В целях профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2021 N 939 "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068, приказываю:
1. Утвердить Доклад о правоприменительной практике Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Татарстан за 2022 год, согласно приложению к настоящему приказу (далее - Доклад).
2. Заведующей сектора контроля и аналитики (Юшкевич Г.И.) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - заместителя главного государственного жилищного инспектора - начальника правового управления Саттарова B.C.
Начальник |
С.А. Крайнов |
Доклад
о правоприменительной практике Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Татарстан за 2022 год
(утв. приказом Государственной жилищной инспекции РТ от 7 марта 2023 г. N 32)
Настоящий доклад разработан Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ, Инспекция) в целях профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и основан на реализации положений:
Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, устанавливающими соблюдение контролируемыми лицами лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
приказа Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами";
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2021 N 939 (ред. от 22.07.2022) "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Настоящий доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики по отнесенному к компетенции ГЖИ РТ региональному государственному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Источниками сведений для подготовки доклада являются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю (надзору) ГЖИ РТ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц ГЖИ РТ в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в ГЖИ РТ о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий.
Информация в докладе предоставлена на основании результатов анализа и обобщения правоприменительной практики ГЖИ РТ по состоянию на 31.12.2022.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Обеспечение единообразных подходов к применению ГЖИ РТ и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Реализация полномочий ГЖИ РТ в сфере контрольной (надзорной) деятельности осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охраны прав и законных интересов, уважения достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранения должностными лицами контрольного (надзорного) органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ на официальном сайте КНД и ГЖИ РТ размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, с текстами действующих нормативных правовых актов, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, готовится ГЖИ РТ в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом". В решении указывается предмет проверки, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.
Единообразность применения обязательных требований ГЖИ РТ и его должностными лицами основана на открытости деятельности ГЖИ РТ, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Стимулирование добросовестного поведения обеспечивалось отнесением объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В отношении контролируемых лиц, не имеющих фактов нарушений обязательных требований и не привлекавшихся к административной ответственности за нарушения обязательных требований, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Проведение ГЖИ РТ профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Фактов поступления в ГЖИ РТ жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну в отчетном периоде не зафиксировано.
3. Информация по региональному государственному лицензионному контролю
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 г. N 1068 (ред. от 13.08.2022) "О государственном жилищном надзоре в Республике Татарстан", Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ) является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя, в том числе, осуществление лицензионного контроля.
Порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируется статьей 196 ЖК РФ.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
За 2022 год ГЖИ РТ в рамках лицензионного контроля в отношении 177 лицензиатов проведено 694 проверки, в т.ч. плановых - 1, внеплановых - 693.
По результатам 355 проверок выявлено 676 случаев нарушения лицензионных требований. По результатам 148 проверок наложен 101 административный штраф на общую сумму 3135 тыс. руб., не исполнено в установленные сроки 3 предписания.
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов 2677 тыс. руб., что составляет 85,3% от суммы наложенных штрафов.
Снижение количества проверок в 2022 году обусловлено вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым установлен запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и ограничения проведения КНМ (по согласованию с органами прокуратуры в случае наличия исключительных оснований - наличие непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав).
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приоритетными направлением в контрольно-надзорной деятельности установлена профилактика нарушений.
В случае наличия сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
4. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований
Основные направления судебной работы Инспекции, участие в судебных заседаниях:
1. по вопросам обжалования постановлений Инспекции о назначении административного наказания в виде административного штрафа;
2. по вопросам признания недействительными решений, принятых общим собранием собственников помещений МКД;
3. по вопросам понуждения к обеспечению доступа в помещения для проведения проверок на предмет наличия переустройства и (или) перепланировки;
4. В качестве третьего лица по делам:
- о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги;
- об оспаривании решений общих собраний собственников помещений МКД;
- о перепланировке (переоборудовании) помещений в МКД.
