г. Краснодар |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А53-28773/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от ответчика - федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа (ИНН 6164215694, ОГРН 1032312510174) - Сидорина М.Ю. (доверенность от 08.07.2013), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2013 (судья Волова И.Э.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Герасименко А.Н.) по делу N А53-28773/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ФБУ Управлению Северо-Кавказского военного округа (далее - управление) о взыскании 5800 рублей штрафа за задержку подачи и уборки вагонов.
Решением от 17.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.07.2013, иск удовлетворен в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что ответчик допустил задержку подачи и уборки вагонов более чем на 24 часа по истечении технологического срока - 5 часов 30 минут, поэтому общество обоснованно начислило штраф.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении иска общества. По мнению заявителя, ответственность за задержку вагонов несет таможенный орган, представитель которого должен был своевременно провести осмотр вагонов.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и выслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 25.02.2009 общество (перевозчик) и войсковая часть 01704 (правопредшественник ответчика, пользователь) заключили договор N 121/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий обществу, для войсковой части 01704. Договор пролонгирован до 19.03.2014.
В соответствии с пунктом 1.1 договора производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры путей общего пользования и примыкающего к пути N 6-А станции Тихонький СКЖД через стрелку N 17, локомотивом пользователя.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов - 5 часов 30 минут (пункт 13 договора).
26 апреля 2012 года в 10 часов 00 минут в адрес войсковой части 01704 поступило 2 порожних вагона, один из которых - теплушка. Данные вагоны находились под погрузкой до 20 часов 30 минут 28.04.2012, т. е. 58 часов 30 минут, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 12 на уборку вагонов.
В связи с нахождением вагонов, прибывших в адрес войсковой части 01704, под погрузкой более 29 часов общество начислило войсковой части штраф за задержку одного вагона из расчета 200 рублей за 1 час простоя на общую сумму 5800 рублей. Штраф указан в ведомости подачи и уборки вагонов N 01704.
Поскольку ни войсковая часть 01704, ни ее правопредшественник не уплатили штраф в добровольном порядке, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 99 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 (в редакции от 01.07.2010) разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику.
Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды установили факт задержки принадлежащих обществу вагонов под грузовой операцией более чем на 29 часов. Названное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостью подачи и уборки вагонов N 01704, памяткой приемосдатчика N 12 и ответчиком не отрицается.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества и взыскали с управления 5800 рублей штрафа за задержку вагона под погрузкой.
Довод управления о том, что ответственность за задержку вагонов несет таможенный орган, представитель которого должен был своевременно провести осмотр вагонов, был предметом изучения судов и обоснованно отклонен, поскольку штраф начислен ответчику с момента подачи вагонов до завершения грузовой операции. Время нахождения вагонов после завершения грузовой операции на выставочном пути в ожидании оформления таможенным органом разрешения на пропуск через границу не вошло в расчет штрафа.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 по делу N А53-28773/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.