Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к приказу
Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по тарифам и жилищному надзору
от 10 марта 2023 г. N 9-ОД
Доклад
об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в 2022 году
Обобщение правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее - Комитет) регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в 2022 году подготовлено Комитетом в соответствии с требованиями статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы (приложение 4 к протоколу от 09.09.2016 N 7), пункта 3.4 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2021 N 193-ПП "Об осуществлении некоторых видов регионального государственного контроля (надзора) Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору и о признании утратившим силу пункта 10 Перечня должностных лиц исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" (далее - Положение о контроле, Постановление N 193-ПП).
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются: обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Комитета, выявление и снижение количества типичных нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности контролируемых лиц о практике применения обязательных требований, выявление проблемных вопросов применения подконтрольными субъектами обязательных требований.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются: обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований законодательства Российской Федерации о региональном государственном контроле (надзоре), выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений, анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба), подготовка предложений об актуализации обязательных требований, подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
1. Вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора)
В соответствии с Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 N 204-ПП Комитет является органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Положением о контроле Комитет определен исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
Целью регионального государственного контроля (надзора) является достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, установленных законодательством об обращении лекарственных средств (далее - обязательные требования).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, является соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при реализации лекарственных препаратов (далее - контролируемые лица) требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в Кабардино-Балкарской Республике (далее - обязательные требования).
Объектами регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - объект контроля), являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в процессе осуществления регулируемого вида деятельности по реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
При реализации функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Комитет руководствуется:
Федеральным законом N 248-ФЗ;
Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 N 1915 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)";
Положением о контроле;
другими нормативными правовыми актами.
Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность, а также устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), размещены на официальном сайте Комитета https://tarif.kbr.ru/ в разделе "Контрольная деятельность", подразделы "Нормативные правовые акты, регламентирующие контрольную деятельность в сфере госрегулирования тарифов" и "Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов)".
В целях информационного обеспечения организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) Комитетом размещаются необходимые сведения в информационных системах:
1) единый реестр видов контроля (ЕРВК);
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
3) государственная информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС ТОР КНД).
Размещение уполномоченными должностными лицами Комитета необходимых сведений в указанных информационных системах обеспечивает:
1) учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых лиц;
2) учет сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований;
3) взаимодействие Комитета при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) с контролируемыми лицами, органами прокуратуры, иными гражданами и организациями, государственными органами, органами местного самоуправления;
4) планирование и (или) проведение профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
5) учет действий и решений должностных лиц Комитета и решений Комитета, принимаемых при организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
6) учет результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
7) учет сведений о пресечении выявленных нарушений обязательных требований, об устранении их последствий и (или) о восстановлении правового положения, существовавшего до таких нарушений;
8) информационное сопровождение иных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора).
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Комитета действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством составления и направления документов и сведений на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
Контрольная (надзорная) деятельность Комитета осуществляется посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемыми лицами в форме документарных и выездных проверок, проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований, организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением о контроле региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющей выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Положением о контроле установлены категории риска причинения вреда (ущерба) и критерии отнесения деятельности контролируемых лиц к категориям риска.
Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется Комитетом на основе сопоставления его характеристик с критериями риска, утвержденными Положением о контроле.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год.
Основаниями для включения контролируемого лица в ежегодный план проведения плановых проверок являются основания, указанные в Федеральном законе N 248-ФЗ.
Иные основания включения регулируемых организаций в ежегодный план проведения плановых проверок, с учетом периодичности проведения проверок для организаций, отнесенных к определенным категориям риска.
Проект ежегодного плана формируется на основе перечня объектов контроля по видам государственного контроля (надзора), содержащимся в едином реестре видов регионального государственного контроля (надзора), в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной федеральным законом о виде контроля и Положением о контроле для категорий риска, к которым отнесены объекты контроля.
Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется Комитетом на согласование в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года" План проведения Комитетом плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (далее - План проведения КНМ) сформирован в машиночитаемом виде с использованием единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ), согласован с прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики и утвержден в системе ЕРКНМ посредством подписания электронной подписью и.о. председателя Комитета.
Утвержденный План проведения КНМ на 2022 год размещен на официальном сайте Комитета https://tarif.kbr.ru/ в разделе "Контрольная деятельность", подраздел План проверок.
Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение Комитета, подписанное и.о. председателя Комитета. Решения оформляются в соответствии с типовыми формами, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151).
В соответствии с требованиями части 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ Комитет уведомляет контролируемое лицо о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала посредством направления копии решения о проведении выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Форма проведения плановой проверки определяется на стадии формирования и утверждения плана проведения плановых проверок на предстоящий год.
