Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2022 год (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru)".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русинову.
Министр |
Д.М. Мамонтов |
Утвержден
приказом Министерства природных
ресурсов и экологии Свердловской области
от 10.03.2023 N 317
"Об утверждении доклада о результатах
обобщения правоприменительной практики
Министерства природных ресурсов и экологии
Свердловской области при осуществлении
федерального государственного лесного
контроля (надзора) за 2022 год"
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2022 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) содержит вопросы правоприменительной практики организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора) исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.
I. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора)
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области пожарной безопасности в лесах.
Соблюдение требований лесного законодательства Российской Федерации проверяется как при проведении контрольных мероприятий (плановые и внеплановые проверки, инспекционные визиты, рейдовые осмотры, выездные обследования), так и при осуществлении лесной охраны посредством систематического патрулирования лесов (в соответствии со статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации) подведомственными Министерству государственными казенными учреждениями Свердловской области в области лесных отношений учреждениями (далее - лесничества).
Общее количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), и (или) лесную охрану составляет 356 должностных лиц, из них 30 сотрудников Министерства и 326 сотрудников лесничеств.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в 2022 году Министерством проводился анализ деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование лесов. В случае изменения категории риска объекта контроля, в перечни объектов федерального государственного лесного контроля (надзора), утвержденные приказом Министерства от 23.08.2021 N 989 "О внесении изменений в приказ Министерства "Об отнесении объектов федерального государственного лесного контроля (надзора) к категориям риска", вносились соответствующие изменения.
План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерства на 2022 год, утвержденный приказом Министерства от 06.12.2021 N 1441 (далее - План проверок), разработан в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерства в 2022 году планировалось с учетом категории риска контролируемого субъекта.
План проверок размещен в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и на официальном сайте Министерства.
Выездная проверка соблюдения требований лесного законодательства, проведенная в январе 2022 года в отношении юридического лица использующего леса, проводилась в соответствии с Планом проверок.
В целях исполнения пунктов 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336), приказом Министерства от 11.03.2022 N 264 "О внесении изменений в План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерства на 2022 год" внесены изменения в План проверок, исключив из него контрольные (надзорные) мероприятия на 2022 год.
Таким образом, в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) с учетом ограничений, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, должностными лицами Министерства в 2022 году проведено 1 плановая проверка, 5 инспекционных визитов, 385 выездных обследования и принято участие в 48 проверках, проводимых органами прокуратуры и иными органами.
Контрольные (надзорные) мероприятия проведены по следующим основаниям:
- наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий - 1 выездная проверка;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 5 инспекционных визитов;
- в связи с поступлением в Министерство информации о возможных нарушениях требований лесного законодательства - 385 выездных обследования;
- запроса об участии специалиста Министерства в проверочных мероприятиях, проводимых органами прокуратуры и иными органами - 48 участие в 48 проверках.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, так срок проведения плановой выездной проверки в 2022 году не превысил 10 рабочих дней, инспекционных визитов - 1 рабочего дня, выездных обследований - 1 рабочего дня.
Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) утверждена приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.01.2022 N 29 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федерального государственного лесного контроля (надзора) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации".
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется Акт проверки, в случае выявления нарушений выдаются обязательные для исполнения предписания.
Плановая проверка проведена с использованием чек-листа.
Информация о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах внесена в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
В органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок не направлялось.
Приказы о проведении проверок содержат следующие сведения: наименование органа государственного контроля (надзора), вид государственного контроля (надзора), фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов
по осуществлению государственного контроля (надзора), перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки; иные сведения, если это предусмотрено нормативно-правовыми актами.
В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия проведены на основании решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, разработанных в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, содержит сведения, установленные статьей 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе: дату, время и место принятия решения; кем принято решение; основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия; вид контроля; фамилии, имена, отчества, должности инспектора; объект контроля, адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности; вид контрольного (надзорного) мероприятия; перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия; предмет контрольного (надзорного) мероприятия; проверочные листы, дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, перечень документов, предоставление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 1 июля 2021 года расширен перечень контрольных мероприятий, так, к плановым и внеплановым проверкам добавились такие мероприятия как инспекционный визит и рейдовый осмотр, которые проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом, а также наблюдение и выездное обследование, которые проводятся без взаимодействия.
Также, в рамках осуществления лесной охраны проведено - 18369 патрулирований лесов, из них 1467 при участии должностных лиц органов внутренних дел.
В течение года ведется работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемых законом ценностям.
Обращения граждан поступают в Министерство на телефон доверия, почтой, на сайт Министерства, а также через иные контрольно-надзорные органы и органы власти по компетенции.
Основными поводами обращения граждан служат такие нарушения требований лесного законодательства, как незаконная рубка лесных насаждений, загрязнение и захламление лесов твердыми коммунальными отходами, нарушение правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины, самовольное использование лесных участков.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
По результатам рассмотрения обращений граждан принимаются решения о проведении, в случае необходимости, внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, инспекционных визитов и иных контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с полномочиями.
В случае выявления в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по обращениям граждан, нарушений, материалы направляются в органы внутренних дел, органы прокуратуры для установления виновных лиц и привлечения их к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
В 2022 году в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) рассмотрено 104 обращения граждан, юридических лиц по фактам нарушения обязательных требований.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований: сведения о мерах, направленных на устранение нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора)
По результатам 6 проведенных в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, со взаимодействием с контролируемыми лицами, выявлено 10 нарушений:
- 2 нарушения условий договора аренды, выразившиеся в непроведении рекультивации лесных участков и несвоевременной подаче сведений о реализации древесины (плановая проверка);
- 8 фактов невыполнение (несвоевременного выполнения) предписаний.
По каждому выявленному нарушению выдано предписание.
На 31.12.2022 из 10 выданных предписаний:
- 5 исполнено;
- у 4 предписаний срок исполнения не истек;
- 1 не выполнено.
В случае невыполнения (несвоевременного выполнения) предписаний в отношении виновных лиц возбуждается административное производство по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль". Так за 2022 год, с учетом ограничений, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, по указанной статье к административной ответственности лица привлечено 6 лиц.
Типичными нарушениями являются не проведение в установленный срок противопожарных и лесовосстановительных мероприятий, а также неочистка мест рубок от порубочных остатков.
В целях профилактики нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлено 327 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства, в том числе требований пожарной безопасности в лесах.
На территории Свердловской области выявлено 444 нарушения лесного законодательства, вследствие которых причинен вред лесам 654 060 тыс. руб. Из общего числа нарушений зарегистрировано 404 случая незаконных рубок лесных насаждений общим объемом 41 311,8 куб. м.
За незаконную рубку лесных насаждений к уголовной ответственности привлечено 35 лиц, к административной - 26 лиц с наложением административных штрафов на сумму 130 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 1 раздела III Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 1 октября 2020 года N 9282п-П11, на территории Свердловской области осуществляется межведомственное взаимодействие государственных лесных инспекторов и правоохранительных органов.
III. Взыскание вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
В 2022 году по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также лесной охраны (патрулирование лесов, дистанционный мониторинг) в 2022 году на территории земель лесного фонда Свердловской области выявлено 444 нарушения лесного законодательства, вследствие которых причинен вред лесам 954 060 тыс. руб.
Из общего числа нарушений лесного законодательства 404 случая приходится на незаконные рубки лесных насаждений общим объемом 41,3 тыс. куб. м., общий вред лесам от которых составил 640 млн. руб.
В счет возмещения вреда, причиненного лесам, как в добровольном, так и в судебном порядке в 2022 году поступило 71,8 млн. руб., что на 9% превышает показатель 2021 года.
В 2022 году судебными органами к возмещению присужден вред на общую сумму 83,7 млн. руб.
IV. Сведения о направлении в правоохранительные органы материалов по нарушениям, совершенным на землях лесного фонда, содержащие признаки уголовного преступления
В правоохранительные органы направлено 387 материалов, содержащих признаки уголовного преступления по фактам незаконной рубки лесных насаждений (статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, (далее - УК РФ), по 196 случаям вынесены постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
В 2022 году возбуждено 227 уголовных дел, предусмотренных статьей 260 УК РФ, к уголовной ответственности привлечено 35 лиц, что на 8 лиц больше чем в 2021 году.
V. Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях за нарушения лесного законодательства
В рамках административного производства возбуждено 314 дело об административном правонарушении.
Из органов внутренних дел и прокуратуры поступило на рассмотрение 79 дел об административном правонарушении.
К административной ответственности привлечено 390 лиц, из них по 102 делам вынесены предупреждения, по 287 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 3292,5 тыс. руб. На 1 лицо наложено наказание в виде обязательных работ.
Из всех наложенных административных штрафов:
- на граждан 63 штрафа на сумму 333,2 тыс. руб;
- на должностных лиц 194 штрафов на сумму 1758,3 тыс. руб;
- на юридических лиц 30 штрафов на сумму 1201 тыс. руб.
В рамках административного производства внесено 302 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Основная доля административных правонарушений приходится на нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (ст. 8.27 КоАП РФ) - 30,7%, нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ) - 25,8%, непредставление сведений (информации) (19.7 КоАП РФ) - 14,8%. В сравнении с прошлым годом на 64,2% снизилось число лиц, привлеченных к административной ответственности, на 79,2% снизилась общая сумма наложенных административных штрафов. Данное снижение обусловлено, принятыми решениями об отказе возбуждения дел об административных правонарушениях в соответствии с ограничениями, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336.
Из наложенных 287 административных штрафов взыскано 243 штрафа на общую сумму 2196,6 тыс. руб., что составляет 84,6% от общего количества наложенных административных штрафов и 66,7% от общей суммы наложенных штрафов. Наибольшая задолженность в размере 657 тыс. руб. имеется по административным штрафам, наложенным судами по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Для принудительного взыскания административных штрафов в территориальные отделы Федеральной службы судебных приставов направлено 33 исполнительных документов на общую сумму 711,9 тыс. руб.
В 2022 году возбуждено исполнительное производство по взысканию 24 административных штрафов на общую сумму 310,9 тыс. руб.
На 31.12.2021 судебными приставами взыскано 12 административных штрафов на общую сумму 49,97 тыс. руб.
