г. Краснодар |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А22-480/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Убуш" Энчеева Баатра Гавриловича (п. Ергенинский, ИНН 080401087507, ОГРНИП 312081719100029) и его представителя Тагировой А.В. (доверенность от 19.11.2012), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия - Китаева А.К. (доверенность от 12.07.2013), рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Убуш" Энчеева Баатра Гавриловича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А22-480/2013 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.), установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Убуш" Энчеев Баатр Гаврилович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) в предоставлении гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленного протоколом от 12.02.2013 N 4, а также о возложении на министерство обязанности выдать названный грант в сумме 807 028 рублей 30 копеек (уточненные требования).
Решением от 16.04.2013 (судья Конторова Д.Г.) иск удовлетворен. Суд пришел к выводу о незаконности отказа министерства в выдаче гранта.
Постановлением апелляционного суда от 25.06.2013 решение от 16.04.2013 в части возложения на министерство обязанности предоставить главе хозяйства грант в размере 807 028 рублей 30 копеек отменено, в удовлетворении требований заявителя в указанной части отказано. Суд апелляционной инстанции обязал министерство провести в отношении заявки главы хозяйства публичные процедуры, предусмотренные Порядком предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 N 185 (далее - Порядок). Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается непроведение министерством в отношении заявки главы хозяйства публичных процедур, установленных Порядком.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить постановление в части возложения на министерство обязанности провести соответствующие публичные процедуры и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, признание протокола от 12.02.2013 N 4 незаконным означает наличие у министерства обязанности предоставить главе хозяйства соответствующий грант. Кроме того, заявитель указывает на несоответствие наименования Порядка, изложенного в резолютивной части постановления, его действительному наименованию.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании глава хозяйства и его представитель поддержали жалобу, представитель министерства изложил свои возражения, считая жалобу необоснованной. В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.10.2013 до 15 часов 00 минут 10.10.2013, о чем представители сторон извещены под роспись и соответствующая информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва представители сторон в заседание не явились.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 09.07.2012 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации Энчеева Б.Г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и предпринимателя с основным видом деятельности - разведение овец и коз.
31 августа 2012 года глава хозяйства подал заявку на участие в конкурсе по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермеров, проводимом министерством.
В протоколе от 19.10.2012 N 2 конкурсная комиссия отказала в допуске названной заявки к участию в конкурсе.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.01.2013 по делу N А22-2727/2012 признаны незаконными действия министерства в части включения главы хозяйства в число лиц, не рекомендованных к допуску к участию в конкурсе по отбору начинающих фермеров. Суд также признал незаконным оформленное протоколом от 19.10.2012 N 2 решение конкурсной комиссии министерства об отказе в допуске заявки главы хозяйства к участию в конкурсе и обязал министерство допустить главу хозяйства к участию в конкурсе по отбору начинающих фермеров.
Допустив главу хозяйства к участию в конкурсе, конкурсная комиссия министерства отказала ему в выдаче гранта с указанием на то, что в бизнес-плане главы хозяйства отсутствуют сведения об обороте стада сельскохозяйственных животных (протокол от 12.02.2013 N 4).
Не согласившись с подобным решением, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и возложении на министерство обязанности выдать грант в размере 807 028 рублей 30 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Проведение конкурса, результаты которого, оформленные протоколом от 12.02.2013 N 4, оспаривает глава хозяйства, должно было осуществляться министерством в соответствии с нормами ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172, республиканской целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.05.2012 N 147, а также Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка для проведения конкурсного отбора создается комиссия по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - комиссия). Положение и состав комиссии утверждаются Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - уполномоченный орган).
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам осуществляется при представлении в уполномоченный орган документов, перечисленных в пункте 13 Порядка (в том числе заявки на участие и бизнес-плана по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства). Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных документов осуществляет проверку их полноты и достоверности (пункт 16 Порядка). Случаи, в которых заявителю отказывается в участии в конкурсе, предусмотрены в пункте 17 Порядка.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство принимается комиссией после рассмотрения бизнес-планов и их оценки по критериям в соответствии с приложением N 4 к названному Порядку в течение 10 рабочих дней со дня заседания комиссии. По каждому рассматриваемому бизнес-плану определяется итоговый балл, который заносится в сводную ведомость по форме согласно приложению N 5 к указанному Порядку.
В силу пункта 19 Порядка победителями конкурса признаются заявители, набравшие наибольшее количество баллов. При достижении равных показателей предпочтение отдается заявителю, подавшему заявку в более ранние сроки.
По результатам проведения конкурса комиссия определяет победителей конкурса и размеры грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство исходя из лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год, а также утверждает планы расходов за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство (пункт 20 Порядка).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования главы хозяйства в полном объеме, исходил из того, что нормами Порядка не предусмотрена возможность для отказа в выдаче гранта лицу, допущенному к участию в конкурсе.
Названный вывод обоснованно признан апелляционным судом неверным. Из приведенных выше положений Порядка следует, что победителем конкурса признается не любое лицо, допущенное к участию в нем, а только те, которые по результатам рассмотрения бизнес-планов и их оценки набрали наибольший итоговый балл либо, если набрано равное количество баллов, подавшие заявку в более ранние сроки.
Как установил суд апелляционной инстанции, допустив заявку главы хозяйства к участию в конкурсе, комиссия не выполнила требования пункта 18 Порядка, поскольку не определила в соответствии с балльной шкалой (приложение N 4 к Порядку) итоговый балл, набранный заявителем, не соотнесла его с баллами других участников конкурса.
Таким образом, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии протокола от 12.02.2013 N 4 требованиям Порядка.
Правильность названного вывода в кассационной жалобе глава хозяйства не оспаривает, считая необоснованным постановление суда апелляционной инстанции только в части отказа в удовлетворении требований о возложении на министерство обязанности выдать грант в сумме 807 028 рублей 30 копеек. Вместе с тем, как правильно указал апелляционный суд, требования в этой части не подлежат удовлетворению, так как гранты могут быть предоставлены только победителям конкурса. Поскольку предусмотренные Порядком процедуры по определению итогового балла, набранного главой хозяйства, не осуществлялись, указанное лицо на данной стадии не может быть признано победителем конкурса. Вследствие этого суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение от 16.04.2013 в соответствующей части и с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора правомерно обязал министерство провести в отношении заявки главы хозяйства, допущенной к участию в конкурсе по решению Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.01.2013 по делу N А22-2727/2012, публичные процедуры, предусмотренные Порядком.
Довод заявителя об отмене постановления апелляционного суда в связи с несоответствием наименования Порядка, изложенного в резолютивной части постановления, его действительному наименованию отклоняется. Первоначально постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 N 185 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку начинающих фермеров. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.06.2012 N 203 он переименован в Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров. Опечатка (описка) в судебном акте может быть исправлена в порядке, установленном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не является основанием для его отмены вышестоящей судебной инстанцией.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А22-480/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.