В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь пунктом 3.4 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 03.02.2022 N 72-пп,
приказываю:
1. Утвердить Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики государственной жилищной инспекцией Магаданской области в 2022 году регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в Магаданской области.
2. Настоящий приказ подлежит размещению на официальном сайте государственной жилищной инспекции Магаданской области в сети Интернет в срок не позднее 2 рабочих дней со дня утверждения.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. руководителя |
Р.В. Кравченко |
Утвержден
приказом государственной
жилищной инспекции
Магаданской области
от 13 марта 2023 г. N 46
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики государственной жилищной инспекцией Магаданской области в 2022 году регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в Магаданской области
I. Общие положения
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и на основании пункта 3.4 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 03.02.2022 N 72-пп.
II. Состояние соблюдения обязательных требований
Деятельность государственной жилищной инспекции Магаданской области по региональному государственному лицензионному контролю за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в Магаданской области:
При осуществлении лицензионного контроля государственная жилищная инспекция Магаданской области (далее - Инспекция) реализует свои полномочия исходя из принципов государственного контроля (надзора), сформулированных в главе второй Федерального закона N 248-ФЗ:
- законности и обоснованности действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
- стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
- соразмерности вмешательства контрольного (надзорного) органа в деятельность контролируемых лиц;
- охраны прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
- недопустимости злоупотребления правом контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами, а также гражданами и организациями при обращении в контрольный (надзорный) орган;
- соблюдения должностными лицами контрольного (надзорного) органа коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны при осуществлении лицензионного контроля;
- открытости и доступности информации об организации и осуществлении лицензионного контроля;
- оперативности при осуществлении лицензионного контроля.
Единообразие применения обязательных требований Инспекцией и должностными лицами основана на открытости деятельности, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля в соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ, пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона 248-ФЗ.
Решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия подготавливаются в соответствии с формой, утвержденной приказом Инспекции. В решении указывается предмет, объект контрольного (надзорного) мероприятия, обстоятельства, послужившие основанием для ее проведения, а также осуществляемые контрольные (надзорные) действия.
Стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц обеспечивается отнесением объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проведение профилактических мероприятий направлено на снижение риска причинения вреда (ущерба) и является приоритетной по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий деятельностью.
Фактов поступления в Инспекцию жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну в отчетном периоде не зафиксировано.
По состоянию на 31.12.2022 в реестре лицензий Магаданской области содержатся сведения о 47 лицензиатах. В управлении 47 лицензиатов находится 1 317 многоквартирных домов - 88% от их общего количества.
В 2022 году утверждена форма проверочных листов в рамках осуществления регионального лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами приказом Инспекции от 28.02.2022 N 78/1. Указанный приказ размещен на официальном сайте Инспекции.
В целях профилактики нарушения обязательных требований объявлено 429 предостережений, проведено 13 профилактических визитов и проведено 244 консультирования.
В целях информирования контролируемых и иных заинтересованных лиц на официальном сайте Инспекции, других средствах массовой публикуются новости, посвященные проблематике правоприменения жилищного законодательства, а также новеллам законодательного регулирования правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и практике его применения.
Инспекцией за 2022 год было проведено 286 внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.
За 2022 год выявлено 305 нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, для устранения выявленных нарушений Инспекцией выдано 77 предписаний.
Виды нарушений представлены в Таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Виды нарушений обязательных требований |
Количество нарушений в 2022 г |
1. |
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда |
232 |
2. |
Правил предоставления коммунальных услуг населению |
17 |
3. |
Требования законодательства о раскрытии информации |
8 |
4. |
Порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги |
11 |
5. |
Неисполнение предписаний |
5 |
6. |
Правил управления многоквартирными домами |
17 |
7. |
По вопросам подготовки и прохождения отопительного периода |
11 |
8. |
Прочие нарушения |
4 |
9. |
По факту выявления грубых нарушений |
0 |
10. |
Правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования |
0 |
Как видно из таблицы N 1 наибольшее количество выявленных Инспекцией нарушений в рамках регионального государственного лицензионного контроля составляют нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 232. Этот тип нарушений был основным и в 2021 году.
Второе место по типу нарушений занимают нарушения Правил предоставления коммунальных услуг населению - 17.
За 2022 год по результатам проверок Инспекции в рамках регионального государственного лицензионного контроля было составлено 96 протоколов. По результатам внеплановых проверок привлечено к административной ответственности 66 лицензиатов. Вынесено 66 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 2,190 млн. руб. Взыскано административных штрафов на сумму 1,308 млн. руб.
