г. Краснодар |
|
03 октября 2013 г. |
Дело N А32-28444/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Мельниковой О.В. (доверенность от 14.06.2012), от ответчика - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Деревенца И.В. (доверенность от 02.07.2012) и Тагировой Т.М. (доверенность от 02.07.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2013 (судья Огилец А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А32-28444/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 107 270 рублей 02 копеек платы за пользование вагонами собственными и привлеченными на путях необщего пользования (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением от 17.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.06.2013, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы следующим: плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования; проанализировав условия договора от 24.01.2012 N 85/4, суды пришли к выводу о том, что данным договором не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами собственными и привлеченными.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. По мнению заявителя, вагоны, находящиеся в аренде у перевозчика, имеют правовой режим вагонов, принадлежащих перевозчику; использование ответчиком вагонов собственных и привлеченных без какой-либо оплаты противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 24.01.2012 общество (перевозчик) и порт заключили договор N 85/4, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у общества.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5.1 договора).
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая - не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта.
Занятость и свободность выставочных путей N 5 и 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей порта заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика - приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.
В соответствии с пунктом 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.
По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225, путей N 14, 15 - до грузового фронта N 16, путей N 16 - 23, 17 - 21 - до грузового фронта N 15, пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232, путей N 18, 19 - до грузового фронта N 1. Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3690 тонн.
Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.
На железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов (пункт 12 договора).
В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования порта, техническая пригодность использования вагонов под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленным на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона порту под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10 часов. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте формы ГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов.
Общество начислило порту плату за пользование вагонами и контейнерами в сумме 107 481 рубля 95 копеек.
Неоплата ответчиком данной суммы послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, суды исходили из следующего.
Поданные порту вагоны не принадлежат перевозчику (обществу). При нахождении вагонов на пути необщего пользования порта перевозка груза была закончена, груз выдан грузополучателю, т. е. отношения, регламентированные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" (далее - Порядок N 1051), окончены. Условиями договора от 24.01.2012 N 85/4 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами собственными и привлеченными.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу действующего законодательства обязательства по перевозке грузов, а также иные правоотношения, связанные с осуществлением перевозочного процесса, регулируются соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если иное не установлено законом.
Обязательства по оплате услуг железнодорожного транспорта, в том числе за пользование вагонами, вытекают из статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии с которой за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
Как видно из материалов дела, спорные вагоны переданы в пользование обществу в соответствии с Порядком N 1051, в пункте 2 которого установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка. Следовательно, вагоны собственные и привлеченные имеют правой режим вагонов общего парка, т. е. вагонов, принадлежащих перевозчику.
Пунктом 15.1.3 договора от 24.01.2012 N 85/4 предусмотрено, что порт осуществляет плату за пользование вагонами перевозчика в соответствии с условиями договора, правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами Федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) с учетом индекса, установленного приказом Федеральной службы по тарифам и действующего на момент оказания услуги. Плата за пользование вагонами начисляется перевозчиком по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно и предъявляется на подпись уполномоченному работнику порта.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что условиями договора от 24.01.2012 N 85/4 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами собственными и привлеченными, не соответствуют материалам дела.
Поскольку расчет платы за пользование вагонами перевозчика суды не проверяли, то решение и постановление надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, при необходимости истребовать должным образом дополнительные доказательства, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить доводы участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по делу N А32-28444/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательства по оплате услуг железнодорожного транспорта, в том числе за пользование вагонами, вытекают из статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии с которой за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
...
По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
Как видно из материалов дела, спорные вагоны переданы в пользование обществу в соответствии с Порядком N 1051, в пункте 2 которого установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка. Следовательно, вагоны собственные и привлеченные имеют правой режим вагонов общего парка, т. е. вагонов, принадлежащих перевозчику.
...
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2013 г. N Ф08-5817/13 по делу N А32-28444/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28444/12
03.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5817/13
26.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7308/13
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28444/12