В Арбитражном суде Республики Татарстан в 2022 году рассмотрено 28 дел с участием ГЖИ РТ, в том числе: в качестве ответчика, по следующим делам: по обжалованию решений ГЖИ РТ о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан сведений о многоквартирных домах - 8, по обжалованию предостережения - 1, по привлечению к административной ответственности - 3.
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности ГЖИ РТ в 2022 г. выявлены наиболее часто нарушаемые подконтрольными субъектами нормативные и правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Наиболее распространенными нарушениями являются:
нарушения лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением (ст. 7.22 КоАП РФ);
неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания (ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ);
осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление (ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ);
осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ);
невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ч.ч. 1, 24 ст. 19.5 КоАП РФ).
Сложилась следующая судебная практика за 2022 год:
Дело N А65-3808/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Э", (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, (далее - ответчик, административный орган) об отмене постановления N... от 03.02.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250000 руб.
02.02.2022 в 16 час. 00 мин. сотрудником административного органа выявлены нарушения Обществом в части содержания придомовой территории дома, расположенного по адресу: г..., а именно: не произведена уборка тротуаров и внутриквартальных проездов полностью под скребок, возникшая скользкость дорожного покрытия не обработана пескосоляной смесью, наличие колеи внутриквартальных проездов, не произведено удаление снежных свесов, сосулей, наледи с козырьков, крыш, балконов, не произведен вывоз снега сдвинутого с внутриквартальных дорог, проездов, который уложен в валы и кучи на придомовой территории, размягченные после обработки льдообразования не убраны, допущено их попадание на открытый грунт, под деревья и на газон. Аналогичные нарушения были выявлены на других домах города. По данному факту ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении N.... от 02.02.2022, в котором действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). На основании указанного протокола административным органом вынесено оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 250000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса. Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензионные требования к лицензиату установлены частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491). Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы) организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы. В силу пункта 4.6.1.23 Правил и норм очистка кровли от наледей и сосулек производится по мере необходимости. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега (п. 4.8.10 Правил). Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы (п. 3.6.14 Правил). Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов (п. 3.6.15 Правил). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (п. 3.6.16 Правил). Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей (п. 3.6.17 Правил). На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления (п. 3.6.18 Правил). Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений (п. 3.6.20 Правил).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, установленные законом требования по содержанию придомовых территории Обществом надлежащим образом не исполнялись.
Вопреки позиции Общества, право административного органа на проведение проверки по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами не исключает полномочия его должностного лица возбудить дело об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является (в том числе) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Согласно части 4 указанной статьи дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Заявитель указывает на отсутствие полномочий на присутствие при составлении протокола об административном правонарушении Кирилловой Т.М. Вместе с тем, в материалах дело об административном правонарушении содержится доверенность N_ от 18.01.2022, согласно которой Общество в лице генерального директора Ф.И.О. уполномочивает Ф.И.О. представлять интересы Общества в Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан. Для выполнения представительских функций доверенному лицу предоставляются все права, предоставленные КоАП РФ, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Общества, подписывать его, получать копии, предоставлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Ссылка на указанную доверенность в протоколе об административном правонарушении также имеется.
Согласно части 1 статьи 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Заявителем не представлены доказательства того, что свидетель Ф.И.О. является сотрудником административного органа.
Таким образом, процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Из анализа указанных норм права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения и, соответственно, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, правонарушение не совершено Обществом впервые, постановлением ответчика по делу об административном правонарушении от 26.10.2021 N... Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Указанное постановление оставлено без изменения решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-28256/2021 от 17.01.2022.
Таким образом, оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Размер административного штрафа определён ответчиком в размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (250000 руб.). Оценив обстоятельства дела, представленные заявителем документы, суд пришел к выводу о возможности применения статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного предприятию наказания ниже низшего предела.
Исходя из совокупности конкретных обстоятельств, установленных в рассматриваемом деле, общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершённого административного правонарушения, степени вины юридического лица, с учетом сведений о тяжелом материальном положении, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ арбитражный суд полагает возможным уменьшить размер административного штрафа до 125000 руб.
