г. Краснодар |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А32-4812/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., в отсутствие истца - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2013 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-4812/2013, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - учреждение, орган кадастрового учета) с требованием о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 929 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402028:27), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Садовая, 20.
Требования мотивированы следующим. В процессе формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Садовой, в Центральном районе г. Сочи, выявлено наложение его на земельный участок площадью 929 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402028:27. На обращение департамента имущественных отношений администрации г. Сочи о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета учреждение ответило отказом. Администрация полагает, что отказ органа кадастрового учета в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета не основан на положениях Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402028:27 является ранее учтенным земельным участком, не относится к преобразуемым участкам, сведения о нем не имеют временного характера. Поскольку оснований для снятия с учета земельного участка не имелось, орган кадастрового учета в соответствии с положениями статьи 27 Закона N 221-ФЗ принял решение об отказе в снятии объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета. С учетом изложенного, суды пришли к выводу о соответствии действий закону, правомерно отказавшему органу местного самоуправления в снятии спорного участка с кадастрового учета (л. д. 59, 79).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Истец указывает, что муниципальное образование лишено возможности сформировать земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома без снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:27.
От органа кадастрового учета отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи 11.12.2012 обратился в учреждение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:27, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Садовая, 20 (л. д. 7).
В письме от 17.12.2012 N 1959/51-6 учреждение отказало в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:27. Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок имеет статус "ранее учтенный" (л. д. 10, 11).
Полагая, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402028:27 препятствует формированию нового земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с требование о снятии указанного объекта недвижимости с кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
Часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Закона. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно частям 1 и 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом N 221-ФЗ. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Часть 1 статьи 65 Кодекса обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Администрация не представила доказательств, опровергающих выводы судебных инстанций о том, что спорный земельный участок не является преобразуемым, внесенные в кадастр недвижимости сведения о нем не являются временными, а участок имеет статус ранее учтенного.
Отказ в осуществлении кадастрового учета регламентирован статьей 27 Закона N 221-ФЗ, в части 1 которой указано, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что действующее законодательство не допускает возможности произвольного снятия земельных участков с государственного кадастрового учета. Наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ оснований для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка органом местного самоуправления не доказано.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы (о неправомерности отказа в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, наличии установленных законом оснований для удовлетворения требований органа местного самоуправления) подлежат отклонению как противоречащие положениям главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, нормам Закона N 221-ФЗ и не подтвержденные документально.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют представленным сторонами доказательствам, основаны на установленных обстоятельствах при верном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
С учетом изложенного, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 17.06.2013 и апелляционного постановления от 03.09.2013.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А32-4812/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.