г. Краснодар |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А53-31906/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Рогальского С.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК" (ИНН 1651025328, ОГРН 1031619009322), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ" (ИНН 6167042778, ОГРН 1026104156011), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-НК" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2013 (судья Штыренко М.Е.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу N А53-31906/2012 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Тимченко О.Х.), установил следующее.
ООО "ТАИФ-НК" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ООО "Сан-Сити" о взыскании 29 400 рублей штрафа за сверхнормативный простой вагонов-цистерн.
Решением суда от 04.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2013, произведена замена ООО "Сан-Сити" на ООО "ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ" и частично удовлетворены исковые требования. С ООО "ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ" в пользу ООО "ТАИФ-НК" взыскано 14 тыс. рублей задолженности и 950 рублей расходов по оплате государственной пошлины (с учетом исправительного определения от 20.05.2013).
Судебные акты мотивированы тем, что ответчик допустил сверхнормативный простой вагонов-цистерн под выгрузкой.
В кассационной жалобе ООО "ТАИФ-НК" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды не учли, что согласно условиям договора штраф начисляется за превышение времени нахождения вагонов-цистерн на станции назначения, а не на путях необщего пользования;
- согласно условиям договора перерасчет штрафа возможен только по предъявлению копий транспортных накладных, представленных в течение 10 дней;
- суды необоснованно руководствовались ведомостями подачи и уборки вагонов;
- суды не учли, что истцу как арендатору вагонов-цистерн собственник подвижного состава выставил штраф за сверхнормативный простой.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 10 минут 29.10.20013 до 14 часов 00 минут 30.10.2013. Информация о перерыве размещена на сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа в сети Интернет.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.12.2010 ОАО "ТАИФ-НК" (поставщик) и ООО "Сан-Сити" (покупатель) заключили договор поставки N 4-1772/10, согласно которому поставщик обязался передавать в собственность покупателю, а покупатель оплачивать и принимать нефтепродукты в порядке и на условиях договора.
Согласно пункту 1.2 договора наименование, количество, ассортимент, цена, период и условия поставки товара согласовываются сторонами в дополнительных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 2.1.3. договора предусмотрено, что при отгрузке товара железнодорожным транспортом цена товара понимается на условиях "Франко-цистерна на станции отправления - станция Биклянь Куйбышевской железной дороги". В этом случае цена одной тонны товара, определяемой на условиях "франко-резервуар на складе поставщика", увеличивается на 118 рублей с учетом НДС. Данная сумма включает в себя стоимость услуг по подаче и уборке вагонов, стоимость технического осмотра вагонов, сборы, причитающиеся перевозчику, стоимость ЗПУ и другие затраты поставщика, связанные с организацией транспортировки товара железнодорожным транспортом.
Стороны в пункте 4.4.1 договора установили, что при отгрузке товара железнодорожным транспортом поставщик, являясь агентом, действует по поручению покупателя, являющегося принципалом, от своего имени и за счет покупателя, организует доставку товара до железнодорожной станции назначения, указанной покупателем в заявках, на условиях франко-цистерна на станции отправления. В этом случае поставщик считается исполнившим свою обязанность поставить товар в момент его передачи первому перевозчику на железнодорожной станции отправления - станция Биклянь Куйбышевской железной дороги (дата на календарном штемпеле в железнодорожной накладной).
Согласно пункту 4.5.6 договора покупатель производит полный слив и возврат порожних вагоно-цистерн в технически исправном состоянии по полным перевозочным документам согласно инструкциям поставщика. Время нахождения вагоно-цистерн на станции назначения не должно превышать 24 часа с момента проставления перевозчиком в железнодорожной накладной календарного штемпеля о прибытии вагоно-цистерны с товаром на станцию назначения и до момента проставления перевозчиком в железнодорожной накладной (квитанции) календарного штемпеля о принятии вагоно-цистерны в порожнем состоянии для перевозки с целью возврата по инструкциям поставщика.
Пунктом 6.4. договора стороны предусмотрели уплату неустойки (штрафа, пени) за превышение срока нахождения вагоно-цистерн под сливом у покупателя или грузополучателя в размере неустойки (штрафа, пени), установленной в соглашении между поставщиком и перевозчиком (экспедитором, владельцем вагоно-цистерн) за аналогичные нарушения со стороны поставщика за превышение срока нахождения вагоно-цистерн под сливом у покупателя или грузополучателя.
В случае несогласия со сроком нахождения вагонов-цистерн под сливом и, как следствие, с размером неустойки покупатель вправе в течение 10 дней предъявить поставщику заверенные копии транспортной железнодорожной накладной, по которой прибыла вагоно-цистерна с товаром, и квитанции о приеме порожней вагоно-цистрены к перевозке. При документальном подтверждении возражений покупателя производится перерасчет штрафа. При непредъявлении данных документов в названный срок возражения покупателя относительно штрафа не принимаются (пункт 6.6 договора).
