В соответствии со статьей 47 Федерального закона 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в целях предупреждения нарушений поставщиками социальных услуг в процессе своей деятельности обязательных требований к объему, качеству предоставляемых социальных услуг, порядку и условиям их предоставления, а также к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан за 2022 год (далее - Доклад).
2. Начальнику отдела управления качеством социального обслуживания Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 календарных дней со дня утверждения Доклада.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Ю.И. Абдрееву.
Министр |
Э.А. Зарипова |
Доклад
о правоприменительном практике контрольной (надзорной) деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан за 2022 год
(утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 2 марта 2023 г. N 133)
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан
В рамках контрольной (надзорной) деятельности Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан (далее - государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания).
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, а также оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования).
В рамках полномочий Министерства организация и проведение плановых и внеплановых проверок поставщиков социальных услуг включает в себя такие процедуры как:
планирование проведения плановых проверок (составление ежегодного плана проверок);
установка наличия оснований для проведения внеплановых проверок;
подготовка к проведению проверки (разработка и издание распорядительных актов о проведении проверки);
проведение проверки (выбор формы проверки - плановая выездная, внеплановая документарная проверка и (или) внеплановая выездная проверка);
соблюдение сроков проведения проверки;
оформление результатов проверки;
принятие мер по устранению выявленных нарушений обязательных требований.
1. Составление ежегодного плана проверок поставщиков социальных услуг, его направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Подготовка проекта ежегодного плана проведения плановых выездных и плановых документарных проверок (далее - проект ежегодного плана проверок) осуществляется в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками. Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты регионального государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска: высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск. Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенным категориям риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности организаций социального обслуживания к определенным категориям риска согласно постановлению Кабинет Министров Республики Татарстан от 23.09.2021 N 909 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан" (далее - постановление N 909).
В соответствии с приказом Министерства от 27.09.2021 N 694 "Об утверждении перечня объектов контроля, учитываемых при формировании ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан" деятельности поставщиков социальных услуг присвоены категории риска. В зависимости от присвоенной категории риска, плановые проверки проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в два года;
для категории значительного риска - один раз в три года;
для категории среднего риска - один раз в четыре года;
для категории умеренного риска - один раз в пять лет.
В отношении поставщиков социальных услуг, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
В согласованный прокуратурой Республики Татарстан план проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг в 2022 году было включено 6 проверок, проведена 1. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" исключены 5 плановых проверок из Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год.
2. Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия постановлением N 909 установлены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований;
наличие обращений от получателей социальных услуг, а также граждан и организаций о нарушении обязательных требований;
наличие информации (в том числе в средствах массовой информации) о начале предоставления организацией социального обслуживания социальных услуг в стационарной форме;
непредставление в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
наличие информации в уведомлении об исполнении предостережения сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Министерством в ходе анализа и учета сведений, характеризующих уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований законодательств Российской Федерации и Республики Татарстан из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах, и иных сведений об объектах контроля.
В 2022 году Министерством внеплановые проверки не проводились.
3. Разработка и издание распорядительных актов Министерства о проведении проверки и их содержание
На основании части 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ приказы Министерства о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Приказ разрабатывается должностным лицом из числа должностных лиц, указанных в пункте 1.4 постановления N 909.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Министерства действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
4. Формы проведения проверок
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
д) выездное обследование.
В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
5. Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
При проведении проверок должностными лицами Министерства, осуществляющими контрольно-надзорные мероприятия, соблюдались права руководителя, иных должностных лиц поставщика социальных услуг, установленные статьей 36 Федерального закона N 248-ФЗ, а именно:
присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними:
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
6. Оформление результатов проверки, оценка тяжести допущенных подконтрольными субъектами нарушений
Должностными лицами Министерства по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство обязано принять меры, предусмотренные статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам проверки, проведенной в 2022 году, был составлен акт и выдано предписание. В установленный предписанием срок, контролируемым лицом представлена информация об устранении нарушений.
Для проведения проверок разработаны и утверждены проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований).
7. Работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере социального обслуживания
Обращения, заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, средств массовой информации о фактах нарушений требования законодательства в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан в 2022 году не поступали.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Обобщенные нарушения обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания в Республики Татарстан и меры, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, размещаются на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtsz.tatarstan.ru/) в разделе "Направления деятельности" "Государственный контроль (надзор)", "Осуществление регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания" в подразделах "Профилактика нарушений обязательных требований" (Типовые нарушения и разъяснения к ним) и "Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора)".
Наиболее значимыми рисками при осуществлении поставщиками социальных услуг социального обслуживания граждан является несоблюдение поставщиками социальных услуг порядка предоставления социальных услуг, условий заключения договора о предоставлении социальных услуг, что может привести к нарушению прав и законных интересов получателей социальных услуг.
Информация о результатах проведенных проверок вносится в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также в информационную систему ГИС ТОР КНД.
При проведении проверок в 2022 году, требования законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан соблюдены, жалобы на действия должностных лиц не поступали.
Типовые нарушения, допускаемые поставщиками социальных услуг при оказании услуг в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан и разъяснения к ним
В связи с наложением с 10 марта 2022 года моратория на плановые проверки Министерством до указанного срока из запланированных на 2022 год проведена одна плановая проверка. Типовые нарушения сформированы с учетом практики прошлых лет, а также по поступающим вопросам от контролируемых лиц и практики консультирования.
1. Нарушение: поставщиком социальных услуг часть услуг, выбранных гражданином и прописанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), не оказывались. Отдельным получателям социальных услуг не оказывались в полном объеме социально-психологические и социально-педагогические услуги.
Основание: согласно статье 16 Федерального закона N 442-ФЗ - для поставщика социальных услуг ИППСУ носит обязательный характер.
Меры воздействия: выдача предписания об устранении нарушений. Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как избежать: в полном объеме оказывать социальные услуги, прописанные в ИППСУ получателей социальных услуг. Проводить мониторинг фактически оказанных услуг и услуг, прописанных в ИППСУ. Контролировать правильность заполнение реестра оказанных услуг.
2. Нарушение: некорректная (неактуальная) информация на официальном сайте поставщика социальных услуг.
Основание: статья 13 Федерального закона N 442-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Меры воздействия: выдача предписания об устранении нарушений. Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как избежать: поддерживать информацию на официальном сайте поставщика социальных услуг в актуальном состоянии, с соблюдением всех требований законодательства по срокам размещения.
3. Нарушение: не в полном объеме предоставляются документы, подлежащие представлению получателями социальных услуг для заключения договоров на оказание социальных услуг.
Основание: статьи 10, 27 Федерального закона N 442-ФЗ.
Меры воздействия: выдача предписания об устранении нарушении. Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как избежать: обеспечить полноту предоставляемых документов получателями социальных услуг при поступлении на социальное обслуживание.
4. Нарушение: у негосударственной (коммерческой или некоммерческой) организации или индивидуального предпринимателя в штате отсутствуют работники для предоставления социальных услуг или уровень образования, квалификации и профессиональной подготовки не соответствует занимаемой должности.
Основание: квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37, требования профессиональных стандартов.
Меры воздействия: выдача предписания об устранении нарушений.
Как избежать: обеспечить принятие в штат сотрудников, соответствующих требуемому уровню образования, квалификации и профессиональной подготовки.
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере социального обслуживания, приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 12.12.2022 N 1098 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в области регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан на 2023 год (далее - Программа).
Программа направлена на предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере.
Разработаны и размещены на сайте Министерства, портале "Проверенный бизнес" чек-листы, позволяющие подконтрольному субъекту самостоятельно оценить исполнение обязательных требований и готовность к проведению в отношении него контрольных мероприятий со стороны Министерства.
За 2022 год проведены 3 публичных мероприятия (консультирование) по обсуждению результатов правоприменительной практики, 14 профилактических визитов, по итогам выданы рекомендации, направлены листы профилактической беседы. Информация о проведенных профилактических визитах представлена на сайте (https://mtsz.tatarstan.ru/inie-materiali.htm?pub_id=3483832).
Поставщикам социальных услуг разъяснена информация по выявляемым нарушениям при предоставлении социальных услуг (http://mtsz.tatarstan.ru/rus/inie-materiali.htm).
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://mtsz.tatarstan.ru/rus/npa-2065877.htm) размещен Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования законодательства, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан. Перечень нормативных актов поддерживается в актуальном состоянии.
Разработанный доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан по итогам года размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://mtsz.tatarstan.ru/rus/obobshchenie-pravoprimenitelnoy-praktiki.htm).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 2 марта 2023 г. N 133 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности"
Текст приказа опубликован не был