г. Краснодар |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А01-2089/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации - Жане М.Р. (доверенность от 14.01.2013), в отсутствие истца - администрации муниципального образования "Город Майкоп", ответчика - Министерства регионального развития Российской Федерации и третьего лица - Министерства финансов Республики Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.04.2013 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (судьи Ванин В.В., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А01-2089/2012, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 2 919 924 рублей убытков, связанных с приобретением во исполнение решения суда общей юрисдикции квартиры гражданину-инвалиду, признанному нуждающимся в предоставлении жилого помещения (уточненные требования).
Определением от 20.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея (далее - Минфин республики).
Определением от 18.12.2012 суд по ходатайству Минфина России и с согласия администрации привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России).
Решением от 23.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.07.2013, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны взыскано 2 919 924 рубля. В иске к Минрегиону России отказано. Судебные инстанции исходили из того, что понесенные администрацией расходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин России не представил доказательств, подтверждающих доведение средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в сумме, достаточной для исполнения администрацией обязанности по приобретению жилья для нуждающегося гражданина-инвалида.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, Минфин России просит отменить решение и постановление и прекратить производство по делу в части требований, предъявленных к Минфину России. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению средств на приобретение жилья инвалидам являются обязательствами Минрегиона России. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрация обращалась в соответствующий компетентный орган с заявлением о выделении субвенции на приобретение спорного жилья.
В отзыве на жалобу Минфин республики просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением Майкопского городского суда от 31.10.2011 по делу N 2-2673/2010 на администрацию возложена обязанность предоставить Шевченко И.Ю., являющемуся инвалидом I группы и состоящему с 08.08.2001 на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи из 5 человек с учетом права на дополнительную площадь.
Решение суда общей юрисдикции мотивировано ссылками на положения статьи 40 Конституции России, статей 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Во исполнение данного решения администрация на основании муниципального контракта от 14.05.2012 N 1/И приобрела в муниципальную собственность пятикомнатную квартиру общей площадью 107, 7 кв. м, расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, 4А, кв. 3. Стоимость указанной квартиры составляет 2 919 924 рубля.
13 июня 2012 года администрация (наймодатель) и Шевченко И.Ю. (наниматель) заключили договор N 1944 социального найма жилого помещения, по которому наймодатель предоставил нанимателю квартиру в бессрочное владение и пользование.
Денежные средства в размере 2 919 924 рублей на приобретение жилья для гражданина-инвалида и его семьи выплачены из городского бюджета, что подтверждается платежным поручением от 25.05.2012 N 1070132.
Полагая, что соответствующие расходы, связанные с приобретением квартиры гражданину-инвалиду, должны быть компенсированы за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 названного Закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 08.06.2010 N 2280/10 и от 04.06.2013 N 499/13, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доведение муниципальному образованию "Город Майкоп" в спорный период средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в сумме, достаточной для реализации полномочий по предоставлению жилых помещений гражданам-инвалидам.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о необходимости удовлетворения иска за счет Российской Федерации соответствует закону.
Довод Минфина России о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Минрегион России как главный распорядитель средств федерального бюджета, несостоятелен. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательства того, что Минрегиону России выделялся достаточный объем денежных средств, обеспечивающий и затраты истца на спорную квартиру, не представлены. Материалами дела подтверждается неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации истцу затрат, связанных с несением расходов на приобретение жилья для гражданина-инвалида. Заявитель жалобы не обосновал невозможность полноценного представления интересов Российской Федерации в судебном процессе одновременно двумя органами исполнительной власти (Минфин России и Минрегион России).
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А01-2089/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.