С целью оказания транспортно-экспедиционных услуг между ОАО "ТАИФ-НК" и ЗАО "Совфрахт-Казань" заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 01.11.2009 N 18/10-09 и дополнительное соглашение к нему от 01.11.2010 N 3, согласно которым ЗАО "Совфрахт-Казань" обязуется по заявке истца выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза истца железнодорожным транспортом на территории Российской Федерации. Дополнительным соглашением к договору установлен штраф в размере 1 400 рублей за простой каждого вагона в сутки (т. 1, л. д. 49 - 67).
Во исполнение договора поставки от 15.12.2010 N 4-1772/10 поставщиком произведена поставка товара в трех вагоно-цистернах N 50215995, 51287712, 50197680. Согласно железнодорожной накладной N ЭТ 544822 указанные вагоно-цистерны были отправлены со станции Биклянь Куйбышевской железной дороги 23.01.2011 и прибыли на станцию Конармейская Северо-Кавказской железной дороги 05.02.2011. Также, 05.02.2011 указанные вагоно-цистерны были направлены грузополучателю.
Поскольку спорные вагоны были отправлены со станции назначения 15.02.2011, ОАО "ТАИФ-НК" обратилось к ООО "Сан-Сити" с требованием об оплате штрафа за задержку вагонов под выгрузкой в течение 7 дней из расчета штрафной санкции, согласованной ОАО "ТАИФ-НК" и ЗАО "Совфрахт-Казань" в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 01.11.2009 N 18/10-09. Неоплата выставленной претензии послужила основанием для обращения ОАО "ТАИФ-НК" в арбитражный суд.
В связи с переименованием ООО "Сан-Сити" суд первой инстанции произвел замену ООО "Сан-Сити" на ООО "ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ".
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
При определении размера сверхнормативного простоя вагоно-цистерн суды исходили из того, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования должен осуществляется на основании памяток приемосдатчика (ведомостей подачи и уборки вагонов) и актов общей формы в случае их составления. При этом должен применяться Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов, а также памяток приемосдатчика, установленный соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности (пункт 4.5 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764).
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом представленных доказательств прибытия вагонов-цистерн на станцию назначения 05.02.2011 согласно железнодорожной накладной и уборки вагонов N 50215995, 51287712 для отправки в порожнем состоянии 09.02.2011, а вагона N 50197680 - 10.02.2011, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов (т. 1, л. д. 157 - 161), пришли к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Однако при принятии судебных актов не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров. В пункте 4.5.6 договора поставки от 15.12.2010 стороны по соглашению сторон определи время нахождения вагоно-цистерн на станции назначения, указав, что оно не должно превышать 24 часа с момента проставления перевозчиком в железнодорожной накладной календарного штемпеля о прибытии вагоно-цистерны с товаром на станцию назначения и до момента проставления перевозчиком в железнодорожной накладной (квитанции) календарного штемпеля о принятии вагоно-цистерны в порожнем состоянии для перевозки с целью возврата.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что ответчик нарушил время оборота вагоно-цистерн, определенные условиями договора поставки. Следовательно, суды должны были определить сроки оборота вагоно-цистерн на станции назначения с учетом условий заключенного сторонами договора поставки. Для этого необходимо было исследовать сведения, содержащиеся в железнодорожных накладных о прибытии цистерн с грузом на станцию назначения, а также квитанции о приемке порожних цистерн к перевозке. Имеющиеся в материалах дела памятки приемосдатчика не содержат в себе сведений о возврате цистерн.
С учетом изложенного, довод заявителя жалобы о том, что суды необоснованно руководствовались ведомостями подачи и уборки вагонов, правомерен.
Поскольку суды неполно выяснили существенные для дела обстоятельства, судебные акты надлежит отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу N А53-31906/2012 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
При определении размера сверхнормативного простоя вагоно-цистерн суды исходили из того, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования должен осуществляется на основании памяток приемосдатчика (ведомостей подачи и уборки вагонов) и актов общей формы в случае их составления. При этом должен применяться Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов, а также памяток приемосдатчика, установленный соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности (пункт 4.5 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764).
...
В соответствии со статьей 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров. В пункте 4.5.6 договора поставки от 15.12.2010 стороны по соглашению сторон определи время нахождения вагоно-цистерн на станции назначения, указав, что оно не должно превышать 24 часа с момента проставления перевозчиком в железнодорожной накладной календарного штемпеля о прибытии вагоно-цистерны с товаром на станцию назначения и до момента проставления перевозчиком в железнодорожной накладной (квитанции) календарного штемпеля о принятии вагоно-цистерны в порожнем состоянии для перевозки с целью возврата."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2013 г. N Ф08-6805/13 по делу N А53-31906/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31906/12
31.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6805/13
07.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7493/13
04.04.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31906/12