Постановление Правительства Саратовской области от 14 марта 2023 г. N 191-П
"Об утверждении программы ("дорожной карты") психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 года N 1058-р Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу ("дорожную карту") психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!".
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области |
Р.В.Бусаргин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Саратовской области
от 14 марта 2023 года N 191-П
Программа
("дорожная карта") психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!"
1. Основные положения
Проблема подросткового суицида является одой из острых и первостепенных проблем нашего общества. В этой связи система защиты фундаментальных прав каждого ребенка является необходимым элементом механизма обеспечения национальной безопасности России.
В аналитическом отчете о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2021 году приведена ужасающая статистика роста суицидов среди несовершеннолетних в регионах России. Так, число попыток суицида увеличилось за последние три года почти на 13 процентов - с 3253 до 3675 (2019 год - 3253, 2020 год - 3051, 2021 год - 3675). На 92,5 процента - с 188 до 362 (2019 год - 188, 2020 год - 296, 2021 год - 362) - выросло число повторных попыток суицида.
Согласно данным Следственного комитета число завершенных детских самоубийств в 2021 году возросло на 37 процентов по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. Больше всего суицидов в прошлом году по данным Росстата было зафиксировано в Приволжском федеральном округе (84 случая), далее следуют Сибирский (77 случаев) и Центральный (63 случая) округи.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 года N 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" на территории области ежегодно проходит социально-психологическое тестирование (далее - СПТ). Результаты СПТ используются для проведения первичной диагностики склонности к суицидальному поведению обучающихся. С целью углубленной психодиагностики обучающихся группы риска по суицидальному поведению применяются рекомендованные федеральными экспертами методики.
В Саратовской области по результатам СПТ стабильно растет доля обучающихся с высокой вероятностью суицидального риска. В 2021/2022 учебном году у 15 процентов обучающихся выявлены склонности к суицидальному поведению. В среднем каждый седьмой обучающийся подвержен аутодеструктивному поведению. Больший прирост наблюдается у студентов среднего профессионального образования и обучающихся старших классов в возрасте 16-17 лет.
Таким образом, в основную группу риска попадают подростки, являющиеся обучающимися образовательных организаций (далее - ОО). При этом ведущими в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные факторы, сформированные внутри самой школьной среды: школьная дезадаптация, неуспех в учебе, буллинг, конфликт с педагогами, угнетенное состояние, тревожность и другие. Но при этом именно образовательное пространство школы может и должно быть средой, в которой ведется превентивная работа по суицидальным рискам, так как является открытой, экспертной и обладает большей информативностью.
Основная задача системы образования в вопросах профилактики суицидальных рисков заключается в ведении системной, комплексной, ранней профилактической работы с обучающимися. В основе ранней профилактики лежит создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста, работа с ближайшим окружением.
2. Цели и задачи программы
Цель программы ("дорожной карты") психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!" (далее - программа) - обеспечить комплексный подход в вопросах профилактики суицидального поведения обучающихся.
Поставленная цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:
1. Подбор психолого-педагогических скрининговых методик для экспресс-выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательной организации.
2. Разработка рекомендаций, методического инструментария для специалистов системы образования в области профилактики подросткового и молодежного суицида.
3. Организация методической, информационной поддержки педагогического сообщества в вопросах раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних, профилактики, а также разработка алгоритма действия в случае выявления суицидальных рисков.
4. Разработка материалов психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) по вопросам формирования здоровых детско-родительских отношений, раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних, профилактики девиантного поведения обучающихся.
5. Разработка электронного навигатора по вопросам профилактики для образовательных организаций.
3. Особенность программы
Настоящая программа ориентирована на комплексный подход к решению проблемы через создание психолого-педагогических условий, способствующих первичной профилактике суицидального поведения подростков:
формирование безопасной образовательной среды;
организация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений;
развитие ресурсной системы поддержки ОО в вопросах профилактики деструктивного поведения;
уровневая профилактика суицидов как в системе образования в целом, так и внутри ОО;
сетевое взаимодействие образовательных учреждений и отдельных социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи.
