Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к распоряжению
комитета по тарифам и ценовой политике
Ленинградской области
от 09 марта 2023 года N 31-р
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области за 2022 год в сфере теплоснабжения
Общие положения
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) за 2022 год подготовлен в рамках реализации статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике ЛенРТК путем их доведения до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о практике применения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
На территории Ленинградской области органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, является ЛенРТК.
ЛенРТК в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года N 274, Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере теплоснабжения на территории Ленинградской области, утвержденным приложением 3 к постановлению Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2021 года N 874 "О региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ленинградской области" осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации (далее - обязательные требования).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере теплоснабжения юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители являются контролируемыми лицами (далее - контролируемые лица в сфере теплоснабжения).
Объектом регионального контроля является деятельность контролируемых лиц в сфере теплоснабжения в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется ЛенРТК на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
При осуществлении контроля в сфере теплоснабжения, в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям, положением о государственном контроле (надзоре) определены критерии отнесения объектов контроля к категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска), а также утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Для оценки рисков причинения вреда (ущерба) ЛенРТК на постоянной основе осуществляется мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) для дальнейшего отнесения деятельности контролируемых лиц в сфере теплоснабжения к категориям риска, либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Целью регионального государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Ленинградской области регулируемые виды деятельности, требований, установленных законодательством в области регулируемых государством цен (тарифов).
Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность, а также устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в сфере теплоснабжения, размещены на 248-ФЗ.
На сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/eias/modul-reestr/sfera-ku/ размещен перечень организаций, в отношении которых ЛенРТК осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в области газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в указанных сферах.
По состоянию на 30 сентября 2022 года деятельность в области регулируемых цен (тарифов) на территории Ленинградской области в сфере теплоснабжения осуществляют 129 организаций.
Контрольная (надзорная) деятельность ЛенРТК осуществляется посредством:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) документарная проверка;
3) выездная проверка;
4) организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора);
5) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе:
- составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ценообразования и установленных стандартов раскрытия информации;
- выдача предписаний об устранении нарушений;
- производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- контроль за исполнением вынесенных предписаний (представлений) об устранении допущенных нарушений;
- размещении информации о проведении плановых и внеплановых проверках в Федеральной государственной системе "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий".
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, определены ст. 23.51 КоАП РФ.
Таким образом, ЛенРТК рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5, статьей 19.7.1, частью 1 статьи 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями) КоАП РФ.
Ознакомиться с документами и материалами, регламентирующими контрольную надзорную деятельность комитета можно на сайте ЛенРТК по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/.
I. Осуществление регионального государственного контроля (контроля) в сфере теплоснабжения
Распоряжением ЛенРТК от 9 декабря 2021 года N 238-р утвержден план проведения комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации распоряжением ЛенРТК от 14 марта 2022 года N 24-р отменено 3 плановых контрольных (надзорных) мероприятия. Внеплановые контрольные надзорные мероприятия до принятия постановления N 336 не проводились, протоколы по делам об административных правонарушениях не составлялись.
Кроме того, в 2022 году сотрудники ЛенРТК осуществляли проверки соблюдения ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области. В ходе осуществления проверок соблюдения ограничительных мер, предусмотренных постановлением Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 года N 573 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области", нарушений не выявлено.
II. Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований
1) В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями, является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Так, типичными нарушениями обязательных требований порядка ценообразования являются поставка коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг в сфере теплоснабжения по неустановленным ЛенРТК тарифам.
Согласно нормам законодательства в сфере государственного регулирования, регулированию подлежат цены (тарифы) на товары, услуги в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
В соответствии с гражданским законодательством оказание данных услуг является возмездным. Однако в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов организация обязана в расчетах с потребителем применять тариф, установленный для нее регулирующим органом. Процесс установления тарифов требует времени на подготовку тарифной заявки с расчетными и обосновывающими материалами (часть из которых могут быть предоставлены организацией только после передачи ей имущества и заключения договоров с контрагентами). Направленная в регулирующий орган тарифная заявка анализируется в течение определенного времени. Далее идет процесс ее рассмотрения, принятия, оформления и опубликования тарифного решения, вступления его в законную силу.
Согласно пункту 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.
Осуществление контролируемыми лицами регулируемых видов деятельности с выставлением платы за оказанные услуги в отсутствие установленных в предусмотренном законодательством порядке цен (тарифов) является нарушением.