Суд заявление удовлетворил частично: изменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, N... от 03.02.2022 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Э" административного наказания в виде штрафа в размере 250000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа до 125000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Дело N 5-150/2022.
Мировой судья судебного участка N 6 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "УК "С" Ф.И.О., установил:
В ходе проведения 27.01.2022 в 13 часов 28 минут Государственной жилищной инспекции РТ анализа раскрытия информации в ГИС ЖКХ относительно ООО "УК "С" выявлено нарушение требования, предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", приказа Минкомсвязи России N 74 и Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", а именно: в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) ООО "УК "С" не размещен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N, проведенного в форме очно-заочного голосования от 08.01.2022.
Исследовав материалы дела, суд считает, что вина Ф.И.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ подтверждается представленными в материалах дела доказательствами.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ регламентирован вид информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Установлено, что Ф.И.О. является директором ООО "УК "С" и, соответственно, является должностным лицом, ответственным за выполнение обязанности по размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ.
Факт совершения административного правонарушения Ф.И.О. подтверждается: протоколом об административном правонарушении от в котором изложено существо правонарушения; служебной запиской директора ГКУ РТ "Управление по обеспечению деятельности ГЖИ РТ" от 27.01.2022 с приложением распечатки с сайта ГИС ЖКХ; извещением о составлении протокола об административном правонарушении от 02.02.2022.
Совокупность представленных доказательств и их оценка позволяет сделать вывод о том, что ФИО, являясь ответственным должностным лицом, не выполнил в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности по размещению информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в полном объеме.
Действия Ф.И.О. суд квалифицирует по части 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, по делу не установлено.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, в связи с чем, приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
Мировой судья постановил:
директора ООО "УК "С" Ф.И.О. признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
Анализ работы с обращениями граждан, поступившими в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан за 2022 год
В 2022 году в инспекцию поступило 15096 обращений (в 2021 году - 16478, т.е. снижение на 8,4%), в том числе 424 - устных, 14672 - письменных (из них 2791 через Интернет-приемную). Всего обращений в электронном виде поступило - 7147. Из общего числа обращений перенаправлено по подведомственности - 453, повторных обращений - 120. Всего рассмотрено 14160 обращений, в стадии рассмотрения находится 936 обращений. Информация о местах, днях и часах приема граждан, а также об уполномоченных лицах по личному приему граждан размещена на официальном сайте инспекции.
В обращениях затронуто 30115 вопросов (за 2021 г. - 26137 вопросов), т.е. наблюдается рост количества поставленных в обращениях вопросов на 15,2%.
Тематика поставленных в обращениях вопросов |
Количество вопросов 2022 года |
% от общего количества вопросов |
Количество вопросов 2021 года |
Снижение (-), рост (+) % 2022 к 2021 гг. |
о содержании общедомового имущества |
11870 |
39,4 |
10520 |
+12,8 |
о качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг |
7211 |
24,0 |
6289 |
+14,7 |
о работе управляющих организаций |
6120 |
20,3 |
3484 |
Рост в 1,8 раза |
о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги |
3020 |
10,0 |
3105 |
-2,7 |
информационные системы (вопросы по ГИС МЖФ) |
1123 |
3,7 |
1046 |
+7,4 |
о необходимости проведения капитального ремонта, замечаниях после капитального ремонта |
450 |
1,5 |
1031 |
Снижение в 2,3 раза |
о перепланировке жилых помещений |
269 |
0,9 |
571 |
-52,9 |
о строительных недоделках |
52 |
0,2 |
91 |
Снижение в 1,75 раза |
Итого: |
30115 |
100 |
26137 |
+15,2 |
Увеличение количества затронутых в обращениях вопросов связано с ростом активности граждан по управлению общедомовым имуществом, требовательности к качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг, при этом недостаточной разъяснительной работой УК с жителями по наиболее актуальным вопросам, в том числе о своей деятельности, о порядке проведения общих собраний, правилах и нормах содержания общего имущества, об обязанностях собственников помещений в МКД, начислениях за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения обращений граждан, но установленным фактам нарушений в содержании общедомового имущества за отчетный период выдано 359 предписаний (за 2021 г. - 1223), оформлено 117 протоколов (за 2021 г. - 420), направлено 3003 предостережения (за 2021 г. - 2303).
