Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Министерства образования
и науки Пермского края
от 06.03.2023 N 26-36-вн-319
Методические рекомендации
по формированию и организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году на территории Пермского края
Перечень
условных обозначений и сокращений
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Пермского края |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
ОГЭ |
Основной государственный экзамен |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ |
Изображения текстов развернутых ответов участников экзаменов, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов предметных комиссий |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии |
Квалификация эксперта ПК |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенций), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом на задания ОГЭ, ГВЭ |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
ОИВ |
Орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования |
МОУО |
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования |
ПК |
Региональные предметные комиссии, создаваемые для проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Пермском крае в 2023 году |
ПО |
Программное обеспечение |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018, регистрационный N 52953) |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
Правила формирования и ведения ФИС/РИС |
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. N 2085 |
Развернутые ответы |
Ответы участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутые ответы |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации Пермского края |
ППОИ |
Пункт первичной обработки информации, структурное подразделение РЦОИ |
Система согласования |
Система согласования подходов к оцениванию ответов участников экзаменов с целью обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов |
Статус эксперта ПК |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта ПК |
Участники экзамена |
Участники ГИА - обучающиеся, экстерны, допущенные в установленном порядке к ГИА |
ФИПИ |
Федеральное государственное ГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФЦТ |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
Эксперт ПК |
Лицо, отвечающее требованиям, указанным в Порядке, включенное распорядительным актом ОИВ в состав ПК по соответствующему учебному предмету |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
ППЗ |
Пункты проверки заданий с развернутым ответом |
Куратор ППЗ |
Специалист, осуществляющий руководство пунктом проверки заданий |
Введение
Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52953);
4. Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2023 году, направленные письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 февраля 2023 г. N 04-31;
5. Приказ Рособрнадзора от 18 июня 2018 г. N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы".
1. Общие положения
1.1. Проверка развернутых ответов участников экзаменов осуществляется ПК в 2023 году с использованием платформы онлайн-проверки по следующим учебным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык и (или) родная литература.
1.2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 22 Порядка.
1.3. Председатель ПК назначается ОИВ по согласованию с Рособрнадзором, председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.
1.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, нормативными правовыми актами ОИВ, Положением о ПК.
1.6. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания ПК по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.8. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках 1 и (или) профессиональных стандартах 2;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.
Также кандидату в эксперты ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, проводимого государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (далее - ГАУ ДПО "ИРО ПК") на основе материалов Федерального института педагогических измерений.
1.9. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.10. Организационно-методическое сопровождение ППЗ обеспечивает МОУО.
1.11. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.12. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников экзаменов, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов N 2); устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ; устных ответов по иностранным языкам; файлов с выполненными заданиями по информатике.
1.13. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту ПК по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.14. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки);
в случаях, установленных Порядком:
проверку третьим экспертом ПК (далее - третья проверка);
перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.15. Обработка бланков ОГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, должны завершиться в следующие сроки:
по русскому языку, обществознанию, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому), литературе - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена, в том числе экспертная проверка не позднее трех календарных дней (кроме воскресенья);
по математике, физике, химии, биологии, географии, истории, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), родному языку и (или) родной литературе - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, в том числе экспертная проверка - не позднее двух календарных дней (кроме воскресенья);
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, а также в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее двух календарных дней после проведения соответствующего экзамена (кроме воскресенья).
2. Порядок подготовки членов ПК
Порядок формирования ПК в субъекте Российской Федерации включает:
подготовку экспертов ПК;
квалификационные испытания для лиц, претендующих на включение в ПК.
2.2. Подготовка экспертов ПК на региональном уровне включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК (вебинары, курсы повышения квалификации). Подготовка экспертов ПК осуществляется под руководством председателей ПК и включает занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ (оперативное согласование может быть проведено в удаленном режиме).
2.3. Подготовка экспертов ПК проводится в соответствии с образовательными программами с использованием:
учебно-методических материалов для подготовки экспертов ОГЭ, ГВЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
2.4. Курсы повышения квалификации проводятся один раз в три года.
2.5. Квалификационные испытания проводятся ежегодно, в том числе для экспертов, успешно завершивших курсы повышения квалификации.
2.6. Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
3. Организация проверки развернутых ответов
3.1. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга (первая и вторая проверки). Оба эксперта ПК, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.2. По результатам первой и второй проверок эксперты ПК независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом. Результаты каждого оценивания вносятся в электронном виде на платформу онлайн-проверки.
3.3. В случае установления существенного 3 расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, работа направляется на третью проверку.
