Решение Самарского областного суда от 24 ноября 2022 г. N 3а-1847/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1847/2022 по административному исковому заявлению К.А.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
К.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа Самары, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61 в редакции Решения Думы от 29.12.2020 года N 45, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка площадью 118 кв. м в следующих координатах характерных точек: N, к территориальной зоне - зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утвержденный решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером N, а также земельного участка площадью 118 кв. м в приложенных координатах.
В обоснование заявленного требования К.А.В. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: <адрес> К этому участку прилегает земельный участок площадью 118 кв. м., который он хотел приобрести в аренду. Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самары от 25.04.1022 года N РД-563 ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 118 кв. м в аренду со ссылкой на расположение в границах земельного участка красных линий проезда и в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4). Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку закрепление в Правилах землепользования и застройки городского округа Самары территориальной зоны Ж-4 осуществлено без учета существующего землепользования и с ограничением прав на использование земельных участков по назначению с уже установленным видом разрешенного использования. На участок с кадастровым номером N, а также на испрашиваемый земельный участок распространен правовой режим территориальной зоны Ж-4, не разрешающий размещение индивидуальной жилой застройки и иные виды использования, связанные с индивидуальной застройкой; установление красных линий осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Определением суда от 10 ноября 2022 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению К.А.В. об оспаривании Генерального плана г.о. Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка площадью 118 кв. м согласно приложенным координатам.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ч.А.А. уточнил заявленные требования, просил признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа Самары, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61 в редакции Решения Думы от 29.12.2020 года N 45, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка площадью 118 кв. м в следующих координатах характерных точек: N к территориальной зоне - зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом их уточнения поддержал.
Представитель Думы г.о. Самары по доверенности К.П.А. заявленные требования не признал, указал, что на момент принятия Решения Думы г.о. Самары N 45 от 29.12.2020 года территориальная зона (Ж-4) соответствовала функциональной зоне (планируемые территории многоэтажного строительства), установленные Генеральным планом в редакции Решения Думы г.о. Самары от 05.12.2019 года N 477. В настоящее время в связи с внесением изменений в Генеральный план по Решению Думы г.о. Самары N 182 от 29.04.2022 года, которыми изменено функциональное зонирование, уполномоченным органом проводится работа по приведению в соответствие территориальных и функциональных зон с зоны Ж-4 на зону Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами)
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самары К.О.В. поддержала доводы представителя Думы городского округа Самары.
Глава городского округа Самары, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары предоставила письменные возражения, Департамент градостроительства г.о. Самары - письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требование административного истца подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ФЗ N 131 от 06.10.2003 года утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации /далее ГрК РФ/ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта /части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ/, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения /часть 7 статьи 31 ГрК РФ/, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям техническим регламентов, документам территориального планирования /часть 9 статьи 31 ГрК РФ/, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку/ части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ/, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту /части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ/, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации /часть 15 статьи 31 ГрК РФ/, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления /часть 16 статьи 31 ГрК РФ/.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний / часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ/.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения /части 1-3 статьи 32 ГрК РФ/. Пунктом 1 статья 33 ГрК РФ предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1).несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования в муниципальном районе изменений; 2).поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов /ч.2 ст. 33 ГрК РФ/.
Согласно подпункту 26 части 1 статьи 7 Устава г.о. Самары, утвержденного Решением Думы городского округа Самары N 294 от 10.07.2006 года, утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения.
Установлено, что постановлением Самарской городской Думы N 61 от 26 апреля 2001 года утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Самара.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Самарская неделя", N 24, 16.06.2001 года.
29 декабря 2020 года Дума г.о. Самары приняла Решение N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Самаре", которое было опубликовано в издании "Самарская Газета", N 287 (6724), 31.12.2020 года.
Принятию данного Решения Думы предшествовало изготовление проекта внесения изменений, проведение публичных слушаний, оповещение о них, официальное опубликование заключения о результатах публичных слушаний в средствах массовой информации.
Из изложенного следует, что решение Думы г.о. Самары N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Самаре" принято уполномоченным органом, и по процедуре его принятия административным истцом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела установлено, что К.А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 624,1 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенный по адресу: <адрес>
К указанному земельному участку примыкает земельный участок площадью 118 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> с координатами, определенными планом границ земельного участка, выполненным 21.11.2022 года ООО "П.".
На Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы от 26 апреля 2001 года с учетом внесения в них изменений решением Думы от 29.12.2020 года N 45 земельный участок с кадастровым номером: N и земельный участок площадью 118 кв. м располагаются в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия Департаментом градостроительства городского округа Самары распоряжения от 25.04.2022 года N РД-563, которым К.А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 118 кв. м в аренду.
Частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Административный истец, являясь собственником земельного участка, обладает правом на оспаривание Правил землепользования и застройки в отношении принадлежащего ему и испрашиваемого в аренду земельного участка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При подготовке Правил землепользования и застройки не было учтено существующее землепользование, а именно то, что земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участок, и на нем располагается жилой дом, выстроенный административным истцом взамен ранее существовавшего еще с 1958 года домовладения.
В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно Генеральному плану городского округа Самары, утвержденному Решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 года N 539, земельные участки располагались в зоне "Площадки многоэтажного строительства", а в редакции Решения Думы N 539 от 05.12.2019 года зона расположения участков была обозначена как "Планируемые территории многоэтажного строительства".
В соответствии со сведениями, содержащими в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, в Генеральном плане в редакции Решения Думы городского округа Самары от 29.04.2022 N 182 земельные участки расположены в функциональной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный).
Из вышеизложенного следует, что территориальные зоны, обозначенные в Правилах землепользования и застройки городского округа Самары, противоречат функциональной зоне, содержащейся в Генеральном плане городского округа Самары в редакции Решения Думы от 29.04.2022 года N 182.
Доводы представителя Думы г.о. Самара о соответствии на момент принятия Правил землепользования и застройки в редакции Решения Думы N 45 от 29.12.2020 года Генеральному плану в его редакции от 05.12.2019 года N 477, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в настоящее время оспариваемые изменения в Правила землепользования и застройки не соответствуют действующему Генеральному плану городского округа, и необходимость приведения их в соответствие не оспаривается административным ответчиком и Департаментом градостроительства г.о. Самары.
Ссылка Департамента градостроительства г.о. Самары на то, что административный истец на испрашиваемом земельном участке площадью 118 кв. м построил гараж и утратил право требовать предоставления ему этого земельного участка в аренду, не имеет правового значения, поскольку предметом данного спора является вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта закону, имеющему большую юридическую силу.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, Правила землепользования застройки городского округа Самары в части противоречат градостроительному законодательству, нарушают права и законные интересы административного истца, в силу чего их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требование К.А.В. удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа Самары, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в редакции решения Думы от 29.12.2020 года N 45 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка площадью 118 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> к территориальной зоне - зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 24 ноября 2022 г. N 3а-1847/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании