Решение Самарского областного суда от 25 ноября 2022 г. N 3а-2175/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2175/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 3522 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 3733 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 3345 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 3303 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включение в Перечни принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание фактически используется под четырехзвездочный отель. В перечень дополнительных услуг входят обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов, тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, предоставление конференц-залов и залов для совещаний. Включение объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что здание имеет наименование "гостиницы", а поскольку здания гостиниц обычно используются с объектами общественного питания (рестораны, кафе) и объектами бытового обслуживания, министерство включило спорный объект исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 3522 Перечня на 2019 год, в пункт 3733 Перечня на 2020 год, в пункт 3345 Перечня на 2021 год, в пункт 3303 Перечня на 2022 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "Т." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 18591,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение нежилое, наименование - гостиница.
В техническом паспорте здания, выполненном Федеральным бюро технической инвентаризации Самарский филиал ФГУП "Р." по состоянию на 30 ноября 2011 года, указано, что в здании на площади 18 591,1 кв. м располагаются офисы, коридоры, игровой зал, бильярдная, подсобные помещения, бары, санузлы, технические помещения, кладовые, электрощитовые, вентиляционная камера, тепловой узел, лестничные клетки, мастерская, душевые, вахта, гардероб, медпункт, гардеробы, хранилища, комнаты отдыха, раздевалки, паркинг, моечные, сауна, лифтовые, бассейн, салон красоты, радиоузел, столовая, холодильные камеры, компрессорная, склад, касса, бухгалтерия, примерочная, магазин, строенные шкафы, комнаты, обеденные залы, кухни, посудомоечная, горячий цех, холодный цех, кондитерский цех, комнаты персонала, переговорная, холл, банкетный зал, конференц-зал, пекарня.
Офисы (площадью 16,7 кв. м, 6,9 кв. м, 6,1 кв. м., 4,8 кв. м., 12,7 кв. м, 8,1 кв. м, 26,4 кв. м, 5,6 кв. м, 6,1 кв. м, 7,9 кв. м, 9,1 кв. м, 55,1 кв. м, 3,4 кв. м, 8,9 кв. м, 8,8 кв. м, 13,1 кв. м, 14,4 кв. м, 33,0 кв. м, 35,9 кв. м., 5,5 кв. м., 13,5 кв. м., 37,4 кв. м., 25,1 кв. м., 8,3 кв. м, 5,7 кв. м, 5,6 кв. м) составляют в совокупности 384,1 кв. м.
По сведениям технического учета в здании имеется торговый объект - магазин площадью 27,7 кв. м, а также помещения, которые следует отнести к объектам бытового обслуживания, а именно: сауны площадью 6,3 кв. м., 6,4 кв. м., салон красоты площадью 17,8 кв. м.
Такие помещения, как столовая (площадью 70,7 кв. м), обеденные залы (398,5 кв. м, 206,8 кв. м), банкетный зал (54,1 кв. м), кухни площадью (39,3 кв. м., 20,6 кв. м, 12,8 кв. м., 32,9 кв. м) бары (244,5 кв. м., 27,6 кв. м., 7,6 кв. м), холодные цеха (49,2 кв. м, 46,5 кв. м), кондитерский цех (7,4 кв. м., 2,3 кв. м.), пекарня (34,1 кв. м.), моечные (21,4 кв. м., 19,1 кв. м, 12,7 кв. м, 6,5 кв. м, 31,4 кв. м) посудомоечная (42,4 кв. м)., горячий цех (52,2 кв. м.) являются объектами общественного питания.
В совокупности площадь офисных помещений, торгового объекта, объектов бытового обслуживания, общественного питания составляет 1882,9 кв. м, что от общей площади здания составляет 10,12%.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N (единое землепользование) с видом разрешенного использования: под гостиничный комплекс.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает размещение на нем объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного назначения или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней на 2019-2022 годы административным ответчиком не проводились.
Согласно договора аренды предприятия, заключенного между ООО "Т." и ООО "Р." от 12.09.2013 года, здание фактически используется под гостиницу.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни на 2019-2022 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения из ЕГРН, технический паспорт, сведения о земельном участке, на котором расположено здание, не подтверждают назначение или фактическое использование более 20% помещений в нежилом здании в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2019-2022 годы, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019-2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 18 000 руб. (платежное поручение N 115 от 11.10.2022 года).
В связи с тем, что решение суда состоялось в пользу административного истца, с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 18 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Т." удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 3522 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 от 7 октября 2019 года, в части включения в него под пунктом 3733 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 3345 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 3303 нежилого здания с кадастровым номером N
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т." государственную пошлину в размере 18 000 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 ноября 2022 г. N 3а-2175/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании