Руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), принимая во внимание письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2021 N 05-1139, Правительство Пензенской области постановляет:
1. Присвоить статус ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Пензенской области государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области "Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса".
2. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Пензенской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы общего и профессионального образования.
Председатель Правительства Пензенской области |
Н.П. Симонов |
Утверждено
постановлением
Правительства Пензенской области
10.03.2023 N 153-пП
Положение о деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Пензенской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Пензенской области (далее - РУМЦ СПО).
1.2. Цель создания РУМЦ СПО - методическое и экспертное сопровождение системы инклюзивного профессионального образования на межрегиональном уровне посредством совершенствования образовательной, инновационной, методической деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - СПО), профессионального обучения (далее - ПО) и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
1.3. РУМЦ осуществляет методическое и экспертное сопровождение системы инклюзивного профессионального образования в образовательных организациях, реализующих программы СПО, ПО и ДПО на территории Пензенской области и на закрепленных за ним Министерством просвещения Российской Федерации территориях субъектов Российской Федерации.
1.4. Решение о лишении статуса РУМЦ СПО принимается Правительством Пензенской области по результатам ежегодного мониторинга деятельности РУМЦ СПО с учетом анализа и динамики развития региональной системы инклюзивного СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ в Пензенской области, проводимого Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования" (далее - ФМЦИО), и в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации.
2. Основные задачи и функции РУМЦ СПО
2.1. Исходя из цели создания РУМЦ СПО решает следующие задачи:
экспертно-консультационные;
методического и научно-образовательного сопровождения;
информационно-аналитического обеспечения;
межрегионального развития инклюзивного образования в системе СПО, ПО и ДПО.
2.2. В рамках экспертно-консультационного сопровождения РУМЦ СПО выполняет следующие функции:
взаимодействие со специалистами федеральных учебно-методических объединений системы среднего профессионального образования (далее - ФУМО СПО) - по вопросам совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов СПО в части обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; с представителями базовых профессиональных образовательных организаций; с представителями образовательных организаций, реализующих программы СПО, ПО и ДПО, - по вопросам методического обеспечения проведения профориентационных мероприятий, методик и технологий организации сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в Пензенской области в процессе получения ими СПО, ПО и ДПО; с педагогическими работниками системы СПО, ПО и ДПО;
проведение экспертизы адаптированных образовательных программ, методических материалов, контрольно-оценочных средств и т.д. в сфере СПО, ПО и ДПО, разрабатываемых другими образовательными организациями, в том числе по запросу ФМЦИО.
2.3. В рамках методического и научно-образовательного сопровождения деятельности образовательных организаций, реализующих программы СПО, ПО и ДПО для инвалидов и лиц с ОВЗ, РУМЦ СПО выполняет следующие функции:
учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ СПО, ПО и ДПО с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп;
разработка и актуализация адаптированных образовательных программ СПО, ПО и ДПО, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств, в том числе с участием работодателей (включая рабочие программы всех видов практик);
разработка и актуализация методических рекомендаций по вопросам сопровождения реализации образовательных программ СПО, ПО и ДПО, в том числе по использованию специального оборудования, технических средств реабилитации, программных средств для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с привлечением представителей общественных организаций инвалидов и экспертов в области предупреждения причинения вреда;
разработка, апробация и актуализация инновационных методик и технологий преподавания отдельных дисциплин, модулей, практик в рамках образовательных программ СПО, ПО и ДПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
разработка учебных материалов отдельных дисциплин в рамках образовательных программ СПО, ПО и ДПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
участие в организации обучения региональных экспертов чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс";
разработка, актуализация конкурсных заданий региональных и национальных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс", в том числе в рамках работы советов по компетенциям конкурсов "Абилимпикс";
взаимодействие с ФУМО СПО и федеральными учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам ПО и ДПО, и иными организациями по вопросам проведения научных исследований по проблемам методического сопровождения образовательного процесса по программам СПО, ПО и ДПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
разработка и актуализация методических рекомендаций, сборников лучших практик по вопросам инклюзивного профессионального образования с целью трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп (по тематике проведения профориентационных мероприятий, получения СПО, ПО и ДПО, преподавания отдельных дисциплин, модулей, практик);
разработка методических рекомендаций по формированию перечня и использованию в учебном процессе специального оборудования, технических средств реабилитации, программных продуктов, необходимых для использования в учебном процессе для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО, ПО и ДПО;
разработка и реализация программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников, специалистов сопровождения профессиональных образовательных организаций по перспективным направлениям в сфере инклюзивного профессионального образования при согласовании ФМЦИО;
организация и проведение семинаров по обучению преподавателей для работы со студентами с инвалидностью;
организация обмена опытом между преподавателями по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп;
разработка и реализация программ профессионального обучения, в том числе адаптированных, для лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллектуального развития;
разработка атласа профессий и ежегодное обновление ТОП-10 профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ, востребованных на рынке труда в Пензенской области и на закрепленных за РУМЦ СПО Министерством просвещения Российской Федерации территориях субъектов Российской Федерации.
