Решение Самарского областного суда от 28 ноября 2022 г. N 3а-1966/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1966/2022 по административному исковому заявлению П.С.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, в котором (с учетом уточнения) просит:
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом N 9545 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от 07.10 2019 года N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от 19.10 2020 года N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Приложение N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
Требования обоснованы тем, что в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не используется, пустует. Включение нежилого здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество граждан и нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного иска уведомлен в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В силу статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса,
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными.
В соответствие со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 719 Министерство имущественных отношений <адрес> уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ГД "О нормативных правовых актах <адрес>" министерства и иные органы исполнительной власти <адрес>, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений <адрес> изданы приказы:
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год. В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ N, которым Перечень дополнен; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений <адрес> www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия.
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна", N 313 (29859) ДД.ММ.ГГГГ, N 316 (29862) ДД.ММ.ГГГГ, N 318 (29864) ДД.ММ.ГГГГ.
- от ДД.ММ.ГГГГ N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений <адрес> www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна" N 281 (30176) ДД.ММ.ГГГГ; N 283 (30178) ДД.ММ.ГГГГ, N 285 (30180) ДД.ММ.ГГГГ; N 297 (30192) ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ N 1608, которым утвержден Перечень объектов на 2019 год; опубликован на официальном сайте <адрес> www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) ДД.ММ.ГГГГ.
- от ДД.ММ.ГГГГ N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, "Волжская коммуна", N (30955), ДД.ММ.ГГГГ.
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы.
По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений <адрес> на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец является собственником указанного нежилого здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, соответственно, является плательщиком налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Таким образом, вправе оспорить нормативные правовые акты - приказы Министерства имущественных отношений <адрес>, которыми объект капитального строительства включен в Перечни на 2016-2022 г.г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N данный объект недвижимости имеет назначение: "нежилое", наименование - "здание конторы", данные о виде разрешенного использования здания отсутствуют.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов, имеющем вид разрешенного использования - "под зданиями для производства с/х продукции, яйца и мяса птицы".
Из технического паспорта усматривается, что здание имеет наименование: "здание конторы" состоит из двух этажей, имеет назначение помещений: архив, коридор, кабинет юрисконсульта, касса, кабинет отдела маркетинга, сан. узел, кабинет охраны, кабинет инженера по технике безопасности, кабинет коммерческого отдела, отдел кадров.
Согласно пояснениям представителя административного истца и результатам визуального осмотра здания, подтвержденного фототаблицей, оно находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта, не используется, Торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют. Действующий договор энергоснабжения отсутствует.
Таким образом, исследованные доказательства не подтверждают предназначение либо использование не менее 20 процентов общей площади здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в частности, фактическое использование нежилого здания под объект административного назначения.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 32-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 2428-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2796-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения. В то же время налоговый закон в его экономических основаниях может быть ориентирован на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности, не исключая разрешенного использования земельных участков.
В данном случае название здания (административное) и расположение спорного нежилого здания на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - "под зданиями для производства с/х продукции, яйца и мяса птицы", само по себе не свидетельствует о наличии условий для включения его в Перечень, поскольку наименование здания не предусматривает, что оно предназначено для оказания бытовых услуг населению. Факт использования данного здания соответствующим образом административным ответчиком также не доказан.
С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащее административному истцу здание не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Наименование нежилого здания, его технические характеристики, содержащиеся в технической документации, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в совокупности с наименованием объекта и его фактическим использованием, однозначно не предполагают размещение объектов бытового обслуживания населения, назначение спорного здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Административным ответчиком не представлено сведения о том, что на момент формирования и утверждения Перечней на 2016-2022 годы до начала налоговых периодов в отношении данного объекта поводились мероприятия по определению видов его фактического использования (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Доказательств тому, что здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, административно-деловой либо торговой деятельности, размещения объектов бытового обслуживания, общественного питания административным ответчиком в нарушении требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что оснований для включения спорного нежилого здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако министерством относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для обращения в суд в части требований о признании недействующими перечней за 2016-2019 г.г. не могут быть приняты во внимание.
Сроки на взыскание налоговых платежей регламентирует налоговое законодательство.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику Российской Федерации при наличии у него недоимки, которое содержит информацию об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, с учетом требований Налогового кодекса РФ, принудительное взыскание налоговых платежей с налогоплательщиков производится в следующем налоговом периоде.
Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрена возможность уточнения размера налога, взыскания налога, привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога в установленный срок в течение трех лет с даты окончания налогового периода.
При исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов возврат излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) производится с учетом срока давности возврата налогов (пеней, штрафов) в течение одного месяца для обращения в налоговый орган или в течение трех лет в судебном порядке со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о взыскании излишних платежей в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации регламентируется также и вопросы восстановления пропущенных по уважительной причине сроков, как Налоговому органу, так и налогоплательщику. При этом вопрос уважительности пропуска срока не входит в компетенцию суда по настоящему административному делу.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни произведено в целях налогообложения на 2016-2022 годы. Несмотря на истечение срока действия части оспариваемых Перечней, данные нормативные правовые акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку, как уже указывалось выше, сохраняется возможность перерасчета уплаченных налогов на имущество, а также взыскания недоимки налоговым органом.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их отдельных положений не действующими с момента принятия нормативных правовых актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от 07.10 2019 года N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от 19.10 2020 года N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Приложение N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 ноября 2022 г. N 3а-1966/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании