г. Краснодар |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А32-27834/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Марченко А.О. (доверенность от 31.10.2013), от третьих лиц: открытого акционерного общества "Санаторий "Аврора"" - Мазуренко С.М. (доверенность от 22.02.2013), от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Марченко А.О. (поручение от 08.11.2013), в отсутствие заявителя - администрации города-курорта Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города-курорта Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-27834/2012, установил следующее.
Администрация города-курорта Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 площадью 56 420 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Аше, ул. Аврора, 6;
- обязать территориальное управление принять решение о передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Определениями от 21.12.2012 и от 07.03.2013 (л. д. 25, 41) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Санаторий "Аврора"" (далее - общество) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0105003:1 площадью 56 420 кв. м, расположенный на территории курорта федерального значения, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним (далее - ЕГРП) и обременено арендой в пользу общества. В рамках реализации Закона N 244-ФЗ Департамент имущественных отношений администрации 19.03.2012 обратился в Росимущество с заявлением о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1. Решение по указанному заявлению не принято, что послужило основанием для обращения в суд. При проверке доводов администрации о незаконности обжалуемого бездействия судебные инстанции установили, что на спорном земельном участке расположен имущественный комплекс общества (санаторий "Аврора"), ранее находившийся в собственности Российской Федерации и переданный в уставный капитал государственного (федерального) предприятия (Указ Президента Российской Федерации от 07.08.l992 N 826, распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 08.09.1992 N 415-p и от 20.03.1995 N 383-p). Поэтому в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и пункта 2 части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0105003:1 относится к федеральному уровню собственности. Поскольку собственность на спорный участок разграничена, у администрации отсутствуют основания требовать его передачи в муниципальную собственность. Права администрации оспариваемым бездействием не нарушаются, что в силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (л. д. 120, 150).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В рамках реализации Закона N 244-ФЗ администрацией в Росимущество направлены документы для принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 23:49:0105003:1 площадью 56 420 кв. м из федеральной собственности в собственность муниципального образования. По сведениям ЕГРП участок предоставлен на праве аренды обществу. Право собственности Российской Федерации на земельный участок подтверждено выпиской из ЕГРП, зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Следовательно, к порядку передачи спорного участка применимы нормы Закона N 244-ФЗ. Такой земельный участок в силу части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ передается из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче земельного участка из федеральной в муниципальную собственность в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ). До настоящего времени решение о передаче земельного участка территориальным управлением не принято. Бездействие территориального управления нарушает права и законные интересы заявителя, препятствуют поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет города Сочи.
Общество в отзыве поддержало требования кассационной жалобы администрации. Полагает, что у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 и статью 3.1 Вводного закона. Общество не оспаривает отнесение земельного участка к федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю. Вместе с тем полагает, что участок подлежит передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ. В советское время пансионат "Аврора" являлся государственным предприятием (вид юридического лица, отличный от учреждения). С 1987 года пансионат подчинялся Госснабу РСФСР, на базе которого было создано Министерство торговли и материальных ресурсов, упраздненное в связи с учреждением акционерного общества "Федеральная контрактная корпорация "Росконтракт"" (далее - АО "Росконтракт"). Имущество пансионата было внесено в оплату уставного капитала АО "Росконтракт". Согласно распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество) от 20.03.1995 N 383-р пансионат "Аврора" как часть имущества АО "Росконтракт" внесено в уставный капитал АООТ"Аврора". Таким образом, имущественный комплекс общества не является федеральной собственностью.
От территориального управления и Росимущества отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва, представитель территориального управления (представляющий также Росимущество) возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции представителей не направила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей территориального управления, Росимущества и общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 площадью 56 420 кв. м с разрешенным использованием - для размещения пансионата, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Аше, ул. Аврора, 6, в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации (запись регистрации 23-01.46-7.2003-251 от 15.05.2003) и права аренды в пользу общества, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.12.2011 (л. д. 12).
В письме от 19.03.2012, адресованном руководителю Росимущества, администрация изложила просьбу принять решение о передаче участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 из федеральной собственности в муниципальную. В качестве приложений к письму указаны выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт участка (л. д. 8).
Ссылаясь на то, что решение о передаче указанного участка территориальным управлением не принято, администрация обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса с заявлением об обязании территориального управления принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 в собственность муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0105003:1 расположен на территории курорта федерального значения и находится в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП 15.05.2003 и обременено арендой в пользу общества.
В силу пункта 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, отнесено к объектам, являющимся исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ закреплено, что из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Проверяя доводы администрации о наличии оснований для передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 из федеральной собственности в собственность муниципального образования судебные инстанции установили следующее.
Указом Президента РСФСР от 10.11.1991 N 180 на базе Госснаба РСФСР было создано Министерство торговли и материальных ресурсов РСФСР, которое Указом Президента Российской Федерации от 07.08.l992 N 826 упразднено в связи с учреждением Российской Федерацией АО "Росконтракт".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.08.1992 N 826 и в соответствии с распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 08.09.1992 N 415-p, пансионат "Аврора" (являвшийся государственным предприятием и с 1987 года подчинявшийся Госснабу РСФСР) в составе иного государственного имущества был внесен государством в оплату уставного капитала созданного АО "Росконтракт".
Распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 08.09.1992 N 415-p в собственности Российской Федерации сохранялось (сроком на три года) 100% акций в уставном капитале АО "Росконтракт". Распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 20.03.1995 N 383-p было создано АООТ "Аврора" и имущество пансионата "Аврора" (ранее закрепленное за АО "Росконтракт") было внесено в уставный капитал названного АООТ в оплату государственной доли (изначально 51%). Следовательно, на момент издания распоряжения от 20.03.1995 N 383-p АО "Росконтракт" являлось государственным предприятием (распоряжение от 08.09.1992 N 415-p).
Согласно учредительным документам ОАО "Аврора" (л. д. 61 - 70) последнее является правопреемником государственного предприятия (пункт 2.4 Устава). Вклад Госкомимущества Российской Федерации вносится в уставный капитал имуществом пансионата "Аврора" (федеральной собственностью). Доля Российской Федерации в уставном капитале акционерного общества составила 51% (пункт 6 учредительного договора). В настоящее время доля Российской Федерации (в лице Росимущества) в уставном капитале общества составляет 24% (л. д. 101).
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0105003:1 зарегистрировано до вступления в силу Вводного закона и Закона N 244-ФЗ в связи с расположением на нем имущественного комплекса, находившегося ранее в собственности Российской Федерации и переданного в уставный капитал общества (правопреемника государственного предприятия).
Установив названные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что у администрации отсутствуют основания требовать передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 в муниципальную собственность в связи с тем, что указанный участок относится к федеральной собственности (часть 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе администрация ссылается на незаконность принятых по делу судебных актов и со ссылкой на нормы Закона N 244-ФЗ, полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Однако приведенные в жалобе доводы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции. К выводу об отсутствии у заявителя оснований требовать передачи спорного участка в муниципальную собственность судебные инстанции пришли по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, из оценки по правилам статьи 71 Кодекса.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А32-27834/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.