2.4. В рамках информационно-аналитического сопровождения РУМЦ СПО выполняет следующие функции:
формирование, ведение и ежегодная актуализация банка адаптированных образовательных программ по профессиям и специальностям, закрепленным за РУМЦ СПО в соответствии с Положением о создании и деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СПО), утвержденным первым заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаевым 30.08.2021 (с привлечением ФУМО СПО и иных структур, участвующих в разработке образовательных программ по соответствующим укрупненным группам профессий и специальностей СПО), методик и технологий, используемых для преподавания в рамках реализации данных образовательных программ, а также их размещение на сайте РУМЦ СПО;
разработка и проведение мониторингов, социологических опросов в соответствии с поручениями ФМЦИО по тематике инклюзивного профессионального образования, публикация информационно-аналитических материалов на сайте РУМЦ СПО и иных информационных ресурсах;
проведение экспертиз по поручению ФМЦИО, связанных с оценкой (подтверждением) соответствия процессов, услуг в сфере образования требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, иным требованиям на основе профессиональной оценки. А также подготовка экспертных заключений, рекомендаций и др.;
ведение раздела РУМЦ СПО на сайте ПОО, которой присвоен соответствующий статус.
2.5. В рамках межрегионального развития инклюзивного образования в системе СПО, ПО и ДПО РУМЦ СПО выполняет следующие функции:
разработка и передача в другие РУМЦ СПО и образовательные организации, расположенные на закрепленных за РУМЦ СПО Министерством просвещения Российской Федерации территориях субъектов Российской Федерации, методики и порядка применения образовательных технологий для студентов с инвалидностью и ОВЗ различных нозологий в учебном процессе на всех этапах обучения;
определение и тиражирование эффективных образовательных технологий, наиболее приемлемых при обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиями;
оказание помощи в адаптации образовательных технологий для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиями;
организация и проведение специализированных научно-практических семинаров и конференций по проблемам СПО, ПО и ДПО обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
создание системы сетевого взаимодействия РУМЦ СПО по различным образовательным программам;
разработка методологии сетевого взаимодействия РУМЦ СПО с другими образовательными организациями в целях обеспечения доступности образования и повышения качества образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
заполнение единой образовательной платформы (реестра) адаптированных основных профессиональных образовательных программ по нозологиям и укрупненным группам профессий и специальностей.
3. Управление и организация деятельности РУМЦ СПО
3.1. Для обеспечения деятельности РУМЦ СПО создается отдельное структурное подразделение.
3.2. Штатное расписание структурного подразделения, созданного для обеспечения деятельности РУМЦ СПО, формируется в рамках штатного расписания организации, которой присвоен статус РУМЦ СПО.
3.3. При РУМЦ СПО создаются временные рабочие группы или комиссии для решения поставленных перед РУМЦ СПО задач из числа представителей образовательных организаций, общественных организаций инвалидов, предприятий, экспертных и иных организаций.
4. Финансовое обеспечение
4.1. Финансовое обеспечение деятельности РУМЦ СПО осуществляется:
за счет средств бюджета Пензенской области;
за счет внебюджетных средств;
за счет средств грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (в случае признания организации, которой присвоен статус РУМЦ СПО, победителем конкурса на предоставление грантов).
5. Предоставление отчетности РУМЦ СПО в ФМЦИО
5.1. В целях контроля деятельности РУМЦ СПО предоставляет в ФМЦИО отчетную документацию в соответствии с Положением о создании и деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СПО), утвержденным первым заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаевым 30.08.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 10 марта 2023 г. N 153-пП "О ресурсном учебно-методическом центре в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Пензенской области"
Вступает в силу с 13 марта 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 13 марта 2023 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 15 марта 2023 г. N 5800202303150004, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 19 от 15 марта 2023 г.