За допущенные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и невыполнение предписаний инспекции в установленные сроки нарушители привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 2674,5 тыс. руб. (в 2021 году - 7203,1 тыс. руб.).
Субъектами регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию или обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Наименование |
2021 год |
2022 год |
Подконтрольные субъекты |
344 |
362 |
Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиаты).
В 2022 году ГЖИ РТ вынесено 2102 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в целях проведения профилактической работы.
По состоянию на имеется следующее количество подконтрольных объектов:
Многоквартирных домов всего: 17897 ед., в том числе подконтрольных: 15403 ед./78153,4 тыс. м2.
Нарушения, выявленные в соответствии со статьями КоАП РФ, КоАП РТ за 2021-2022 гг.
Наименование сведений |
2021 |
2022 |
||
Количество проведенных плановых проверок |
5 |
1 |
||
Количество проведенных внеплановых проверок |
2665 |
630 |
||
Количество проведенных мероприятий в соответствии со статьями КоАП Российской Федерации |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
3 |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
4 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
10 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
4 |
|
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
11 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
8 |
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
9 |
ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ |
8 |
|
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
2 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
2 |
|
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
5 |
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
3 |
|
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
29 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
4 |
|
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
3 |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
1 |
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
7 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
2 |
|
ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ |
2 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
20 |
|
ст. 7.22 КоАП РФ |
8 |
ст. 7.23 КоАП РФ |
21 |
|
ст. 7.23 КоАП РФ |
64 |
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
7 |
|
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
12 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
1 |
|
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
1 |
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
3 |
|
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
45 |
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
50 |
|
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
22 |
Итого |
136 |
|
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
64 |
|||
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
1 |
|||
Итого |
286 |
Информация по административным взысканиям
Наименование сведений |
2021 |
2022 |
|||
Штрафы в рамках проведения плановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
230 |
0 |
||
взысканные, тыс. руб. |
130 |
0 |
|||
Штрафы в рамках проведения внеплановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
6397,5 |
3116 |
||
взысканные, тыс. руб. |
2802 |
2661 |
|||
Штрафы по статьям КоАП РФ |
наложенные, тыс. руб. |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
30 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
10 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
35 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
40 |
||
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
60 |
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
205 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
6 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
350 |
||
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
15 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
112 |
||
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
255 |
ст. 7.23 КоАП РФ |
76 |
||
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
2485 |
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
300 |
||
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
30 |
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
50 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
6 |
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
1962,5 |
||
ч.2 ст. 7.21 КоАП РФ |
45 |
Итого |
3116 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
30 |
||||
ст. 7.23 КоАП РФ |
233,5 |
||||
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
650 |
||||
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
||||
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
28 |
||||
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
350 |
||||
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
2275 |
||||
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
75 |
||||
Итого |
6572,5 |
||||
взысканные, тыс. руб. |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
0 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
10 |
|
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
35 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
40 |
||
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
50 |
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
0 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
0 |
||
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
15 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
112 |
||
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
200 |
ст. 7.23 КоАП РФ |
71 |
||
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
400 |
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
100 |
||
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
0 |
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
50 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
1862,5 |
||
ч.2 ст. 7.21 КоАП РФ |
5 |
Итого |
2661 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
30 |
|
|||
ст. 7.23 КоАП РФ |
211 |
||||
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
625 |
||||
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
||||
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
10 |
||||
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
300 |
||||
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
1200 |
||||
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
0 |
||||
Итого |
3081 |
Основные статистические показатели результатов контрольно-надзорной деятельности:
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Количество поступивших обращений |
16228 |
13511 |
12324 |
10445 |
15096 |
Количество проведенных проверок |
6179 |
3089 |
917 |
9670 |
631 |
Количество выявленных нарушений |
10179 |
7709 |
866 |
2476 |
676 |
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Количество выданных предписаний |
3225 |
2865 |
404 |
1067 |
355 |
Количество исполненных предписаний |
2889 |
2617 |
398 |
1014 |
321 |
Доля неисполненных предписаний, % |
10,4 |
9,1 |
1,5 |
4,9 |
10 |
Количество проведенных проверок, количество выявленных нарушений и количество выданных предписаний сократилось. Снижение количества проверок в 2022 году обусловлено вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым установлен запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и ограничения проведения КИМ (по согласованию с органами прокуратуры в случае наличия исключительных оснований - наличие непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав).
