Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 301954-8 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор) был подписан представителями правительств России и Азербайджана 26 апреля 2022 г. в городе Баку.
Договор подлежит ратификации в соответствии с п. 1 ст. 20 на основании пп. "а" п. 1 и п. 2 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 22 февраля 2023 г. указанный Договор внесен Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
В соответствии со статьей 21 Договор заключается на неопределенный срок. Исходя из п. 2 статьи 20 Договор вступает в силу в первый день второго месяца после истечения месяца, в котором состоялся обмен ратификационными грамотами. Со стороны Азербайджанской Республики 30 июля 2022 г. завершено выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу.
В связи с подписанием настоящего Договора Стороны берут на себя обязательства не становиться участниками Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Баку 5 ноября 1999 г. (основанного на территориальном принципе пенсионного обеспечения), которое не было ратифицировано Российской Федерацией, поскольку после его подписания в российском пенсионном законодательстве произошли существенные изменения, и положения которого устарели и не являлись более актуальными.
Договор состоит из преамбулы и 21 статьи, сгруппированных в 5 разделов ("Общие положения", "Применимое законодательство", "Положение о пенсиях", "Сотрудничество Договаривающихся Сторон", "Переходные и заключительные положения"), которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
При заключении Договора Стороны руководствовались желанием углублять дружественные отношения между двумя государствами и развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения.
Договор основан на пропорциональном принципе пенсионного обеспечения и предусматривает распределение финансовой ответственности Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Азербайджанской Республики, а также членов их семей. В предмет Договора входят все виды страховых пенсий, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии (назначаются и выплачиваются при условии проживания граждан на территории Российской Федерации).
В случае переезда застрахованного лица на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенной пенсии по его выбору будет продолжать осуществляться Стороной, ее назначившей, либо на территории этой Стороны, либо переводиться на территорию другой Стороны.
Порядок обращения за назначением пенсии и порядок выплаты пенсии будут определены административным соглашением по применению Договора.
Договор отвечает интересам Российской Федерации, поскольку его положения способствуют сохранению ранее приобретенных российскими гражданами пенсионных прав за период осуществления ими трудовой деятельности, а также в случае их переезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Договор позволит предоставить гражданам, работающим как в Российской Федерации, так и за ее пределами, возможность реализовать свое право на пенсионное обеспечение и при необходимости суммировать периоды работы на территории двух государств для определения права на страховую пенсию по старости. При этом Российская Федерация руководствуется принципами паритетности и равноправия договаривающихся сторон, а также соблюдения интересов российских граждан, пенсия которым будет назначаться и выплачиваться, в данном случае Азербайджанской Республикой.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, ратификация Российской Стороной данного Договора повлечет за собой финансовые затраты. Всего расходы на выплату страховых пенсий, накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также социальной пенсии гражданам Азербайджанской Республики составят в 2023 году - 63 167,87 тыс. рублей в год, в 2024 году - 239 405,54 тыс. рублей в год, в 2025 году - 268 358,45 тыс. рублей. При вступлении в силу Договора дополнительных расходов на пенсионное обеспечение российских граждан, проживающих в Азербайджане, не потребуется, напротив, расходы будут снижаться, учитывая пропорциональный принцип распределения финансовой ответственности каждой Договаривающейся Стороны за пенсионный стаж, приобретенный гражданами на их территории, заложенный в Договоре.
Ратификация Договора не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, включая нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, являющийся соисполнителем при подготовке заключения, рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний к тексту законопроекта не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.