Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", приказов МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", от 08.06.2021 N 245 "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Чувашской Республики. Администрация Урмарского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое положение о муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Урмарского муниципального округа Чувашской Республики.
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на отдел мобилизационной подготовки, специальных программ, ГО и ЧС администрации Урмарского муниципального округа.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Урмарского |
В.В. Шигильдеев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Урмарского муниципального округа
Чувашской Республики
от 07.03.2023 N 290
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Урмарского муниципального округа Чувашской Республики
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Урмарского муниципального округа Чувашской Республики (далее соответственно - система оповещения населения), и определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения, порядок ее поддержания в состоянии готовности и задействования для оповещения населения.
1.2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - сигнал оповещения).
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны в Урмарском муниципальном округе Чувашской Республике и районного звена территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью населения, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.3. Система оповещения населения входит в систему управления гражданской обороны в Урмарском муниципальном округе Чувашской Республике (далее - ГО) и районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных, включенных в единую сеть электросвязи Российской Федерации.
1.4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения. Зона экстренного оповещения населения представляет собой территорию, подверженную риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимых органами местного самоуправления Чувашской Республики.
1.6. Система оповещения населения должна соответствовать требованиям утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 октября 2020 г., регистрационный N 60567) (далее - Положение).
На систему оповещения населения оформляется паспорт согласно методическим указаниям ГКЧС Чувашии.
II. Назначение и основные задачи системы оповещения населения
2.1. Система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения до населения, органов управления и сил ГО и РЗ ТП РСЧС.
2.2. Основной задачей системы оповещения населения является обеспечение доведения сигналов оповещения до:
руководящего состава ГО и РЗ ТП РСЧС Чувашской Республики;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Главное управление МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ГО при органах местного самоуправления в Чувашской Республике;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Чувашской Республики;
сил ГО и РЗ ТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - организации);
населения.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения до населения, находящегося в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС.
III. Порядок задействования системы оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Урмарского муниципального округа Чувашской Республики, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Урмарского муниципального округа Чувашской Республики.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения, подтверждают получение и немедленно доводят их до Главы Урмарского муниципального округа Чувашской Республики, руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РЗ ТП РСЧС.
3.3. Решение о задействовании системы оповещения населения принимается Главой Урмарского муниципального округа Чувашской Республики.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Урмарского муниципального округа Чувашской Республики.
3.4. Передача сигналов оповещения может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режиме функционирования системы оповещения населения.
Основной режим функционирования системы оповещения населения - автоматизированный.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы в автоматизированном режиме.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио - и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио - и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно совместно с Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и с Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГКЧС Чувашии).
3.6. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется окружной Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
IV. Поддержание в готовности системы оповещения населения
4.1. Поддержание системы оповещения населения в готовности организуется и осуществляется органами местного самоуправления Урмарского муниципального округа Чувашской Республики.
4.2. С целью контроля за поддержанием в готовности системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
4.3. При проведении комплексной проверки готовности системы оповещения населения проверке подлежат система оповещения населения, муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения и КСЭОН.
Готовность системы оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования всех элементов системы оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием технических средств оповещения проектно-сметной документации системы оповещения населения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности системы оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по совершенствованию системы оповещения населения.
Комплексные проверки готовности системы оповещения населения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей администрации Урмарского муниципального округа, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействованных при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября.
4.4. По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями, задействованными в оповещении населения.
4.5. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с методическими указаниями, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
4.6. Технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами совместно с представителями Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и ГКЧС Чувашии путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производятся.
4.7. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы оповещения населения.
4.8. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц Российской Федерации, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок системы оповещения населения не допускается.
4.9. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных системой оповещения населения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики от 7 марта 2023 г. N 290 "Об утверждении положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Урмарского муниципального округа Чувашской Республики"
Вступает в силу с 7 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Урмарского муниципального округа 7 марта 2023 г.
Урмарский вестник от 7 марта 2023 г. N 7