г. Краснодар |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А61-87/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.05.2013 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Сомов Е.Г.) по делу N А61-87/2012, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выразившегося, в том числе, в ненаправлении сообщения об отказе в государственной регистрации, возложении на регистрирующий орган обязанности осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 3.
Решением 01.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу, что агентство не представило правоустанавливающие документы на спорное имущество.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2012 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания. Суд кассационной инстанции признал необоснованными выводы судов об отсутствии тождественности спорного имущества.
Решением от 15.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.07.2013, суд признал незаконным отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на объект недвижимости - Русский драматический театр (литеры А, А1, А2, А3, А4, А5, а1), расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3, как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и обязал регистрирующий орган зарегистрировать право Российской Федерации на спорное имущество. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции. Податель жалобы не согласен с выводами судебных инстанций и считает, что к заявлению о государственной регистрации на спорный объект агентство не приложило документы, необходимые для такой регистрации. Указанные обстоятельства послужили основанием для правомерного отказа агентству в государственной регистрации права на спорное имущество. Удовлетворяя требования агентства в части признания незаконным отказа в регистрации права, суды не учли, что часть документов, необходимых для такой регистрации, представлены только в судебном заседании. При таком подходе суд может признать незаконным любой отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 13.05.2011 агентство обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 13.05.2011 N 09/073/2011-489 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание - Республиканский русский драматический театр (литеры А, А1, А2, А3, А4, А5, а1), расположенное по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3. В качестве правоустанавливающего документа представлено постановление Совмина РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР" от 30.08.1960 N 1327 (далее - постановление Совмина N 1327), приложены кадастровый паспорт на названный объект и выписка из реестра федерального имущества.
25 мая 2011 года регистрирующий орган направил запрос в Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания о представлении сведений о том, является ли спорное имущество объектом культурного наследия. В ответ на запрос Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания сообщил, что указанное имущество является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности, охранное обязательство с ГУК "Академический русский театр им. Е.Б. Вахтангова" не заключено по причине отсутствия у пользователя правоустанавливающих документов.
29 июня 2011 года регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию до 28.09.2011 для представления дополнительных документов, о чем направил в адрес агентства уведомление N 09/073/2011-489.
24 сентября 2011 года регистрирующий орган сообщением N 09/073/2011-489 отказал в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный объект недвижимости, сославшись на нарушение агентством требований Закона о государственной регистрации и отсутствие спорного объекта недвижимости в списке памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, являющемся приложением к постановлению Совмина N 1327.
Агентство, считая свое право нарушенным, обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации права Российской Федерации на спорное имущество. Регистрирующий орган обжалует судебные акты только в этой части, поэтому суд кассационной инстанции по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность решения и постановления в обжалованной части.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 9, 13 и 17 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о государственной регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При рассмотрении спора суды установили, что спорное здание является объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон о памятниках истории и культуры) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен данным Федеральным законом.
В силу статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 3 раздела 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты историко-культурного наследия относятся к федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что агентство обратилось за регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный объект во исполнение предоставленных ему полномочий.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 21.07.2010 N 204/3 спорное здание внесено в реестр федерального имущества и располагается по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3. Однако в постановлении Совмина N 1327, представленном агентством на государственную регистрацию, указанное здание поименовано как "Дом, в котором на съезде Советов Терской области в 1920 году была провозглашена Советская автономная Горская республика, расположенный по адресу: Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе, Театральная площадь, 3".
При отсутствии тождественности спорного имущества регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права.
Исполняя указания Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в представленных на регистрацию документах содержатся достаточные данные, позволяющие определенно установить подлежащий регистрации объект. Заявленный агентством на регистрацию объект, и объект, обозначенный в постановлении Совмина N 1327, являются тождественными, поскольку имело место изменение наименования площади Театральной на площадь Ленина в г. Владикавказе (Орджоникидзе). Названные обстоятельства подтверждаются справкой Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 20.03.2012 N 1716-2908 о переименовании площади Театральная на основании решения Исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся от 21.10.1957 (протокол N 580).
При таких обстоятельствах выводы судов о несоответствии оспариваемого решения требованиям Закона о государственной регистрации и нарушения прав и законных интересов Российской Федерации являются обоснованными. Поскольку агентство представило на государственную регистрацию все необходимые документы, основания для отказа заявителю в регистрации права отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.05.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А61-87/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.