Взаимодействие участников реализации мероприятий программы
Ответственные |
Мероприятия |
Министерство образования Саратовской области |
1. Контроль и обеспечение выполнения Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, утвержденного постановлением межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 23 декабря 2021 года N 6/2. 2. Контроль и обеспечение выполнения постановления межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 30 июня 2021 года N 3/8 о реализации "Межведомственного плана по профилактике преступлений, правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних Саратовской области на 2021-2024 годы" |
ГАУ ДПО "СОИРО" |
1. Ежегодное проведение и анализ результатов социально-психологического тестирования. 2. Разработка, продвижение и дальнейшее наполнение электронного навигатора "Поддержка образовательных организаций в формировании безопасной образовательной среды". 3. Разработка и реализация отдельных дополнительных образовательных программ по вопросам профилактики и снижения суицидальных рисков для разных категорий педагогического сообщества: руководителей, педагогов-психологов, уполномоченных по правам участников образовательных отношений, социальных педагогов, классных руководителей. 4. Включение в программы профильных предметных кафедр модуля по профилактике и распознаванию суицидальных рисков. 5. Разработка и публикация методических рекомендаций для классных руководителей по вопросам проведения родительских собраний и различного рода мероприятий с обучающимися, направленных на формирование позитивного мировосприятия, ценностного отношения к жизни и здоровью. 6. Разработка и публикация методических рекомендаций для социальных педагогов и педагогов-психологов, позволяющих вести безопасную и эффективную диагностику рисков и дальнейшую профилактическую или коррекционную работу. 7. Экспертиза программ, конкурсных мероприятий и других материалов, направленных на профилактику суицидальных рисков. 8. Реализация мероприятий по анализу и распространению эффективных практик, технологий и методов работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также предупреждения гибели детей |
Муниципальные отделы образования |
1. Проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних и формирование у них позитивного отношения к жизни. 2. Организация межведомственных информационных семинаров, конференций, "круглых столов", заседаний рабочих групп по вопросам профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних, по вопросам обеспечения информационной безопасности детей. 3. Организация своевременного прохождения педагогическими работниками повышения квалификации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. 4. Информирование населения о службах, оказывающих социально-психологическую помощь, в том числе экстренную психологическую помощь по телефону, путем размещения информации в средствах массовой информации, на информационных стендах, официальных сайтах организаций. 5. Организация внедрения в ОО восстановительных технологий (медиации) в целях формирования у детей и педагогов навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций |
Образовательные организации |
Комплексная общепрофилактическая работа внутри образовательной организации: 1. Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, в рамках своей компетенции. 2. Проведение диагностических мероприятий по оценке состояния психологического здоровья и особенностей психического развития несовершеннолетних обучающихся (воспитанников). 3. Организация родительского всеобуча по вопросам урегулирования детско-родительских отношений, профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, обеспечения информационной безопасности детей. 4. Организация и проведение тематических мероприятий, психологических тренингов, классных часов по вопросам информационной безопасности детей, мирного разрешения конфликтов; мероприятий, пропагандирующих ценность человеческой жизни, направленных на оптимизацию межличностных отношений в детском коллективе. 5. Развитие деятельности службы медиации, направленной на разрешение межличностных конфликтов как возможных причин суицидального поведения несовершеннолетних, улучшение психологического климата в детском коллективе. 6. Распространение здоровьесберегающих технологий, внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работе с несовершеннолетними. 7. Организация индивидуального консультирования педагогами-психологами несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам выявления и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. 8. Проведение тематических консилиумов, методических объединений, советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других мероприятий по вопросам урегулирования детско-родительских отношений, профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, обеспечения информационной безопасности детей. 9. Проведение инструктажей с работниками ОО о порядке действий при возникновении кризисных ситуаций, в случаях выявления сведений о суицидальном поведении подростков, обнаружения признаков суицидального поведения несовершеннолетних (особое внимание уделяется вновь прибывшим обучающимся и обучающимся 1, 5, 9, 11 классов, воспитанникам в возрасте 12-15 лет). 10. Организация информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о деятельности детского телефона доверия, службах, оказывающих социально-психологическую помощь, путем размещения информации на стендах, официальных сайтах образовательных организаций, специализированных организаций для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. 11. Распространение среди несовершеннолетних информационных материалов (памяток, буклетов и прочее) по вопросам информационной безопасности детей, мирного разрешения межличностных конфликтов; среди родителей (законных представителей) обучающихся - информационных материалов (памяток, буклетов и прочее) по профилактике суицидального поведения подростков. 12. Организация семинаров, заседаний "круглых столов" для специалистов, работающих с детьми, в целях распространения положительного опыта профилактической работы, оказания взаимопомощи в работе с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) по вопросам профилактики суицидального поведения, обеспечения информационной безопасности детей. 13. Проведение мероприятий, направленных на выявление факторов риска суицидального поведения у несовершеннолетних, а также фактов вовлечения несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для его жизни и здоровья. 14. Обеспечение учета несовершеннолетних, в отношении которых выявлены факторы риска суицидального поведения, а также учет фактов вовлечения несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для его жизни и здоровья, и направление данной информации в заинтересованные органы и учреждения системы профилактики, а также в комиссию в муниципальном образовании области незамедлительно. 15. Осуществление мониторинга аккаунтов обучающихся в социальных сетях на предмет имеющихся подписок на группы, распространяющие идеологию и сведения о способах совершения самоубийств, призывы к суициду |
4. Направления деятельности в рамках программы
Содействие формированию безопасной социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, социальное окружение, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Профилактика суицидального поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. К работе в данном направлении будут привлечены родители обучающихся, значимые личности, дающие пример здорового и безопасного образа жизни.
