г. Краснодар |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А01-1156/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" (ИНН 0107001110, ОГРН 1020100863529) Нагузе А.А.- Чулковой И.Я. (доверенность от 01.01.2013), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея - Сафроновой О.В. (доверенность от 21.11.2012), от Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6164287579, ОГРН 1096164000019) - Мелконяна Г.М. (доверенность от 22.04.2013), от Черняк Л.Э. - Хаматнурова М.М. (доверенность от 06.08.2013), от Федерального государственного унитарного предприятия "Темрюкский осетровый рыбоводный завод" (ИНН 2352002331, ОГРН 1022304751512) - Буртового А.В. (доверенность от 26.04.2013), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" Нагузе А.А. и Черняк Л.Э. на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2013 (судьи Сулименко Н.В., Винокур И.Г., Стрекачёв А.Н.) по делу N А01-1156/2010, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" (далее - должник) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - управление) обратилось с заявлением об обязании конкурсного управляющего исключить из состава конкурсной массы имущественный комплекс предприятия-должника и передать его управлению.
Конкурсный управляющий должника заявил встречное требование о признании недействительной (ничтожной) сделки, направленной на прекращение права хозяйственного ведения должника федеральным имуществом и изъятие его у должника, оформленной распоряжением управления от 26.07.2012 N 104-р "Об изъятии в государственную казну Российской Федерации недвижимого имущества".
Определением суда от 13.03.2013 (судья Шебзухов З.М.) в удовлетворении заявления управления отказано, производство по заявлению конкурсного управляющего должника прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что закон не относит имущество рыбоводных заводов к числу имущества, изъятого из оборота. Истребование управлением всего имущества должника нарушает баланс интересов собственника имущества должника и кредиторов должника.
Постановлением апелляционного суда от 22.06.2013 определение суда от 13.03.2013 в обжалованной части отменено. Из состава конкурсной массы должника исключен имущественный комплекс предприятия-должника и передан управлению. Судебный акт мотивирован тем, что имущественный комплекс должника относится к имуществу, изъятому из оборота. Реализация федерального имущества в составе конкурсной массы повлечет выкуп федерального имущества способом, не предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного имущества" (далее - Закон о приватизации).
В кассационных жалобах конкурсный управляющий должника и кредитор Черняк Л.Э. просят отменить постановление суда от 22.06.2013, оставить в силе определение суда от 13.03.2013. По мнению подателей жалоб, истребование имущества предприятия из конкурсной массы нарушает баланс интересов собственника имущества должника и его кредиторов. Фактически имущественный комплекс должника, как единый объект, прекратил свое существование в том значении, которое определено статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона о приватизации. Отсутствует Закон, которым имущество должника исключено из гражданского оборота. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" разграничивает собственность, но не исключает имущество из оборота; поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требования об исключении имущества из конкурсной массы должника.
В отзыве на кассационную жалобу Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего должника Нагузе А.А. и представитель кредитора Черняк Л.Э. поддержали доводы жалоб. Представитель управления и представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Темрюкский осетровый рыбоводный завод" просили в удовлетворении кассационных жалоб отказать. Представитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поддержал доводы отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что определение суда от 13.03.2013 и постановление суда от 22.06.2013 надлежит отменить, вопрос направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные управлением требования суд апелляционной инстанции указал, что в силу Закона о приватизации, Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество должника относится к федеральной собственности, на которую наложен запрет приватизации. Реализация федерального имущества в составе конкурсной массы повлечет выкуп федерального имущества способом, не предусмотренным нормами Закона о приватизации.
Вместе с тем, согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. Между тем суд апелляционной инстанции не указал Федеральный закон, которым имущество должника исключено из гражданского оборота.
Суды первой и апелляционной инстанций не исследовали, что, заявляя требование об исключении из конкурсной массы имущества должника как имущественного комплекса, управление указало только часть имущества должника, а не весь имущественный комплекс в том значении, которое определено статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона о приватизации.
В то же время, суды не исследовали довод должника о том, что фактически имущественный комплекс должника, как единый объект, прекратил свое существование, и может ли быть достаточно оставшегося имущества для погашения задолженности должника перед кредиторами в случае, если судами будет установлена правомерность данного довода.
Суд апелляционной инстанции также не исследовал довод должника о том, что истребование имущества предприятия из конкурсной массы нарушает баланс интересов собственника имущества должника и его кредиторов. Суд не исследовал и вопрос, принимал ли собственник должника меры к погашению задолженности, в том числе установленной вступившими в законную силу судебными актами.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции или постановлении суда апелляционной инстанции. Указанные обстоятельства могут иметь существенное значение для правильного разрешения спора, не могут быть исследованы судом кассационной инстанции в силу отсутствия соответствующих полномочий, и подлежат оценке и исследованию в совокупности с иными обстоятельствами дела при новом рассмотрении.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела они не могут считаться законными и обоснованными (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, установить все существенные для дела фактические обстоятельства, полно, всесторонне их исследовать, в совокупности оценить все представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, результаты исследования и оценки отразить в судебном акте с учетом требований статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2013 по делу N А01-1156/2010 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные управлением требования суд апелляционной инстанции указал, что в силу Закона о приватизации, Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество должника относится к федеральной собственности, на которую наложен запрет приватизации. Реализация федерального имущества в составе конкурсной массы повлечет выкуп федерального имущества способом, не предусмотренным нормами Закона о приватизации.
Вместе с тем, согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. Между тем суд апелляционной инстанции не указал Федеральный закон, которым имущество должника исключено из гражданского оборота.
Суды первой и апелляционной инстанций не исследовали, что, заявляя требование об исключении из конкурсной массы имущества должника как имущественного комплекса, управление указало только часть имущества должника, а не весь имущественный комплекс в том значении, которое определено статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона о приватизации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф08-4977/13 по делу N А01-1156/2010
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10720/17
11.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14535/17
07.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5478/17
05.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5481/17
21.07.2017 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
20.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19564/16
19.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5464/17
28.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
21.07.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10527/15
09.07.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 226-ПЭК15
18.09.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6246/14
14.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9850/14
11.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6621/2014
03.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-940/14
11.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10753/13
30.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4977/13
08.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7807/13
22.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4876/13
11.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8197/12
01.02.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13416/12
20.12.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14271/12
05.12.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13414/12
22.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12709/12
28.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5036/12
21.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
18.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
13.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7783/12
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
16.05.2012 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
26.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1406/12
24.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1338/12
20.03.2012 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
03.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13654/11
25.01.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14403/11
16.11.2011 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
02.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
02.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
30.06.2011 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
15.06.2011 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
03.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1228/2011
21.12.2010 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10