г. Краснодар |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А25-2633/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска - Урусовой З.М. (доверенность от 22.03.2013), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики - Койчуевой З.М. (доверенность от 04.06.2013), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2013 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Казакова Г.В., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А25-2633/2012, установил следующее.
Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным решения от 19.10.2012 N 01/110/2012-981 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики (далее - регистрационная служба) об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - магазин общей площадью 318,1 кв. м (подвальные помещения), расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пересечение ул. Красноармейской, 68 и ул. У. Алиева, 12а; о понуждении регистрационной службы осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.
Решением от 03.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение заинтересованного лица от 19.10.2012 N 01/110/2012-981; обязал регистрационную службу осуществить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Черкесска на подвальные помещения - магазин с устройством двух отдельных входов общей площадью 318,1 кв. м, расположенные по адресу: КЧР, г. Черкесск, пересечение ул. Красноармейской, 68 и ул. У. Алиева, 12-а. Суды пришли к выводу о том, что управление направило в регистрационную службу весь перечень документов, предусмотренный положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с чем основания для отказа в регистрации отсутствовали.
В кассационной жалобе регистрационная служба просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, в государственной регистрации права собственности отказано правомерно, поскольку заявитель не представил доказательств формирования подвальных помещений в качестве самостоятельного объекта до проведения реконструкции.
В судебном заседании представитель регистрационной службы поддержал доводы жалобы, представитель управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Президиума Верховного Совета Карачаево-Черкесской Республики от 20.05.1993 N 29 здание детской поликлиники, расположенное по адресу: г. Черкесск, пересечение ул. Красноармейская, 68 и ул. У. Алиева, 12а, передано в собственность муниципального образования города Черкесска.
24 марта 2011 года муниципальное образование города Черкесска зарегистрировало право собственности на здание детской поликлиники (запись N 09-09-01/009/2011-296).
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 06.10.2011 N 1967 согласован акт для реконструкции части здания детской поликлиники - подвальных помещений общей площадью 92,4 кв. м для устройства магазина с отдельным входом.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 06.10.2011 N 1968 согласован акт для реконструкции части здания детской поликлиники - подвальных помещений общей площадью 179,2 кв. м под магазин с устройством отдельного входа.
21 октября 2011 года мэрией муниципального образования города Черкесска выдано разрешение N RU09301000-578-2011 на реконструкцию части здания - подвальных помещений под магазин с устройством двух отдельных входов по адресу: г. Черкесск, пересечение ул. Красноармейская, 68 и ул. У. Алиева, 12а.
23 августа 2012 года управлению выдано разрешение на ввод в эксплуатацию части здания - подвальных помещений - магазин с устройством двух отдельных входов общей площадью 318,1 кв. м.
31 августа 2012 года ГУП "Техинвентаризация" в отношении реконструированной части здания оформлен кадастровый паспорт.
4 сентября 2012 года управление обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении подвального помещения - магазина с устройством двух отдельных входов общей площадью 318,1 кв. м. Для государственной регистрации права заявителем представлены разрешение на реконструкцию подвальных помещений от 21.10.2011 N RU-09301000-578-2011, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.08.2012 N 193-рв и кадастровый паспорт реконструированного объекта.
Уведомлением от 19.09.2011 заинтересованное лицо сообщило управлению о приостановлении государственной регистрации до 19.10.2012 в связи с необходимостью представления документов, подтверждающих право муниципальной собственности на часть здания - подвальные помещения, расположенные по адресу: г. Черкесск, пересечение ул. Красноармейская, 68 и ул. У. Алиева, 12а.
Сообщением от 19.10.2012 N 01/110/2012-981 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Полагая, что решение регистрационной службы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы муниципального образования, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона N 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав. Рассматривая заявление о регистрации права собственности, регистрационный орган должен проверять в пределах своей компетенции и запрашивать только те документы, которые содержат основания возникновения, изменения и прекращения этих прав.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ установлено, что право собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В пункте 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, указано, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой.
Суды установили, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на часть здания (подвальные помещения) заявителем представлены разрешение на реконструкцию подвальных помещений от 21.10.2011 N RU09301000-578-2011, разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию от 23.08.2012 и кадастровый паспорт реконструированных помещений от 31.08.2012. Вопрос о реконструкции подвальных помещений рассмотрен уполномоченными органами, реконструированное помещение признано соответствующим действующим нормам и правилам, введено в эксплуатацию и не является самовольной постройкой.
Все поданные на государственную регистрацию документы представлены в полном объеме и соответствуют по форме и содержанию нормам действующего законодательства. Принадлежность муниципальному образованию подвальных помещений, существовавших до произведенной реконструкции, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2011 (т. 1, л. д. 26) и никем не оспаривается. Доказательством формирования подвальных помещений в качестве самостоятельного объекта до проведения реконструкции (путем выделения этих помещений из здания поликлиники) является решение собственника о реконструкции данного объекта, принятое муниципальным образованием в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и получение им в установленном законом порядке разрешения на реконструкцию подвальных помещений.
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение регистрационной службы не соответствует требованиям Закона N 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы муниципального образования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А25-2633/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2013 г. N Ф08-5814/13 по делу N А25-2633/2012