г. Краснодар |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А63-15408/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, от заявителя - открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" (ИНН 2626033550, ОГРН 1052600222927) - Черниковой Ю.В. (доверенность от 29.12.2012), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Гритчина И.Н. (доверенность от 09.01.2013), от третьего лица открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315) - Федорова Д.В. (доверенность от 26.03.2013), в отсутствие третьего лица Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (ИНН 2635105024, ОГРН 1022601961777), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25 марта 2013 года (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2013 года (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-15408/2012, установил следующее.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 27.08.2012 N 68 и предписания от 27.08.2012 N 29.
Решением суда от 25 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29 июля 2013 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы следующим. Определение стоимости потребляемой ОАО "Оборонэнергосбыт" энергии осуществляется по нерегулируемым ценам, в связи с чем применение двухставочного тарифа невозможно. Положения письма Федеральной службы по тарифам носят необязательный характер. У ОАО "Оборонэнергосбыт" отсутствуют приборы, которые позволяют производить учет фактического потребления мощности по каждой точке поставки.
В кассационной жалобе управление просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. ОАО "Оборонэнергосбыт" выбрало для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке двухставочный тариф, о чем сообщило обществу в письме от 19.11.2010. Произвольная форма заявления (без разбивки по напряжению) не может являться основанием для неприменения обществом выбранного ОАО "Оборонэнергосбыт" вида тарифа. Суды руководствовались нормами права, вступившими в силу после спорного периода. Вывод судов о том, что для применения двухставочного тарифа необходимо иметь приборы учета энергии, является ошибочным, это подтверждается письмами Федеральной антимонопольной службы.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты, принятые по делу, оставить без изменения. ОАО "Оборонэнергосбыт" в отзыве поддерживает поданную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзывов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является гарантирующим поставщиком и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке услуг по поставке и реализации электрической энергии долю в размере более 50% в границах Ставропольского края.
Общество (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (покупатель) заключили договор энергоснабжения от 18.02.2010 N 600120, согласно которому при расчете стоимости потребляемой электроэнергии применяется одноставочный тариф.
ОАО "Оборонэнергосбыт" 19.11.2010 направило обществу письмо о выборе двухставочного тарифа на 2011 год. В заявке отсутствовали сведения об обеспечении учета почасовых объемов приобретаемой электрической энергии (мощности) посредством установки и использования приборов учета, сведения о планируемых объемах поставки электроэнергии на 2011 год с разбивкой по уровням напряжения.
Общество 06.12.2010 указало ОАО "Оборонэнергосбыт" на возможность выбора двухставочного тарифа в случае соблюдения названных необходимых условий.
ОАО "Оборонэнергосбыт" подало в антимонопольный орган жалобу, по результатам рассмотрения которой управление вынесло в отношении общества предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение выразилось в том, что общество навязывало невыгодные условия договора, а именно: взаиморасчеты по одноставочному тарифу.
В связи с невыполнением обществом предупреждения, управление возбудило дело и вынесло решение от 27.08.2012 N 68 о признании общества нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и предписание от 27.08.2012 N 29 об устранении выявленных нарушений.
Общество, не согласившись с ненормативными актами антимонопольного органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовались следующим.
На основании пункта 58 Основ ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (ред. от 29.09.2010) (далее - Основы ценообразования) регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям на розничных рынках, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; двухставочный тариф (цена), включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт договорной (заявленной) мощности.
Потребители, покупающие электрическую энергию (мощность) по регулируемым тарифам (ценам), самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа (цены), уведомив об этом организацию, поставляющую им электрическую энергию (мощность), не позднее 1 ноября года, предшествующего году поставки. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не установлено по соглашению сторон, производится по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Положениями пунктов 81, 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), действовавших до 12.06.2012, применение двухставочного тарифа предполагало обеспечение учета почасовых объемов приобретаемой электрической энергии (мощности) посредством установки и использования соответствующих приборов учета.
В силу пункта 67 Основных положений при расчетах за потребленную электрическую энергию вне зависимости от выбранного тарифа была необходима заявка на планируемые объемы электрической энергии (мощности) с разбивкой по месяцам и уровням напряжения.
В результате реформирования рынка электроэнергетики и его либерализации с 1 января 2011 года расчеты за электроэнергию, за исключением населения и приравненных к этой группе потребителей, производятся по нерегулируемым ценам. При этом двухставочный предельный уровень при выборе двухставочного тарифа исчисляется исходя из почасового планирования и учета энергопотребления.
Двухставочный тариф при нерегулируемых ценах включает в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт-час договорной (заявленной) мощности, которая должна быть урегулирована сторонами.
Исходя из составляющих двухставочного тарифа, суды, установили отсутствие у ОАО "Оборонэнергосбыт" возможности определения почасовых объемов потребления электрической энергии (мощности), учли несогласование расчетного метода их определения, и пришли к выводу о правомерном отказе обществом ОАО "Оборонэнергосбыт" в применении указанного тарифа.
Заключенным между обществом и ОАО "Оборонэнергосбыт" договором энергоснабжения от 18.02.2010 N 600120 предусмотрено проведение расчетов по одноставочному тарифу. При этом договор не содержит положений о возможности применения различных вариантов тарифов (одноставочного и двухставочного), о возможности применения двухставочных тарифов в случае их установления.
Изменение одного варианта тарифа на другой без внесения изменений в договор допускается в том случае, если все условия применения и составляющие тарифа следуют из положений нормативных актов и заключенного между сторонами договора.
Из заявки ОАО "Оборонэнергосбыт" о применении двухставочного тарифа не представляется возможным установить, какой объем электрической энергии и по каким уровням напряжения будет потребляться в 2011 году.
Суды правомерно указали, что при отсутствии согласования договорной мощности потребления электроэнергии применение двухставочного тарифа невозможно, поскольку это нарушает установленный законом порядок определения ставок, которые лежат в основе механизма расчета стоимости потребленной электроэнергии.
Ссылка управления на письмо Федеральной службы по тарифам от 29.07.2011 N ЕП-6037/12 является несостоятельной, поскольку положения данного акта носят рекомендательный характер и применяются сторонами по своему усмотрению.
Учитывая обстоятельства данного дела, наличие между обществом и ОАО "Оборонэнергосбыт" договорных отношений, требования Основных положений, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях общества навязывая невыгодных условий договора в виде применения для расчетов в 2011 году одноставочного тарифа.
Доводы управления о наличии оснований для применения при расчете мощности по аналогии пункта 18 Правил N 166-э/1 рассмотрен судами и правильно отклонен, оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, в связи с этим принятые по делу решение и постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25 марта 2013 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2013 года по делу N А63-15408/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.