Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению
комитета по тарифам и ценовой политике
Ленинградской области
от 09 марта 2023 года N 31-р
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области за 2022 год в электроэнергетике
Общие положения
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) за 2022 год подготовлен в рамках реализации статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике ЛенРТК путем их доведения до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о практике применения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
На территории Ленинградской области органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, является ЛенРТК.
ЛенРТК в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года N 274, Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике на территории Ленинградской области, утвержденным приложением 2 к постановлению Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2021 года N 874 "О региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ленинградской области" осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики (далее - обязательные требования).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в электроэнергетике юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители являются контролируемыми лицами (далее - контролируемые лица в электроэнергетике).
Объектом регионального контроля является деятельность контролируемых лиц в электроэнергетике в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности в электроэнергетике в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется ЛенРТК на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
При осуществлении контроля в электроэнергетике, в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям, положением о государственном контроле (надзоре) определены критерии отнесения объектов контроля к категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска), а также утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Для оценки рисков причинения вреда (ущерба) ЛенРТК на постоянной основе осуществляется мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) для дальнейшего отнесения деятельности контролируемых лиц в электроэнергетике к категориям риска, либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Целью регионального государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Ленинградской области регулируемые виды деятельности, требований, установленных законодательством в области регулируемых государством цен (тарифов).
Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность, а также устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в электроэнергетике, размещены на 248-ФЗ.
На сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/eias/modul-reestr/sfera-ku/ размещен перечень организаций, в отношении которых ЛенРТК осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в области газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в указанных сферах.
По состоянию на 30 сентября 2022 года деятельность в области регулируемых цен (тарифов) на территории Ленинградской области в электроэнергетике осуществляют 25 организаций.
Контрольная (надзорная) деятельность ЛенРТК осуществляется посредством:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) документарная проверка;
3) выездная проверка;
4) организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора);
5) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе:
- составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ценообразования и установленных стандартов раскрытия информации;
- выдача предписаний об устранении нарушений;
- производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- контроль за исполнением вынесенных предписаний (представлений) об устранении допущенных нарушений;
- размещении информации о проведении плановых и внеплановых проверках в Федеральной государственной системе "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий".
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, определены ст. 23.51 КоАП РФ.
Таким образом, ЛенРТК рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5, статьей 19.7.1, частью 1 статьи 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями) КоАП РФ.
Ознакомиться с документами и материалами, регламентирующими контрольную надзорную деятельность комитета можно на сайте ЛенРТК по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/.
I. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в электроэнергетике
Распоряжением ЛенРТК от 9 декабря 2021 года N 238-р утвержден план проведения комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации распоряжением ЛенРТК от 14 марта 2022 года N 24-р отменено 3 плановых контрольных (надзорных) мероприятия. Внеплановые контрольные надзорные мероприятия до принятия постановления N 336 не проводились, протоколы по делам об административных правонарушениях не составлялись.
Кроме того, в 2022 году сотрудники ЛенРТК осуществляли проверки соблюдения ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области. В ходе осуществления проверок соблюдения ограничительных мер, предусмотренных постановлением Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 года N 573 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области", нарушений не выявлено.
II. Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований
В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями, является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
III. Мероприятия, проводимые ЛенРТК с целью предупреждения и предотвращения нарушений законодательства в электроэнергетике
В соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в электроэнергетике на территории Ленинградской области, ЛенРТК осуществляются следующие профилактические мероприятия в отношении контролируемых лиц в электроэнергетике:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
В 2022 году организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, осуществлялась ЛенРТК на постоянной основе в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований в электроэнергетике, утвержденной распоряжением ЛенРТК от 14 декабря 2021 года N 243-р "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, осуществляемых комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в процессе регионального государственного контроля (надзора) в 2022 году".
Программа профилактики нарушений обязательных требований в электроэнергетике размещена на сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tariflenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/248-fz/programmy-profilaktiki-riskov-prichineniya-vreda/2022-god/.
Реализация профилактики осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом-графиком таких мероприятий.
Информация по профилактике нарушений обязательных требований в полном объеме размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ЛенРТК в разделе "Контрольная (надзорная) деятельность", что позволяет контролируемым лицам в электроэнергетике самостоятельно определить и добровольно подтвердить соблюдение обязательных требований.
ЛенРТК размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем статье 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
В рамках соблюдения статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ в 2022 году на сайте ЛенРТК осуществлялось информирование контролируемых лиц в электроэнергетике, в том числе по средством размещения на сайте текстов нормативных правовых актов, сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проверочные листы, руководства по соблюдению обязательных требований, программы профилактики рисков причинения вреда, доклады и так далее https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/248-fz/, также размещены информационные письма https://tariflenobl.ru/ru/dokumenty/informacionnye-pisma/.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики ЛенРТК, будет размещен на официальном сайте ЛенРТК.
ЛенРТК на постоянной основе проводилось консультирование организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в электроэнергетике в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у уполномоченного должностного лица, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического визита или публичного мероприятия.
В рамках предупреждения нарушений обязательных требований ЛенРТК 2022 году было объявлено 1 предостережение в электроэнергетике недопустимости нарушений обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.