. Вардане, в районе пансионата Шексна;
- признать незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от выдачи градостроительных планов земельных участков по заявлениям предпринимателя;
- возложить на администрации обязанности выдать градостроительные планы на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013, отказ администрации Лазаревского района в выдаче градостроительных планов признан незаконным. Суд обязал администрацию Лазаревского района выдать градостроительные планы на спорные земельные участки. Судебные акт мотивированы тем, что у администрации Лазаревского района отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в выдаче градостроительных планов на земельные участки. В части признания незаконными отказов, оформленных письмами от 02.09.2011 и 12.11.2011, отказано по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требований о признании бездействия администрации г. Сочи, выразившемся в непринятии решения о выдаче градостроительного плана земельных участков, отказано, со ссылкой на отсутствие бездействия. Предпринимателю на все его письма администрацией г. Сочи даны ответы.
В кассационной жалобе администрация и администрация Лазаревского района просят отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявители указывают, что, истребовав градостроительные планы земельных участков в целях осуществления индивидуального жилищного строительства, предприниматель, по существу, поставил вопрос об изменении целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах округа горно-санитарной охраны курорта, где строительство запрещено.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель является арендатором 38 земельных участков, расположенных по адресу: Лазаревский внутригородской район г. Сочи, мкр-н. Дагомыс, ул. Семашко, в районе пансионата им. Семашко и мкр-н. Вардане, в районе пансионата "Шексна", предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
12 октября 2011 года и 17 августа 2012 года предприниматель обратился в администрацию Лазаревского района с заявлениями о выдаче градостроительных планов на спорные земельные участки.
В письмах от 12.11.2011 и 04.09.2012 администрация Лазаревского района отказала предпринимателю в выдаче градостроительных планов по причине направления запроса в Департамент имущественных отношений г. Сочи для получения технических условий, кадастровых паспортов и правоустанавливающих документов на земельные участки.
Предприниматель, полагая, что отказ администрации в предоставлении градостроительных планов земельных участков является незаконным, обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве одной из целей подготовки градостроительных планов земельных участков в составе документации по планировке территории является установление границ земельных участков, предназначенных для строительства.
В силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков, осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного заявления осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждает его и предоставляет заявителю без взимания платы (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изложенные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены основания, позволяющие органу местного самоуправления принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства земельного участка.
По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и возможности осуществления реконструкции объекта капитального строительства разрешаются органом местного самоуправления на стадии выдачи разрешения на строительство.
Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
Градостроительный план земельного участка относится к документам, необходимым для проведения государственной экспертизы проектной документации и принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункты 10, 11 Положения о составе проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87).
Администрация Лазаревского района обязана была выдать предпринимателю градостроительный план земельных участков, указав информацию об их разрешенном использовании, а также о требованиях к назначению, параметрах и размещению объекта капитального строительства.
Нарушение прав заявителя оспариваемым решением органа местного самоуправления обусловлено тем, что отказ в выдаче градостроительного плана земельные участки препятствует ему в направлении проектно-сметной документации на государственную экспертизу и подаче заявления о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, выводы судов о том, что оспариваемый отказ администрации Лазаревского района не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, следует признать верными.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих доводов для отказа предпринимателю в выдаче градостроительных планов заинтересованные лица ссылаются на расположение спорных участков в границах округов санитарной охраны курортов, где строительство запрещено.
Однако вопрос о возможности осуществления строительства на спорных земельных участках решается при выдаче разрешения на строительство на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства с разрешенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, следовательно, на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности строительства.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 по делу N АКПИ 12-290 сделан вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А32-35086/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.