г. Краснодар |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А32-32200/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства природных ресурсов Краснодарского края - Нецветова М.С. (доверенность от 07.02.2013 N 202-552/13-05.2), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Бжассо К.Р. (доверенность от 03.09.2013), в отсутствие третьих лиц: индивидуального предпринимателя Суслопарова Михаила Дмитриевича, общества с ограниченной ответственностью "Норильский никель", общества с ограниченной ответственностью "БетонПолимерСтрой", общества с ограниченной ответственностью "Баден", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-32200/2012, установил следующее.
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 07.09.2012 по делу N 201/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Суслопаров М.Д., ООО "Норильский никель", ООО "БетонПолимерСтрой", ООО "Баден".
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом проведена замена Департамента лесного хозяйства Краснодарского края на Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) в связи с реорганизацией Департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
Решением суда от 26.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью фактов, свидетельствующих о нарушении заявителем части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившемся в необоснованном инициировании экономически обременительных для публичного образования конкурсных процедур и необоснованном снятии с аукциона предмета торгов (лоты 0629а, 0746а).
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что судебные инстанции неполно установили и недостаточно исследовали обстоятельства по делу. По мнению подателя жалобы, управление не доказало, в чём именно выразилось экономическое обременение для публичного образования в результате отказа от проведения аукциона; аукцион отменен правомерно по основаниям, предусмотренным статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), в связи с обнаружением существенных недостатков в проектной документации, связанных с отсутствием необходимой информации о характеристиках и местоположении лесных участков, являющихся предметом аукциона. Ни один из участников аукциона вследствие отказа не получает преимуществ, в связи с чем принцип конкуренции не нарушен.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения решение суда и постановление апелляционного суда как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители министерства и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей управления и министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.06.2011 в управление поступило обращение Суслопарова М.Д. на действия департамента при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.
По результатам рассмотрения обращения Суслопарова М.Д. управление вынесело решение по делу N 201/2011, которым в действиях департамента установлено нарушение части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном инициировании экономически обременительных для публичного образования конкурсных процедур и необоснованном снятии с аукциона предмета торгов (лоты 0629а, 0746а).
Полагая, что принятое управлением решение является незаконным, департамент оспорил его в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства, суды отказали в удовлетворении требований. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Как установили судебные инстанции и следует из материалов дела, департамент назначил на 10.03.2011 проведение аукциона N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности. Из материалов дела следует, что письмом от 09.03.2011 N 413/11 ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" в департамент представлена проектная документация для организации проведения аукциона N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Из содержания указанного письма следует, что в целях обеспечения достоверности представленных сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" просит департамент перенести аукцион по лотам N 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а и вернуть аукционную документацию по указанным лотам на доработку. Письмом от 10.03.2011 N 77-929/11-02-39 (в день проведения аукциона) департамент направил на доработку ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" проектную документацию по вышеуказанным лотам.
Из протокола заседания аукционной комиссии по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, и определению победителя аукциона N 11-01а, участники аукциона, в том числе Суслопаров М.Д., который участвовал в аукционе по лотам 0629а, 0746а, узнали о переносе аукциона по указанным лотам на заседании аукционной комиссии в 11 часов 10.03.2011, то есть в день проведения аукциона.
15 марта 2011 года в газете "Кубанские новости" N 39(4858) заявителем размещена информация о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, где также указано о переносе аукциона по вышеуказанным лотам на 11 часов 31.03.2011.
Письмом от 21.03.2011 N 11-547/2011 ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" уведомил департамент о необходимости переноса срока исполнения и представления проектной документации до 05.04.2011.
Материалами дела подтверждается, что 28.03.2011 департамент направил информационное письмо-уведомление N 77-1233/11-02-23 участникам аукциона N 11-01а о том, что согласно информации, опубликованной в официальном печатном издании "Кубанские новости" от 23.03.2011 N 44 и размещенной на официальном сайте www.dlhkk.ru, аукцион N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков по вышеуказанным лотам состоится в 11 часов 14.04.2011.
Письмом от 12.04.2011 N 111-818/11 ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" в департамент представлена информация о принятии на доработку проектной документации по указанным аукционным единицам и о направлении в целях обеспечения достоверности представленных сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков соответствующих запросов в отделы Росреестра по Краснодарскому краю.
Однако в связи с отсутствием в проектной документации полной информации о качественных характеристиках и месторасположении лесных участков, ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" просил департамент отменить аукцион по указанным лотам.
Приказом департамента от 12.04.2011 N 308 на основании письма ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" от 12.04.2011 N 111-818/11 из приказа от 27.12.2010 N 1323 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности" удалены строки с порядковыми номерами 1 - 18, 39, 42, 46 - 52, 54, 55, 60, 61, 74 - 76, 82, 83.
Кроме того, согласно данному приказу в информационном печатном издании "Кубанские новости" и на официальном сайте департамента опубликованы извещения о снятии с аукциона лотов N 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а,0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а,0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а.
Организация проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок проведения указанных аукционов регулируются главой 8 Лесного кодекса и Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания).
Согласно части 5 статьи 79 Лесного кодекса организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети Интернет, а в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, в течение трех дней также опубликовывается в периодическом печатном издании. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.
На основании пункта 14 Методических указаний продавец вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе или не менее чем за десять дней при продаже права на заключение договора купли-продажи. Извещение продавца об отказе в проведении аукциона в течение трех дней подлежит опубликованию в периодическом печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что департамент уведомил участников аукциона о снятии с аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, лотов N 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а, - 12.04.2011, то есть за два дня до запланированной даты проведения аукциона.
При таких обстоятельствах судами сделан вывод о нарушении министерством как организатором торгов статьи 79 Лесного кодекса.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-12772/2011, имеющими преюдициальное значение для данного спора, дана оценка поведению департамента в части соблюдения порядка организации проведения и отказа от проведения аукциона.
Указанный факт обоснованно принят судами как обстоятельство, не требующее доказывания (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды сделали правильный вывод о том, что действия департамента по необоснованному инициированию экономически обременительных конкурсных процедур (при отсутствии предмета аукциона) и необоснованному снятию предмета торгов с аукциона могли привести к ограничению конкуренции в связи с дальнейшей реализацией лесных участков в условиях меньшего числа претендентов, поэтому департамент своими действиями нарушил порядок организации проведения торгов и допустил ограничение конкуренции в сфере предпринимательской деятельности.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, судами им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они отклоняются кассационным судом. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по делу N А32-32200/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.