Характерные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
N |
Вид нарушения ПиН ТЭЖФ |
Количество нарушений |
% от общей суммы |
1. |
Содержание крыш |
52 |
22,4% |
2. |
Холодное водоснабжение |
13 |
5,6% |
3. |
Горячее водоснабжение |
9 |
3,8% |
4. |
Центральное отопление |
8 |
3,4% |
5. |
Канализация |
7 |
3% |
6. |
Электрооборудование |
4 |
1,7% |
7. |
Энергосбережение, отсутствие/содержание приборов учета, энергоэффективность |
1 |
0,4% |
8. |
Содержание лестничных клеток |
86 |
37% |
9. |
Содержание мусоропроводов |
1 |
0,4% |
10. |
Содержание чердаков |
1 |
0,4% |
11. |
Содержание подвалов |
17 |
7,3% |
12. |
Содержание фасадов |
24 |
10,3% |
13. |
Содержание придомовой территории |
9 |
3,8% |
14. |
Итого: |
232 |
100,0% |
Таким образом, наибольшее количество нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда происходит при содержании лестничных клеток - 37%, крыш - 22,4% и фасадов -10,3%.
Отдельные случаи типовых нарушений обязательных и лицензионных требований, установленные в практике Инспекции в 2022 году.
При проведении проверок установлено, что подконтрольными субъектами допускаются следующие наиболее часто случающиеся нарушения обязательных и лицензионных требований:
- выявляются факты размещения дополнительного оборудования (кондиционеров, спутниковых антенн) и информационных/рекламных вывесок на фасадах зданий многоквартирных домов без соответствующих разрешений (не представлены на момент проведения проверки);
- результатами осмотров и выборочных проверок актов технических осмотров общего имущества установлены факты ненадлежащего проведения общих осмотров многоквартирных домов и формального составления актов по их итогам (например, состояние наружных стен и балконов, отмосток, входных групп зданий отмечено как удовлетворительное, что не подтверждается в ходе проверки);
- наиболее часто встречающимися случаями нарушений при эксплуатации лестничных клеток являются складирование посторонних предметов на лестничных клетках, отслоение окрасочного слоя лестничных клеток, следы протечек на лестничных клетках;
- наиболее часто встречающимися случаями нарушений при эксплуатации фасадов являются разрушение штукатурного слоя фасада (как с выпадением отдельных кирпичей, так и без них), разрушение отдельных архитектурных деталей фасада;
- наиболее часто встречающимися случаями нарушений при эксплуатации крыш являются дефекты кровли.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
За прошедший 2022 год Инспекцией принято 18 заявления претендентов о допуске к квалификационному экзамену.
Организовано и проведено 18 квалификационных экзаменов для претендентов, из которых на экзамене присутствовали 9 претендентов, отсутствовали - 9. По итогам проведенных компьютерных тестирований сдали экзамен - 7 претендентов (в том числе после повторной сдачи), 2 претендента не справились с тестированием.
В рамках государственной услуги по выдаче, принятию решения об аннулировании квалификационного аттестата, предусмотренного в статье 202 ЖК РФ, обеспечению ведения реестра квалификационных аттестатов, Инспекцией оформлено 7 квалификационных аттестатов, сведения о которых внесены в Реестр квалификационных аттестатов Магаданской области.
Для принятия решений о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии соискателям, утверждения результатов квалификационных экзаменов, принятия решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии за прошедший 2022 года, Инспекцией организованно и проведено 3 заседания Лицензионной комиссии, по результатам которых приняты решения о предоставлении лицензии 4-ем соискателям лицензии.
В 2022 году прекращено действие одной лицензий.
В 2022 году истекал срок действия 32-ух лицензии, предоставленных Государственной жилищной инспекцией Магаданской области. В Инспекцию поступило 19 заявлений о продлении срока действия лицензии.
По результатам рассмотрения заявлений, Инспекцией приняты решения о продлении срока действия лицензии 2-ум управляющим организациям, об отказе в продлении срока действия лицензии 17 управляющим организациям.
В 2022 году одним из основных мероприятий явилось внесение изменений в реестр лицензий Магаданской области в части размещения сведений о домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Всего в 2022 году в Инспекцию поступило - 147 заявлений о внесении изменений в Реестр, из которых по 122 заявлениям приняты положительные решения.