3.4. Эксперт ПК, который будет осуществлять третью проверку экзаменационной работы, оцененной двумя экспертами ПК с существенной разницей, назначается автоматизированно (с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
3.5. Эксперт ПК, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в электронном протоколе не заполнены автоматизированно. Получение на онлайн-платформе пакета работ с уже выставленными баллами означает, что данная работа поступила на третью проверку. В таком случае необходимо проверить (и при необходимости скорректировать балл, выставленный предыдущим экспертом) только те задания, баллы по которым в полях электронного протокола отсутствуют (доступны для редактирования).
3.6. Распределение работ участников экзаменов между экспертами ПК осуществляется путем самостоятельного изъятия экспертом пакета экзаменационных работ из платформы онлайн-проверки. Эксперт формирует каждый пакет, самостоятельно назначая для себя количество работ - от 1 до 15.
3.7. Предоставление выбора возможных баллов по каждому заданию экзаменационной работы с развернутым ответом осуществляется автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
3.8. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки ЭМ, установленных Порядком.
3.9. К проверке принимаются изображения письменных развернутых ответов участников ГИА, выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2 и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков, файлы с ответами по ГВЭ в устной форме, файлы с устными ответами по иностранным языкам, файлы с выполненными заданиями по информатике.
Помимо обезличенных изображений экзаменационных работ на платформе онлайн-проверки размещаются критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Критерии оценивания по литературе и иностранным языкам, размещенные на онлайн-платформе, не содержат распределения по баллам. Следовательно, экспертам по данным предметам рекомендуется заблаговременно ознакомиться с критериями оценивания на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
3.10. В рамках проверки экзаменационных работ ПК по соответствующему учебному предмету экспертами ПК могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:
а) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
б) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (оборотная сторона) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
3.11. При выявлении случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо проинформировать куратора ППЗ, который, в свою очередь, информирует председателя ПК и далее председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ПК.
В данном случае ГЭК рекомендуется провести служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения пункта 55 Порядка, а именно выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц 4.
3.12. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, полученные от уполномоченной Рособрнадзором организации (ФЦТ) в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена), и проводит в течение не менее часа оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторный оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ПК определенного количества первых экзаменационных работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию. Проведение данного семинара-согласования критериев возможно в удаленном режиме.
3.13. В целях обеспечения согласованной работы экспертов ПК председатель ПК может назначить из числа экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов ПК.
3.14. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
3.15. Эксперт ПК, оценивающий письменные экзаменационные работы ОГЭ (ГВЭ), получает в электронном виде изображения бланков ответов N 2 участника экзамена и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником экзамена.
3.16. Эксперт ПК, который оценивает ГВЭ в устной форме, получает на проверку электронную папку с файлами работ участников, сформированную посредством специализированного ПО.
3.17. При проверке устных ответов на задания раздела "Говорение" ОГЭ по иностранным языкам эксперт ПК обеспечивается файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов по иностранным языкам и специализированными программными средствами для их прослушивания.
3.18. Эксперты ПК по информатике обеспечиваются электронными файлами с выполненными практическими заданиями участников ГИА.
3.19. Эксперты ПК выставляют баллы в соответствующие поля платформы онлайн-проверки в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
3.20. В случае возникновения затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт ПК может обратиться к председателю ПК, его заместителю или консультанту, предусмотренному п. 3.13 настоящих Методических рекомендаций.
3.21. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт ПК фиксирует для передачи председателю ПК.
3.22. Председатель ПК направляет в Министерство информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки. ОИВ принимает решение об исключении эксперта из состава ПК после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
3.23. При выявлении экспертом ПК случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена - автором проверяемой экспертом ПК экзаменационной работы - Порядка (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, т.п.), а также случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 3.10 настоящих Методических рекомендаций, эксперт ПК составляет с свободной форме акт с указанием кода бланка и описанием обнаруженных фактов, передает его куратору ППЗ. При этом эксперт ПК, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Куратор ППЗ из своего личного кабинета на сайте https://kraioko.perm.ru/ направляет в РЦОИ служебную записку с приложением указанного акта для проведения служебного расследования и принятия решения.
3.24. В случае невозможности экспертом ПК оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.) эксперт ПК составляет в свободной форме акт о забраковке с указанием кода бланка экзаменационной работы и описанием проблемы, передает его куратору ППЗ. Далее изображение (аудиозапись) данной работы бракуется в соответствии с инструкцией по работе с платформой онлайн-проверки. Куратор ППЗ из своего личного кабинета на сайте https://kraioko.perm.ru/ направляет в РЦОИ служебную записку с приложением указанного акта для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу.