Планом проведения КНМ на 2022 год предусмотрено проведение 2 плановых выездных проверок в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого вида деятельности по реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) проведение контрольных мероприятий в 2022 году предусмотрено исключительно при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе обороне страны, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, а также по поручению Президента Российской Федерации, Председателя правительства Российской Федерации, Заместителя председателя Правительства Российской Федерации.
Во исполнение пунктов 1, 5 Постановления N 336 приказом Комитета от 14.03.2022 N 35-ОД отменено проведение в 2022 году плановых проверок, предусмотренных ежегодным планом проведения КНМ на 2022 год. В Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий внесены соответствующие сведения.
Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий регламентирована статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде документарной проверки и выездной проверки.
Пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ установлены следующие основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "настоящего Федерального закона" следует читать: "Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ"
Пунктом 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации");
б) без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 42 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Оснований для проведения внеплановых проверок (с учетом требований Постановления N 336) за отчетный период не имелось, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках данного вида контроля в 2022 году не проводились.
Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе документарной проверки допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий: получение письменных объяснений; истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Комитетом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения документы до момента представления указанных в требовании документов в Комитет, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Комитета о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Комитет.
Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе выездной проверки допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий: осмотр; получение письменных объяснений; истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом внутренних правил контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых должностным лицом Комитета, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) должностным лицом Комитета, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение Комитета о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) имеет право:
присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам его проведения;
получать от Комитета, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
получать от Комитета информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать Комитету о своем согласии или несогласии с ними;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Комитета, решения Комитета, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Должностные лица Комитета, уполномоченные на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не вправе:
оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Комитета;
проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Комитета;
проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Результатами контрольного (надзорного) мероприятия являются оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Комитетом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Комитета, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт проверки (в соответствии с типовыми формами, установленными Приказом N 151).
Акт проверки оформляется после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Комитета.
Результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещаются на официальном сайте Комитета https://tarif.kbr.ru/ в разделе "Контрольная деятельность", подраздел "О результатах проверок".
Комитет, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2, частью 5 статьи 19.5, статьей 19.7.1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях учитываются следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения, наличие признаков состава административного правонарушения, наличие доказательств, течение срока давности привлечения к административной ответственности, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), при наличии одного из перечисленных поводов к возбуждению дела, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки и оформления их результатов. Данное требование введено Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Действия (бездействие) должностных лиц Комитета, решения, принятые Комитетом в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
В 2022 году решения, принимаемые Комитетом в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), не обжаловались.
Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона N 248-ФЗ.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, должностным лицом Комитета проводится оценка их достоверности.
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Комитета при необходимости запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, обеспечивает, в том числе по решению и.о. председателя Комитета, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Комитета направляет уполномоченному должностному лицу Комитета:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Жалоб в рамках данного вида государственного контроля (надзора), связанных с нарушением порядка ценообразования, не поступало.
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) Комитетом проводится работа по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Комитетом проводятся следующие виды профилактических мероприятий: информирование, обобщение правоприменительной практики, профилактический визит, консультирование, объявление предостережения.
В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения Комитет осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, ежегодно утверждаемой до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Комитетом разработана Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на 2022 год (далее - Программа), утверждена приказом Комитета от 17.12.2021 N 112-ОД и размещена на официальном сайте Комитета в сети "Интернет".
Программа профилактики направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых проверяется Комитетом при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Перечень профилактических мероприятий программы, сроки их реализации и ответственные исполнители определены Планом мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства.
Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Комитета "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах.
Комитет размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
формы проверочных листов (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), утвержденные приказом Комитета от 22.02.2022 N 23-ОД;
руководства по соблюдению обязательных требований;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Комитета;
доклады о государственном контроле (надзоре).
Результатом, ожидаемым от реализации Программы профилактически, является снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов, повышение прозрачности деятельности Комитета, уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами, мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.
В 2022 году Комитетом проведено 23 профилактических мероприятия, в том числе информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики по результатам 2021 года, 2 консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), 19 профилактических визитов.
2. Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
В 2022 году нарушения обязательных требований при осуществлении данного вида контроля не выявлены.
Типичные нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности по реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории Кабардино-Балкарской Республики:
1. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств:
- часть 4 статьи 14.4.2 КоАП РФ: реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
2. Непредставление сведений:
- часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ: непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль:
- часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ: невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Проблемных вопросов применения обязательных требований не имеется.
Предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности у Комитета не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.