Распределение количества и суммы наложенных административных штрафов по статьям КоАП РФ (по сведениям отчета по форме 8-ОИП, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2022 N 144) показано в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Назначено административных штрафов |
||
на физических лиц |
на должностных лиц |
на юридических лиц |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего административных правонарушений |
ед. |
63 |
194 |
30 |
тыс. руб. |
333,2 |
1 758,3 |
1 201,0 |
|
В том числе: Самовольное занятие лесных участков (статья 7.9 КоАП РФ) |
ед. |
7 |
2 |
|
тыс. руб. |
130,0 |
100,0 |
|
|
Нарушение правил использования лесов (статья 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
5 |
6 |
1 |
тыс. руб. |
5,0 |
55,0 |
50,0 |
|
в том числе: нарушение правил заготовки древесины (часть 1 статьи 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
3 |
5 |
1 |
тыс. руб. |
3,0 |
50,0 |
50,0 |
|
нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений (часть 2 статьи 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
1 |
|
тыс. руб. |
2,0 |
5,0 |
|
|
самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
|
|
тыс. руб. |
0,7 |
|
|
|
сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных (часть 1 статьи 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
|
|
тыс. руб. |
0,2 |
|
|
|
самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов (часть 2 статьи 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
|
|
тыс. руб. |
0,5 |
|
|
|
нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (статья 8.27 КоАП РФ) |
ед. |
|
104 |
3 |
тыс. руб. |
|
592,0 |
400,0 |
|
незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
25 |
|
1 |
тыс. руб. |
80,0 |
|
50,0 |
|
незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (часть 1 статьи 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
20 |
|
|
тыс. руб. |
60,0 |
|
|
|
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 2 статьи 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
5 |
|
|
тыс. руб. |
20,0 |
|
|
|
приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
|
|
1 |
тыс. руб. |
|
|
50,0 |
|
транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа (часть 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ) |
ед. |
|
1 |
|
тыс. руб. |
|
30,0 |
|
|
нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
4 |
1 |
тыс. руб. |
2,5 |
4,0 |
10,0 |
|
нарушение правил санитарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
4 |
1 |
тыс. руб. |
0,5 |
4,0 |
10,0 |
|
загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
|
|
тыс. руб. |
2,0 |
|
|
|
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
18 |
43 |
6 |
тыс. руб. |
71 |
604 |
320 |
|
в том числе: нарушение правил пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
7 |
41 |
6 |
тыс. руб. |
24,0 |
524,0 |
320,0 |
|
нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
8 |
2 |
|
тыс. руб. |
32,0 |
80,0 |
|
|
нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (часть 4 статьи 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
3 |
|
|
тыс. руб. |
15,0 |
|
|
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ) |
ед. |
|
7 |
9 |
тыс. руб. |
|
7,0 |
95,0 |
|
Непредставление сведений (информации) (статья 19.7 КоАП РФ) |
ед. |
|
11 |
7 |
тыс. руб. |
|
3,3 |
26,0 |
|
Уклонение от исполнения административного наказания (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ) |
ед. |
4 |
16 |
2 |
тыс. руб. |
44,0 |
363,0 |
250,0 |
VI. Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Федеральный закон N 248-ФЗ предусматривает основные направления реформирования государственного и муниципального контроля, однако, в ходе реализации положений закона нами были выявлены некоторые противоречия.
Федеральным законом N 248-ФЗ предусмотрено 9 видов контрольно-надзорных мероприятий: 7 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и 2 мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).
Перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые применяются при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), установлен Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 (далее - Положение).
Между тем, Положением не предусмотрено проведение на внеплановой основе документарных проверок (пункт 35 Положения), что в ряде случаев делает невозможным проверку предписаний (например, если в ходе проверки исполнения предписания требуется лишь рассмотрение документов без выезда на лесной участок).
В силу специфики осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), а именно, удаленности и труднодоступности расположения предмета контроля (лесных участков), государственный лесной инспектор практически лишен возможности реализации части 5 статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ, согласно которой срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день. Кроме того, сведения о составлении документов по итогам контрольных (надзорных) действий должны быть внесены в Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий в течение суток с момента осуществления действия (постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415") (далее - Правила).
Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 70 Федерального закона N 248-ФЗ, в части установления возможности составления акта инспекционного визита в течение одного рабочего дня со дня проведения мероприятия.
Соответствующие изменения необходимо внести в Правила.
Следует отметить, что при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, таких как инструментальное обследование, осмотр, досмотр, отбор проб и образцов требуется обязательное применение видеозаписи, однако отсутствует порядок хранения видеозаписи.
В связи с активной цифровизацией контрольной (надзорной) деятельности существует острая необходимость повышения квалификации должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор).
Программы обучения с учетом цифровизации области должны быть включены в образовательные программы высших учебных заведений.
В целях снижения незаконных рубок лесных насаждений, существует необходимость установления дополнительной санкции за правонарушения, предусмотренные за нарушения правил использования лесов (статьей 8.25, 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде административного приостановление деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10 марта 2023 г. N 317 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2022 год"
Вступает в силу с 4 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (http://mprso.midural.ru)
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 27 марта 2023 г.