В соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации" и приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Администрация Старорусского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района.
2. Утвердить прилагаемую Схему муниципальной системы оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района.
3. Утвердить прилагаемую номенклатуру и объем резерва технических средств оповещения, создаваемых в целях оповещения населения Старорусского муниципального района.
4. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Старорусского муниципального района, независимо от форм собственности, в рамках выполнения мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
4.1. Рассмотреть возможность создания локальных (объектовых) систем оповещения и информирования;
4.2. В срок до 01 марта 2023 года представить в муниципальное бюджетное учреждение Старорусского муниципального района "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" (далее МБУ "Управление по делам ГО и ЧС") сведения о телефонных номерах дежурно-диспетчерских служб (должностных лиц), на которые будет осуществляться прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
6. Признать утратившим силу постановление Администрации муниципального района от 06.07.2016 N 995 "Об утверждении положения о муниципальной системе оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района о чрезвычайных ситуациях".
7. Опубликовать постановление в периодическом печатном издании - муниципальной газете "Русса-Информ" Старорусского муниципального района и на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.admrussa.ru).
Глава муниципального района |
Е.Л. Комарова |
Утверждено
постановлением Администрации
муниципального района
от 06.02.2023 N 255
Положение
о муниципальной системе оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района
1. Общие положения и основные понятия
1.1. Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации" и приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Старорусского муниципального района, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.4. Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее МАСЦО) - это сегмент региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Новгородской области о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.5. МАСЦО создается Администрацией Старорусского муниципального района.
Границами зоны действия МАСЦО являются административные границы муниципального образования Старорусский муниципальный район.
1.6. МАСЦО создается на муниципальном уровне при отнесении территорий Старорусского муниципального района к соответствующим зонам распоряжением Правительства Новгородской области. Границами зон действия (создания) МАСЦО будут являться границы зон экстренного оповещения населения.
1.7. Системы оповещения населения Старорусского муниципального района всех уровней технически и программно сопрягаются (взаимодействуют) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматизированном режиме.
Сопряжение муниципальной системы оповещения с региональной системой оповещения населения обеспечивается Правительством Новгородской области.
1.8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией Старорусского муниципального района по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.9. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365.
На муниципальную систему оповещения населения оформляется паспорт, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 Приказа.
2. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения
2.1. Муниципальная система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
С целью максимального сокращения времени, затрачиваемого на передачу сигналов оповещения, создается МАСЦО.
МАСЦО представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе КПАСО-Р "Марс-Арсенал" с пунктом управления, расположенный в ЕДДС-112 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС".
Кроме того, при оповещении населения района задействуются сиренно-речевые установки, используются мобильные средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства на автомобилях экстренных служб, привлекаются Главы сельских поселений путем проведения подворовых обходов, размещения информации в сети Интернет и социальных сетях и иными средствами оповещения и информирования.
2.2. В состав муниципальной системы оповещения населения входят:
расположенная на территории Старорусского муниципального района МАСЦО - сегмент региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Новгородской области;
местная система оповещения населения;
комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации, независимо от форм собственности организаций, расположенных на территории района;
мобильные и носимые технические средства оповещения населения.
2.3. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС;
сил ГО и РСЧС Старорусского муниципального района;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб предприятий, организаций, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории Старорусского муниципального района.
2.4. Пунктом управления, с которого обеспечивается управление муниципальной системой оповещения, является пункт размещения дежурной смены ЕДДС-112 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС".
3. Порядок задействования муниципальной системы оповещения
3.1. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Старорусского муниципального района и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Решение о задействовании муниципальной системы оповещения принимается Главой Старорусского муниципального района либо лицом, исполняющим его обязанности.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.3. Задействование муниципальной системы оповещения населения осуществляет дежурная смена (оперативный дежурный) ЕДДС-112 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС".
3.4. Оповещение органов управления, сил Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС и населения осуществляется по утвержденной Схеме муниципальной системы оповещения и информирования Старорусского муниципального района.