В рамках осуществления информационно-методической работы, направленной на предотвращение нарушений обязательных требований жилищного законодательства, повышение правовой грамотности граждан и юридических лиц ГЖИ РТ принято участие 165 учебно-методических семинарах, круглых столах, выступлениях. Проведено 12 выездных мероприятий в муниципальный район. Кроме того, на официальном сайте ГЖИ РТ размещено 149 новостных сообщений.
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда | |||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Последствия нарушения |
Возможные мероприятия по устранению |
Неудовлетворительное состояние входов и лестничных клеток, разрушение козырьков подъездов, захламление лестничных клеток и нарушение периодичности уборки, разрушение штукатурного и окрасочного слоя стен и потолка лестничных клеток, вандальные надписи, отсутствие второго контура остекления на лестничных клетках |
Федеральный закон N 261-ФЗ, постановление N 1110, постановление N 290, постановление Госстроя Российской Федерации N 170, постановление N 491 |
Некачественное предоставление услуг населению, увеличение количества обращений граждан, увеличение количества КНМ. Привлечение к административной ответственности по ст. ст. 7.22, 14.1.3 КоАП РФ. Дисквалификация должностных лиц |
Обеспечение своевременных осмотров и уборки, проведение работ по косметическому ремонту и остекления на лестничных клетках |
Неудовлетворительное состояние подвалов: подтопление подвальных помещений, отсутствие освещения, захламленность подвальных помещений, отсутствие запирающих устройств на входах в подвалы и технические подполья |
Федеральный закон N 261-ФЗ, постановление N 1110, постановление N 290, постановление Госстроя Российской Федерации N 170, постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Перебои в предоставлении услуг в осенне-зимний период, разрушение строительных элементов здания. Увеличение количества обращений граждан, увеличение количества КНМ. Привлечение к административной ответственности по ст. ст. 9.16, 14.1.3 КоАП РФ. Дисквалификация должностных лиц |
Обеспечение своевременных осмотров и уборки подвальных помещений, проведение ремонта строительных конструкций и оборудования, наличие запирающих устройств на входах в подвалы и технические подполья |
Неудовлетворительное состояние кровли и чердаков: наличие наледи и сосулек на кровле, протечки кровли, отсутствие гидроизоляции, захламление поверхности кровли и чердаков, отсутствие запирающих устройств на входах в чердачные помещения |
Федеральный закон N 261-ФЗ, постановление N 1110, постановление N 290, постановление Госстроя РФ N 170, постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Перебои в предоставлении услуг в осенне-зимний период, разрушение строительных элементов здания. Увеличение количества обращений граждан, увеличение количества КНМ. Привлечение к административной ответственности по ст. ст. 7.22, 14.1.3 КоАП РФ. Дисквалификация должностных лиц |
Своевременный мониторинг состояния кровли, удаление наледи и сосулек, восстановление гидроизоляционного слоя, систематическая уборка чердака, наличие запирающих устройств |
Нарушение при подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в ОЗП: разрушение межпанельных швов, нарушение целостности фасадов МКД, отсутствие запирающих устройств (доводчиков, пружин) на входных дверях, отсутствие теплоизоляции трубопроводов системы, гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя теплоснабжение, отсутствие ОДПУ |
Федеральный закон N 261-ФЗ, постановление N 1110, постановление N 290, постановление Госстроя Российской Федерации N 170, постановление N 491, Федеральный закон N 416-ФЗ |
Перебои в предоставлении услуг в осенне-зимний период, разрушение строительных элементов здания и внутридомового оборудования. Увеличение количества обращений граждан, увеличение количества КНМ. Привлечение к административной ответственности по ст. ст. 7.22, 14.1.3 КоАП РФ. Дисквалификация должностных лиц |
Своевременное проведение ремонта строительных конструкций, обследование и ремонт внутридомового оборудования. Осмотры фасадов, крыш, перекрытий, обеспечение надлежащей гидроизоляции фундаментов, стен подвала и теплоизоляции трубопроводных систем, установка и ввод в эксплуатацию ОДНУ |
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части нарушения правил управления многоквартирными домами
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части нарушения Правил управления многоквартирными домами | |||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Последствия нарушения |
Возможные мероприятия по устранению |
Несоответствие договора управления многоквартирным домом требованиям жилищного кодекса |
Статья 162 Жилищного кодекса |
Признание договора недействительным по статье 431.1 ГК РФ либо незаключённым в силу статьи 432 ГК РФ |
Приведение положений договора управления многоквартирным домом в соответствие с жилищным законодательством |
Незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов |
Часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса, подпункт "г" пункта 4.1 постановления N 1110 |
Перебои в снабжении коммунальных ресурсов. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Повторное совершение грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев является основанием для прекращения действия лицензии (часть 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса) |
Заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в предусмотренный законом срок |
Наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения: - задолженность за коммунальные услуги и за объемы коммунальных ресурсов на содержание общего имущества |
Подпункт 2 пункта 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса, подпункт "д" пункт 4.1 постановления N 1110 |
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Повторное совершение грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев является основанием для прекращения действия лицензии (часть 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса) |
Погашение задолженности и недопущение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями |
Нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания: - нарушение сроков рассмотрения заявок и устранения повреждений; отсутствие журнала заявок; - отсутствие необходимого оборудования для возможности обеспечения своевременной ликвидации аварийных повреждений |
Пункты 10, 13 постановления N 416, подпункт "з" пункта 4.1 постановления N 1110 |
Повторное совершение грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев является основанием для прекращения действия лицензии (часть 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса), часть 3 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность, которая влечет наложение административного штрафа от 100000 до 350000 либо дисквалификацию должностного лица до 3 лет |
Устранение нарушений и повреждений в регламентированные сроки; ведение учета журнала заявок собственников и пользователей помещений в МКД, осуществление контроля сроков и качества выполнения заявок; оснащение необходимым оборудованием сотрудников АДС |
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части использования газового оборудования многоквартирных домов
Типовые и массовые нарушения обязательных и лицензионных требований в части использования газового оборудования многоквартирных домов | |||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Последствия нарушения |
Возможные мероприятия по устранению |
Нарушения работы дымовых и вентиляционных каналов |
Постановление N 410, постановление Госстроя Российской Федерации N 170 |
Угроза взрыва и возникновения аварийных ситуаций. Привлечение к административной ответственности по статье 9.23 КоАП РФ |
Заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, проведение систематических осмотров и обследований дымовых и вентиляционных каналов дома, в том числе с привлечением специализированных организации |
Нарушение целостности или коррозия газопровода, неисправность крепления |
Постановление N 410, постановление Госстроя Российской Федерации N 170 |
Утечка газа, угроза взрыва и возникновения аварийных ситуаций. Привлечение к административной ответственности по статье 9.23 КоАП РФ |
Заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, проведение систематических осмотров газопроводов своевременное удаление коррозии и окраска газопроводов, установка креплений |
Типовые и массовые нарушения обязательных требований к формированию фондов капитального ремонта
Типовые и массовые нарушения обязательных требований к формированию фондов капитального ремонта | |||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Последствия нарушения |
Возможные мероприятия по устранению |
Неразмещение информации региональным оператором и владельцами специальных счетов в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Федеральный закон N 209-ФЗ, приказ Минстроя РФ N 74/114/пр, постановления Правительства РФ N 1702 от 28.09.2022 |
Неразмещение или неполное размещение информации региональным оператором и владельцами специальных счетов влечет отсутствие сведений для собственников МКД и возможности предоставления информации на обращения граждан ОГВ. Рост обращений граждан. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ). Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.2 ст. 13.19.2 КоАП РФ). Применение мер административного воздействия, выдача предостережения |
Информационные письма |
Непредоставление в ГЖИ РТ владельцами специальных счетов уведомления о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола, справки банка |
ч. 1 ст. 172 ЖК РФ |
Отсутствие проверки документов при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете со стороны ГЖИ РТ. Проверка протокола ОСС на ничтожность, справка банка на целевое назначение открытого счета (специальный счет). Выдача предостережения |
Информационные письма |