Информирование. Это наиболее распространенное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Работа в рамках данного направления способствует воздействию на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Данное направление потребует не просто активизации информационно-просветительских ресурсов, а скорее их экспертную оценку на безопасность. К сожалению, в большинстве информационных ресурсов, разработанных и представленных ОО, в конкурсах и иных мероприятиях не учитываются требования к безопасности информационного поля, дается запугивающая информация, а также информация, не дифференцированная по возрасту, что противоречит Федеральному закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Соответственно, работа по информированию должна проводиться подготовленными специалистами и иметь экспертную оценку.
Обучение участников образовательных отношений социально важным навыкам. Данное направление реализуется через групповые формы работы, социально-психологические тренинги, направленные на устойчивость к негативному социальному влиянию (развивает способность отстаивать личные границы и говорить "нет" в случае негативного давления), формирование навыков принятия решения, повышение самооценки, стимуляцию процессов самоопределения, формирование коммуникативных навыков, позволяющих конструктивно разрешать конфликтные ситуации (приложение N 1). Организовывать и проводить социально-психологические тренинги должен специалист, прошедший специальную подготовку и способный работать с группой в роли ведущего.
Альтернативная деятельность. Развитие любых форм активности, направленных на познание мира (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность.
Организация здорового образа жизни. Формирование установок на здоровый образ жизни, личную ответственность за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Активизация личностных ресурсов. В рамках данного направления важно активизировать не только личностные ресурсы обучающихся, но и личностные ресурсы педагогического сообщества. "Выгоревший" педагог не увидит индикаторы суицидального риска у ребенка, поэтому важно продумать и включить в систему работы ОО мероприятия, активизирующие личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию как для обучающихся, так и для педагогов (занятия спортом, творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия и т.д.).
Минимизация негативных последствий суицидального поведения. Важно понимать, что в системе образования традиционно ведется первичная профилактика, то есть работа по недопущению к риску и девиации. Но при этом не исключены ситуации, когда необходимо работать уже в рамках вторичной профилактики. Эта деятельность потребует сотрудничества с внешними специалистами, а также работу с ближайшим окружением (классом, друзьями, педагогами, родителями) по недопущению рецидивов и их негативных последствий.
5. Целевые группы
Целевыми группами программы являются обучающиеся, специалисты образовательных учреждений (администрация, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители), родители (законные представители).
Формирование целевых групп ведется с учетом категорий обучающихся, наиболее часто попадающих в ситуацию риска и, соответственно, их окружения:
обучающиеся, переживающие адаптационный период к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы) и вновь прибывшие;
дети, имеющие затруднения в освоении учебной программы;
дети с социально-педагогической запущенностью;
обучающиеся с отклонениями в поведении;
обучающиеся выпускных классов в период сдачи экзаменов или выбора профильного обучения;
дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
дети с особыми образовательными потребностями;
отдельные группы обучающихся, находящиеся в ситуации межличностного (межгруппового) конфликта;
обучающиеся с явно выраженной рискогенностью социально-психологических условий, формирующих готовность к вовлечению в зависимое поведение по результатам СПТ.
