г. Краснодар |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А53-36091/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (г. Волгоград, ИНН 3444066707, ОГРН 1023402969699) - Любимовой И.В. (доверенность от 09.11.2012), от ответчика - Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге (г. Ростов-на-Дону, ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841) - Андраника А.А. (доверенность от 29.03.2012), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" (г. Волгоград, ИНН 3448017919, ОГРН 1023404362662), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2013 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-36091/2012, установил следующее.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - предприятие) о взыскании 179 432 рублей 97 копеек ущерба, связанного с утратой при перевозке переданного под охрану груза (уточненные требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" (далее - компания).
Решением от 12.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.07.2013, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что факт утраты груза на железнодорожном пути необщего пользования по вине предприятия подтверждается материалами дела, поэтому ответчик обязан на основании заключенного между ним и обществом договора на оказание услуг по сопровождению и охране грузов от 09.12.2010 N 6/НОР-2/2332Э/20107-15-01 (далее - договор от 09.12.2010) возместить причиненный истцу ущерб.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что общество не является стороной договора на оказание услуг по сопровождению и охране грузов от 01.01.2012 N 8/НОР-2/065с-881/2011 (далее - договор от 01.01.2012). Компания не передавала истцу право требования по указанному договору. Доказательства того, что предприятие должно нести ответственность по договору от 09.12.2010, в материалы дела не представлены. Выводы суда об утрате груза на путях необщего пользования не соответствуют материалам дела, так как выявление недостачи груза при его выдаче указанное обстоятельство не подтверждает. Кроме того, наличие акта оказанных услуг N 68 не свидетельствует о приемке под охрану спорного вагона-цистерны. В связи с недоказанностью факта хищения груза на путях необщего пользования положения договора от 09.12.2010 применению не подлежали.
Компания и общество в отзывах просили отклонить жалобу, полагая, что судебные акты соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав поддержавших свои доводы представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, компания (поставщик, грузоотправитель) и общество (покупатель) заключили договор от 01.12.2011 N 932/2011 поставки нефтепродуктов, оказания агентских и иных услуг, на основании которого 18.07.2012 обществу (грузополучатель) в вагоне-цистерне N 57984320 со станции Татьянка Приволжской железной дороги направлен груз (топливо дизельное, Евро, сорт С, вид II (ДТ-4), кл. 4 ТР) весом 118 600 килограмм, что подтверждается железнодорожной накладной N ЭМ 846067.
Указанный вагон-цистерна с грузом был опломбирован и по акту от 17.07.2012 принят под охрану предприятием в рамках заключенного с компанией (заказчик) договора от 01.01.2012, по условиям которого предприятие осуществляет сопровождение и охрану грузов на железнодорожных путях (местах) общего пользования. В силу пункта 5.2 договора предприятие несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема груза при его перевозке в вагоне, контейнере от заказчика на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза заказчику (уполномоченному лицу) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения. В соответствии с пунктом 5.1 приложения N 2 к договору охрана грузов на железнодорожных путях общего пользования станции назначения осуществляется до момента передачи установленным порядком заказчику или до подачи вагонов, контейнеров с грузами на железнодорожные пути необщего пользования.
Кроме того, между предприятием (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен аналогичный договор от 09.12.2010, предметом которого являлось оказание услуг по сопровождению и охране вагонов с грузами на путях (местах) необщего пользования. В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязуется оказывать услуги по обеспечению сохранности вагонов при их приеме, сдаче в коммерческом отношении на путях необщего пользования заказчика. Согласно пункту 4.1 приложения N 2 к договору охрана вагонов, контейнеров с грузами на железнодорожных путях необщего пользования станции назначения осуществляется исполнителем от момента прибытия на путь необщего пользования до момента передачи его уполномоченному лицу заказчика, но не более 24 часов. В силу пункта 4.2 приложения N 2 к договору, выдача вагонов, контейнеров с грузами осуществляется исполнителем уполномоченному лицу заказчика на станции назначения по фактическому состоянию вагонов, контейнеров с грузами, а также наличию ЗПУ, пломб и их контрольных знаков, которое указывается в акте приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами. Моментом выдачи из-под охраны вагонов, контейнеров с грузами исполнителем уполномоченному лицу заказчика является подписание обеими сторонами акта приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами (пункт 4.5 приложения N 2). Исполнитель несет ответственность за ущерб, причиненный заказчику вследствие утраты, недостачи, повреждения груза в случаях: кражи товарно-материальных ценностей, совершенных посредством взлома замков в вагоне (цистерне), либо иными способами в результате ненадлежащей охраны (пункт 6.4 договора).
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 313 упомянутый вагон-цистерна N 57984320 подан на подъездной путь грузополучателя (Мечетинская нефтебаза общества) 03.08.2012 в 17 часов 00 минут.
Согласно акту выдачи вагонов с грузами, охраняемых работниками предприятия от 03.08.2012, передача вагона-цистерны N 57984320 обществу производилась с 17 часов 30 минут до 18 часов 00 минут. При осмотре и приемке указанной цистерны обнаружено, что у ЗПУ N Р8831318 нарушена целостность стального троса, дополнительная пломба "Секьюрпул" N А4057971 отсутствует, что свидетельствовало о возможном доступе к грузу третьих лиц в период его нахождения под охраной предприятия.
В ходе приемки груза в тот же день в 20 часов 50 минут выявлена недостача дизтоплива в объема 7 656 кг, что отражено в акте от 03.08.2012 N 1, составленном в присутствии заместителя начальника стрелковой команды СК Сальск Якимова С.А., представителя Сальского ЛО МВД России на транспорте и работников Мечетинской нефтебазы.
По факту обнаружения признаков преступления, предусмотренного пунктом "б" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователем СО Сальского ЛО МВД России на транспорте возбуждено уголовное дело N 1280071.
С учетом данного обстоятельства обществом в адрес предприятия направлена претензия от 27.09.2012 с требованием возместить убытки на сумму 179 653 рубля 50 копеек (в том числе 170 795 рублей 10 копеек - стоимость недостающего груза, 4509 рублей 79 копеек - провозная плата, уплаченная перевозчику за доставку недостающего груза, 477 рублей 13 копеек - расходы, оплаченные за охрану недостающего груза, 3871 рубль 57 копеек - вознаграждение грузоотправителю за выполнение поручения по организации транспортировки продукции пропорционально недостающему грузу).
Неисполнение требования о возмещении убытков послужило поводом для обращения общества в суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии со статьей 118 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Как следует из пункта 7 Правил перевозок грузов с сопровождением и охраной, в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате запорно-пломбировочных устройств, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.
Из материалов дела видно, что утрата груза произошла при перевозке в сопровождении предприятия, обстоятельств, свидетельствующих о наличие вины грузоотправителя либо перевозчика, судами не установлено.
Возражая против иска, ответчик сослался на недоказанность хищения груза на путях необщего пользования, вследствие чего полагал, что у истца отсутствует право требования.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали подтвержденным факт причинения ответчиком убытков в предъявленном истцом размере и в соответствии с названными нормами закона правомерно удовлетворили требования в полном объеме. При этом размер ущерба предприятие не оспаривает.
Отклоняя доводы предприятия об отсутствии у него перед обществом обязательства по возмещению ущерба, суды обоснованно отметили, что факт хищения обнаружен после прибытия груза на подъездной путь Мечетинской нефтебазы общества, доказательств утраты груза при перевозке груза на путях общего пользования в материалы дела не представлено, поэтому предприятие отвечает перед обществом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору от 09.12.2010.
Доводы заявителя не опровергают правильности выводов судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А53-36091/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.