3.5. Информирование населения по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" производится путем размещения на официальном сайте Администрации Старорусского муниципального района информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также информации по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.6. Оповещение и информирование населения при отсутствии иных возможностей производится посредством мобильных (ручных) громкоговорителей, доведением информации до должностных и привлекаемых к оповещению лиц по телефонной сети связи общего пользования, подворовым обходом, размещением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях и другими способами.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется оперативными дежурными ЕДДС-112 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС", соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основным режимом функционирования муниципальной системы оповещения является автоматизированный режим.
3.8. Оперативный дежурный ЕДДС-112 МБУ "Управление по делам ГО и ЧС" получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Главы Старорусского муниципального района, органов управления и сил ГО и Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
3.9. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио - и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренной информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления Старорусского районного звена совместно с органами повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС.
3.10. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.11. Рассмотрение вопроса об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КПЛЧС и ОПБ) Старорусского муниципального района.
3.12. Администрация Старорусского муниципального района и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности муниципальной системы оповещения населения
4.1. Поддержание муниципальной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется Администрацией Старорусского муниципального района.
4.2. В целях обеспечения готовности системы оповещения населения в различных режимах функционирования Старорусского районного звена ОТП РСЧС основными мероприятиями являются:
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций (режим повседневной деятельности):
поддержание системы оповещения в состоянии постоянной готовности к задействованию, с этой целью периодически проводятся технические проверки готовности к работе систем оповещения;
проведение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию, совершенствованию и развитию системы оповещения населения.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (режим повышенной готовности):
усиление состава дежурных служб;
проверка готовности средств оповещения к экстренному задействованию и устранение выявленных недостатков;
подготовка к работе сетей связи и мобильных средств оповещения.
При возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации (режим чрезвычайной ситуации):
задействование системы оповещения населения;
задействование мобильных средств оповещения в зонах чрезвычайных ситуаций;
проверка состояния технических средств оповещения населения и проведение работ по восстановлению их работоспособности.
4.3. Организации связи и радиовещания на территории Старорусского района обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи и радиовещания, каналов и линий связи, используемых в муниципальной системе оповещения.
4.4. Организации, расположенные на территории Старорусского муниципального района и привлекаемые к обеспечению оповещения населения:
предоставляют Администрации Старорусского муниципального района места для установки технических средств оповещения населения с заключением договора ответственного хранения;
осуществляют в установленном порядке распространение экстренной информации путем использования имеющихся у организаций технических устройств оповещения населения.
4.5. С целью контроля за поддержанием в готовности муниципальной системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления Старорусского районного звена областной территориальной подсистемы РСЧС и органов повседневного управления РСЧС Старорусского муниципального района, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, за действующих при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КПЛЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения.
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365, а также настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражается информация в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4.6. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Резерв создается за счет средств выделяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок использования данных средств определяется Главой Старорусского муниципального района либо председателем КПЛЧС и ПБ района. Местом хранения резерва средств является помещение оперативного зала ЕДДС-112 района. Проверка технического состояния резерва технических средств оповещения проводится директором МБУ "Управление по делам ГО и ЧС" не реже одного раза в полугодие.
4.7. Требования, предусмотренные приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
4.8. В целях поддержания муниципальной системы оповещения в состоянии постоянной готовности осуществляется ее техническое обслуживание. Работы по техническому обслуживанию системы оповещения проводятся специализированными организациями на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.
5. Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения
Финансовое обеспечение по созданию, совершенствованию и поддержанию в постоянной готовности и развитию муниципальной системы оповещения населения, созданию и содержанию запасов технических средств оповещения, возмещению затрат, понесенных организациями, операторами связи, редакциями средств массовой информации, а также организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения населения, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Утверждена
постановлением Администрации
муниципального района
от 06.02.2023 N 255
Номенклатура и объем
резерва технических средств оповещения, создаваемых в целях оповещения населения Старорусского муниципального района
N |
Наименование |
Объем, единиц |
1 |
Ручной громкоговоритель с функцией записи и воспроизведения текста |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 6 февраля 2023 г. N 255 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения и информирования населения Старорусского муниципального района"
Текст постановления опубликован в газете "Русса-Информ" от 10 февраля 2023 г. N 6