Инспекцией обеспечивается своевременное и достоверное ведение реестра Магаданской области в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Типичные ошибки по государственной услуге:
- направление заявлений о предоставлении государственной услуги с нарушением Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённого Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Административная практика Инспекции в 2022 году.
Протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами Инспекции рассматриваются как непосредственно Инспекцией, так и мировыми судами. Всего по 96 протоколам было вынесено 93 постановлений.
Инспекцией в целях реализации своих полномочий в период с 09.01.2022 по 30.12.2022 было рассмотрен 41 протокол (в том числе постановлений по результатам прокурорского надзора) об административном правонарушении из них:
N |
Наименование статьи, КоАП РФ, Закон |
Количество вынесенных постановлений, шт. |
из вынесенных постановлений по 4.1.1. КоАП РФ, шт. |
из вынесенных постановлений по 2.9 КоАП РФ, шт. |
1 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам..." |
1 |
1 |
0 |
2 |
ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" |
1 |
0 |
0 |
3 |
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований" |
40 |
20 |
0 |
|
Итого |
41 |
20 |
0 |
По 19 протоколам Инспекцией принято процессуальное решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
По 20 протоколам административный штраф заменен предупреждением в порядке ст. 4.1.1. КоАП РФ.
По 1 протоколу административное производство прекращено.
За отчетный период 6 процессуальных решений обжаловано, из которых по состоянию на сегодняшнюю дату рассмотрено 3.
Обзор судебной практики Инспекции в 2022 году.
В 2022 году в производстве Инспекции находилось 88 судебных дел, из них 21 исковое заявление предъявлено Инспекцией, по 59 искам Инспекция привлекалась к участию в судебных заседаниях в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, или как орган для дачи заключения, к Инспекции предъявлено - 8 заявления из них:
7 заявлений по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
1 иск по делам об обжаловании предостережения.
Судами рассмотрено 25 дело, в том числе в пользу Инспекции - 18 дел. Таким образом, в пользу Инспекции судами рассмотрено 72% дел.
Отменено:
1 постановление о привлечении к административной ответственности (в связи с нарушением материальных или процессуальных норм права при возбуждении или рассмотрении дел об административных правонарушениях);
по 3 делам Инспекции отказано в исковых требованиях;
по 3 делам производство прекращено в связи с отказом от исковых требований.
В 2022 году Инспекция 21 раз обращалась в суд со следующими исками:
- 6 исков о возложении обязанности предоставить доступ в нежилое помещение, расположенное по адресу г. Магадан, ул. Марчеканская, д. 31 (3 иска удовлетворены, по 2 производство прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в связи с добровольным исполнением требований ответчиком, в удовлетворении 1 - отказано);
- 4 исковых заявления о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (3 иска удовлетворены, в удовлетворении 1 отказано);
- об обязании ТСЖ исполнить пункт предписания (иск удовлетворён);
- о ликвидации товарищества собственников жилья (иск удовлетворён);
- 2 иска о понуждении управляющую компанию к исполнению предписания (иски удовлетворены);
- о признании бездействие незаконным, возложении обязанности устранить нарушения (иск удовлетворён);
- о процессуальном правопреемстве (в удовлетворении требований отказано);
- о признании бездействия ТСЖ незаконным и о понуждении к исполнению предписания Инспекции (иск удовлетворён);
- о возложении ресурсоснабжающую организацию обязанности по установке приборов учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме (иск удовлетворён);
- о признании бездействия управляющей компании незаконным и о понуждении к исполнению предписания государственной жилищной инспекции Магаданской области (иск удовлетворён);
- о возложении на ТСЖ обязанности обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома (удовлетворён);
- об обязании завершить перевод жилого помещения многоквартирного дома в нежилое помещение (иск удовлетворен)
Из них рассмотрено 21 исков, 16 из которых удовлетворены в полном объеме, что составляет 76% от числа рассмотренных исков.
В целом в 2022 году по вопросу нарушения лицензионных требований сложилась следующая судебная практика:
Дело N А37-1730/2022.
Арбитражным судом Магаданской области по делу N А37-1730/2022 прекращено производство по заявлению ООО "Ремстройдом" о признании недостоверной информации о бездействии управляющей организацией недостоверной, признании предостережения Инспекции от 21.03.2022 N 105 о недопустимости нарушения обязательных требований незаконным и его отмене.
По мнению общества, Инспекцией нарушены ч. 7 ст. 8.2 Федерального закона Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п.п. "д" п. 4 Правил N 166.