Акт о забраковке также необходимо составлять в следующих случаях:
а) 7-значный код бланка, указанный в имени файла, не соответствует фактически открывшемуся на платформе бланку;
б) в конце бланка ответов N 2 участником ГИА написано "см. дополнительный бланк", но изображение ДБО N 2 фактически отсутствует;
в) ответ участника обрывается, при этом других изображений бланков данного участника нет;
г) неверно осуществлена привязка бланка ответов N 2 и дополнительного бланка ответов N 2 (не совпадают 7-значные коды на данных листах);
д) участником в бланке ответов неверно указан номер варианта, в связи с чем отсутствует уверенность в том, по каким критериям производить оценивание;
е) номер варианта или сами ответы участника не соответствуют ни одному из вариантов КИМ, которые проверяются в текущий день.
3.25. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами ПК необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из электронных протоколов проанализированы ПО РЦОИ. Эксперты покидают свои рабочие места по согласованию с куратором ППЗ.
4. Правила для председателя и экспертов ПК
4.1. Правила для председателя ПК при организации подготовительных мероприятий.
Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с Порядком, методическими материалами уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ), настоящими Методическими рекомендациями, документами и методическими материалами ОИВ.
Председатель ПК:
в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов ПК с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов ПК на проверку экзаменационных работ.
4.2. Правила для председателя ПК на этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов.
Председатель ПК должен:
получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания;
провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее одного часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ПК нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
осуществлять консультирование заместителей председателя ПК, экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ.
4.3. Правила для куратора ППЗ на этапе проверки развернутых ответов участников экзамена.
Куратор ППЗ должен:
обеспечить присутствие в помещениях работы ПК только тех лиц, перечень которых предусмотрен Положением о ПК;
организовать участие экспертов своего ППЗ в оперативном согласовании подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимом председателем предметной комиссии в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА (оперативное согласование может быть организовано в удаленном режиме);
обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК;
контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю предметной комиссии (заместителю председателя предметной комиссии) информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ и (или) нарушение процедуры проведения проверки;
осуществлять через личный кабинет ППЗ связь с РЦОИ при возникновении у экспертов организационно-технических вопросов;
своевременно направлять в РЦОИ из личного кабинета ППЗ на сайте пп. 3.11, 3.23, 3.24 настоящих Методических рекомендаций.
4.4. Правила для экспертов ПК.
Экспертам ПК запрещается:
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
копировать, распечатывать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания;
разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах;
покидать аудиторию без уважительной причины;
переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идет о консультировании с заместителем председателя ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
Эксперты ПК должны:
на подготовительном этапе:
пройти обучение с использованием учебно-методических материалов уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ) и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящих Методических рекомендаций, а также документами ОИВ;
непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (возможно проведение в удаленном режиме через куратора ППЗ);
ознакомиться с инструкцией по работе с платформой онлайн-проверки.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
по указанию куратора ППЗ занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить в электронном виде на платформе онлайн-проверки комплекты экзаменационных работ для проверки и критерии оценивания;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к куратору ППЗ (или ответственному, назначенному им от образовательной организации, на базе которой открыт ППЗ) при возникновении организационных вопросов, при выявлении нарушения процедуры экспертной проверки;
обратиться к председателю ПК (назначенному им консультанту или заместителю председателя ПК) при возникновении содержательных вопросов при оценивании экзаменационных работ;
осуществлять проверку и выставление баллов в электронный протокол в соответствии со следующими правилами:
оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (оборотная сторона) остался незаполненным, а также другие подобные случаи);
составлять и незамедлительно передавать куратору ППЗ акты при выявлении экзаменационных работ, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, при невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
поставить знак "X" 5 в полях электронного протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
проставить в соответствующее поле (поля) электронного протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания; необходимо оценивать ответ участника в случае, если участник неправильно указал номер задания, предварительно идентифицировать задание, на которое отвечал участник;
выполнить сохранение и отправку электронного протокола в РЦОИ для дальнейшей обработки.
_____________________________
1Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010, N 18638);
приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2011, N 20237).
2Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013, N 30550).
3 Существенное расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, определено в спецификациях и демонстрационных вариантах КИМ по каждому учебному предмету на сайте уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ).
4 В Порядке отсутствует норма, согласно которой запрещается проверять часть экзаменационной работы, следующую после знака "Z", а также нормы, согласно которым запрещается проверять экзаменационные работы в случаях, описанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 3.10 настоящих Методических рекомендаций. В то же время данный факт не означает, что по указанным ситуациям ГЭК не проводятся соответствующие служебные проверки, позволяющие исключить факт нарушения Порядка. В случае установления факта нарушения Порядка (после проведения соответствующей проверки) председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов экзаменов в соответствии с Порядком.
5 Знак "X" необходимо поставить в случае, если участник не приступил к заданию. Отсутствием ответа считается: если участник не писал ответ на задание, если участник вписал номер задания и поставил прочерк, если участник вписал номер, но не написал ответ на задание.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки Пермского края от 6 марта 2023 г. N 26-36-вн-319 "О направлении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.