В целях недопущения нарушений регулируемым организациям необходимо:
- применять при расчетах с потребителями установленные тарифы;
- не допускать фактов осуществления регулируемой деятельности без тарифа (в том числе использования тарифов иных организаций, взимания оплаты в отсутствие соответствующих тарифов);
- соблюдать установленные законодательством сроки обращения с заявлением об установлении тарифов на очередной период регулирования.
2) Также типичными нарушениями, совершаемыми организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ленинградской области, является нарушение стандартов раскрытия информации (ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ).
Наибольшая доля нарушений выявлена в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований контролируемыми лицами законодательства в сфере стандартов раскрытия информации.
В рамках профилактической работы в адрес регулируемых организаций направлялись информационные письма с разъяснением требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов), соответствующая информация и напоминания о необходимости раскрытия информации и предоставления сведений размещались на стандартов раскрытия информации. Записи онлайн-семинаров размещены на сайте ЛенРТК (https://tarif.lenobl.ru/ru/eias/onlajn-seminar/).
Несмотря на предпринимаемые меры профилактического характера количество нарушений вышеуказанных обязательных требований со стороны регулируемых организаций значительно.
При этом исполнение обязательных требований со стороны организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не требует финансовых затрат и зависит исключительно от уровня исполнительской дисциплины должностных лиц регулируемых организаций, ответственных за размещение информации.
Причина нарушений стандартов раскрытия информации, по мнению ЛенРТК, это "забывчивость" должностных лиц регулируемых организаций, ответственных за размещение информации, и отсутствие должного контроля со стороны руководства ресурсоснабжающих организаций за исполнением требований о стандартах раскрытия информации.
Объем информации, подлежащей опубликованию, включает в себя: общую информацию о регулируемой организации, информацию об утвержденных тарифах, показатели финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, информацию об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации, о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к инженерно-техническим сетям.
Для уменьшения количества правонарушений, совершаемых организациями, возможны следующие мероприятия по их устранению:
1. Организация внутреннего контроля отчетности;
2. Определение перечня лиц, ответственных за систематическое ведение работы по стандартам раскрытия информации;
3. Проведение обучения сотрудников.
На стандартах раскрытия информации (нормативные правовые акты, регламентирующие порядок раскрытия информации, состав, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию, формы электронных шаблонов, адреса порталов, информационные письма и т.д.).
В случае возникновения вопросов, связанных со стандартами раскрытия информации, сотрудники ЛенРТК готовы оказать и оказывают консультативную помощь по заполнению электронной отчетности.
III. Мероприятия, проводимые ЛенРТК с целью предупреждения и предотвращения нарушений законодательства в сфере теплоснабжения
В соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере теплоснабжения на территории Ленинградской области, ЛенРТК осуществляются следующие профилактические мероприятия в отношении контролируемых лиц в сфере теплоснабжения:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
В 2022 году организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, осуществлялась ЛенРТК на постоянной основе в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере теплоснабжения, утвержденной распоряжением ЛенРТК от 14 декабря 2021 года N 243-р "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, осуществляемых комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в процессе регионального государственного контроля (надзора) в 2022 году".
Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере теплоснабжения размещена на сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/248-fz/programmy-profilaktiki-riskov-prichineniya-vreda/2022-god/.
Реализация профилактики осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом-графиком таких мероприятий.
Информация по профилактике нарушений обязательных требований в полном объеме размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ЛенРТК в разделе "Контрольная (надзорная) деятельность", что позволяет контролируемым лицам в сфере теплоснабжения самостоятельно определить и добровольно подтвердить соблюдение обязательных требований.
ЛенРТК размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем статье 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
В рамках соблюдения статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ в 2022 году на сайте ЛенРТК осуществлялось информирование контролируемых лиц в сфере теплоснабжения, в том числе по средством размещения на сайте текстов нормативных правовых актов, сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проверочные листы, руководства по соблюдению обязательных требований, программы профилактики рисков причинения вреда, доклады и так далее https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/248-fz/, также размещены информационные письма https://tarif.lenobl.ru/ru/dokumenty/informacionnye-pisma/.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики ЛенРТК, будет размещен на официальном сайте ЛенРТК.
ЛенРТК на постоянной основе проводилось консультирование организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме о телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у уполномоченного должностного лица, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического визита или публичного мероприятия.
ЛенРТК в 2022 году проведено 22 профилактических визита контролируемых лиц в сфере теплоснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.