Производство прекращено в связи с отказом от заявленных требований.
Дело N А37-1779/2022.
Арбитражным судом Магаданской области по делу N А37-1779/2022 отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "Ремстройдом" (далее - общество) о признании незаконным постановления Инспекции о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановление N 24 от 30.06.2022 Инспекцией вынесено на основании рассмотрения материалов проверки прокуратуры Ольского района.
Общество в заявленных требованиях ссылается на ст. 1, 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. ст. 207, 208 АПК РФ и указывает, что согласно ст. 1 Закона о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, считает, что указанные в обращениях обстоятельства не могли послужить основанием для проведения проверки соблюдения лицензионных требований и условий прокуратурой, подменяя соответствующий орган исполнительной власти, что прокуратура вышла за рамки своих полномочий и фактически подменила лицензирующий орган, т.к. предмет проведенной проверки фактически не соответствовал сути жалоб, кроме того, указал, что общество не было ознакомлено с решением прокурора Ольского района Магаданской области от 17.05.2022 N 10 о проведении проверки в отношении ООО "Ремстройдом" и с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.06.2022, акты осмотра составлены формально.
Суд указал на паровую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, о том что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо оттого, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Суд, отказывая обществу в удовлетворении требования указал, что в ходе судебного разбирательства подтверждено наличие в действиях ООО "Ремстройдом" вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, процессуальных нарушений не допущено, признал правомерным назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Дело N А37-2390/2022.
Арбитражным судом Магаданской области по делу N А37-2390/2022 удовлетворены требования ООО "Ремстройдом" (далее - общество) о признании незаконным постановления Инспекции о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статью 24.1 КоАП РФ и указал, что договор управления многоквартирным домом N 2 по пер. Ольский в п. Ола заключен с ООО "Ремстройдом" 15.03.2022 на основании постановления администрации муниципального образования "Ольский городской округ" от 15.03.2022 N 189 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания", ввиду чего обязанность по направлению заявления о внесении изменений в реестр лицензий Магаданской области отсутствует.
Суд, удовлетворяя заявленные требования общества, пришел к выводу о том, что обязанность по управлению многоквартирным домом N 2 по пер. Ольский в пгт. Ола у ООО "Ремстройдом" возникла не с даты заключения договора управления N 26 от 2 от 15 марта 2022 г., а с даты указанной в постановлении Администрации муниципального образования "Ольский городской округ" от 15.03.2022 N 189 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания", то есть с даты определенной в указанном постановлении - 01.02.2022 г., обязанность по управлению многоквартирным домом N 2 по пер. Ольский в пгт. Ола возникла с даты указанной в постановлении Администрации муниципального образования "Ольский городской округ" от 15.03.2022 N 189, т.е. с 01.02.2022 г., поскольку ч. 17 статьи 161 ЖК РФ в данном случае является специальной нормой по отношению к иным нормам.
Инспекцией подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-2390/2022, дата заседания по рассмотрению жалобы не назначена.
Дело N А37-2966/2022.
Арбитражным судом Магаданской области по делу N А37-2966/2022 отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "ГУК РЭУ-7" (далее - общество) о признании незаконным постановления Инспекции о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В обоснование своих требований общество ссылалось на отсутствие вины, утверждает, что с учётом требований соблюдения процедуры доступа в жилые помещения, им были приняты все, возможные меры по устранению недостатков предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества пользователя жилого помещения.
Суд, отказывая обществу в удовлетворении требования отклонили доводы общества о том, что в данном случае ООО "ГУК РЭУ-7", являющимся исполнителем и наделенным соответствующими полномочиями, правами и обязанностями, были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и договора управления в части обеспечения оказания потребителям коммунальных услуг по холодному водоснабжению, поскольку заявка на некачественное ХВС поступила 07.09.2022, после этого гражданка обратилась в государственную жилищную инспекцию (19.09.2022), в редакцию газеты "Вечерний Магадан" (публикация 22.09.2022), в прокуратуру Магаданской области и к губернатору Магаданской области (19.10.2022), однако уведомления в адрес собственников жилых помещений о необходимости предоставления доступа датированы только 28.10.2022 и фактически направлены в указанную дату, что следует из представленных заявителем копий почтовых квитанций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 10 марта 2023 г. N 46 "Об утверждении Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики государственной жилищной инспекцией Магаданской области в 2022 году регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в Магаданской области"
Вступает в силу с 10 марта 2023 г.
Текст приказа опубликован не был