Непредоставление региональным оператором сведений о многоквартирных домах, которые формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах |
ч. 2 ст. 172 ЖК РФ |
Отсутствие предоставления сведений о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Недосбор в фонд капитального ремонта РО. Выдача предостережения |
Информационные письма региональному оператору |
Непредоставление владельцами специальных счетов сведений о размере начисленных, поступивших средств, об остатке средств капитального ремонта в ГЖИ РТ |
ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, ч. 2.1 ст. 12 N 52-ЗРТ |
Отсутствие предоставления сведений о формировании фонда капитального ремонта владельцами специальных счетов. Недосбор в фонд капитального ремонта дома на специальных счетах. Нецелевое расходование средств собственников. Выдача предостережения |
Информационные письма. Направление материалов в МВД |
Отсутствие постановлений органами местного самоуправления о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его |
ч. 4 ст. 172 ЖК РФ |
Отсутствие постановлений ИК МО о формировании фонда капитального ремонта с включением многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его. Выдача предостережения |
Информационные письма |
Несоблюдение региональным оператором обязательных требований законодательства |
ч. 6 постановления Правительства РФ N 1702 от 28.09.2022 |
Отсутствие открытости и доступности данных о деятельности регионального оператора собственникам помещений, увеличение обращений. Выдача предостережения |
Информационные письма |
Типовые и массовые нарушения обязательных требований законодательства в части, касающейся расчета платы за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения
Типовые и массовые нарушения обязательных требований законодательства в части, касающейся расчета платы за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения | |||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Последствия нарушения |
Возможные мероприятия по устранению |
Применение в расчете платы за отопление неверных объемов потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, неверных площадей помещений в многоквартирном доме |
п. 42.1, п. 54, п. 59, п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 |
Неправильное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме, выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, привлечение к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ |
Приведение порядка расчета платы за отопление в соответствие с требованиями жилищного законодательства |
Применение в расчете платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества в многоквартирном доме, неверных площадей мест общего пользования в многоквартирном доме |
Ст. 36, ч. 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 |
Неправильное начисление платы коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества в многоквартирном доме собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме, выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, привлечение к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ |
Приведение порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствие с требованиями жилищного законодательства |
Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме при непредоставлении таких услуг или предоставлении их ненадлежащего качества |
п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 |
Неправильное начисление платы жилищно-коммунальные услуги собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме и жилых домов, выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, привлечение к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ |
Приведение порядка снижения платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме при непредоставлении таких услуг или предоставлении их ненадлежащего качества в соответствие с требованиями жилищного законодательства |
Нарушение требований жилищного законодательства к форме (структуре) платежного документа на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, выраженное в выставлении в указанном платежном документе отдельной строкой платы за услуги (работы), которая в силу жилищного законодательства является составляющей иной соответствующей платы |
Ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации; Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 |
Нарушение формы (структуры) платежного документа на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, привлечение к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ |
Приведение формы (структуры) платежного документа на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствие с требованиями жилищного законодательства, недопущение выставления в платежном документе отдельной строкой платы за услуги (работы), которая в силу жилищного законодательства является составляющей иной соответствующей платы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 7 марта 2023 г. N 32 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Татарстан за 2022 год"
Текст приказа опубликован не был