6. Нормативно-правовое обеспечение программы
Правовыми основами профилактики суицидального поведения обучающихся являются:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации о принятии Комплекса дополнительных мер по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных учреждений;
письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 года N 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида";
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р;
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года N 520-р, и план мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 года N 1058-р "Об утверждении комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних";
постановление межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 23 декабря 2021 года N 6/2 ("Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних");
постановление межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 30 июня 2021 года N 3/8 ("Межведомственный план по профилактике преступлений, правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних Саратовской области на 2021-2024 годы").
7. Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит осуществлять социальную и психологическую поддержку и защиту детей, снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, а также создаст условия для оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
8. Структура и содержание программы
Реализация программы представляет собой комплексный подход, объединяющий в единое целое несколько подпрограмм:
подпрограмма научно-методического сопровождения образовательных организаций области (ГАУ ДПО "СОИРО");
подпрограмма психолого-педагогической и методической поддержки педагогического корпуса в вопросах профилактики деструктивного поведения (классные руководители, педагоги-предметники);
подпрограмма поддержки социально-психологической службы ОО в вопросах профилактики и своевременной коррекции деструктивного поведения обучающихся;
подпрограмма работы ОО с родителями по вопросам психолого-педагогического просвещения, формирования здоровых детско-родительских отношений, поддержки, принятия ребенка и профилактики деструктивного поведения;
подпрограмма работы с обучающимися ОО на всех возрастных этапах.
9. План реализации программы
N п/п |
Цели, задачи |
Наполнение |
Сроки |
Примечания |
1. |
Подпрограмма научно-методического сопровождения образовательных организаций области |
|||
Подпрограмма построена с учетом анализа результатов социально-психологического тестирования и направлена на повышение компетенций (информационной, методической и психолого-педагогической) педагогических работников в вопросах организации профилактической деятельности, в том числе сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся | ||||
Цели подпрограммы: 1. Формирование личностной, мотивационной и когнитивной готовности специалистов образовательных организаций к формированию безопасной образовательной среды. 2. Повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах диагностики, анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении. Задачи подпрограммы: 1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования безопасного образовательного пространства, организации профилактической деятельности, в том числе направленной на профилактику суицидального поведения учащихся. 2. Коррекция личностных проблем педагога, расширение границ самовосприятия и формирование адекватной самооценки. 3. Овладение индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска. 4. Развитие коммуникативных качеств и навыков командной работы специалистов в системе профилактической работы. 5. Формирование мотивационной компетентности специалистов, реализующих профилактику деструктивного поведения, суицидальных рисков |
ежегодное проведение и анализ результатов социально-психологического тестирования |
ежегодно |
|
|
разработка и дальнейшее наполнение электронного навигатора "Поддержка ОО в формировании безопасной образовательной среды" |
с 2023 года |
в навигаторе будут собраны вспомогательные ресурсы, необходимые для организации профилактической деятельности разного рода направленности |
||
разработка и реализация дополнительных образовательных программ по вопросам профилактики и снижения суицидальных рисков для разных категорий педагогического сообщества: руководителей, педагогов-психологов, уполномоченных по правам участников образовательных отношений, социальных педагогов, классных руководителей |
ежегодно |
приложение N 2 "Аннотированный реестр ДПП на базе ГАУ ДПО "СОИРО" |
||
разработка и публикация методических материалов для классных руководителей по вопросам проведения родительских собраний и различного рода мероприятий с обучающимися, которые будут направлены на позитивное мировосприятие, ценностное отношение к жизни и здоровью |
с 2023 года |
приложение N 1 "Реестр программ, рекомендованных профессиональным сообществом". В 2023 году публикация электронного сборника лучших региональных программ и методических разработок |
||
разработка и публикация методических материалов по вопросам проведения эффективной диагностики рисков, связанных с различного рода девиациями |
с 2023 года |
в 2023 году публикация электронного сборника лучших региональных программ и методических разработок |
||
экспертиза программ, конкурсных мероприятий и других материалов, направленных на профилактику суицидальных рисков |
с 2023 года |
разработка чек-листов для оценки эффективности и безопасности мероприятий, направленных на профилактику суицидальных рисков |
||
2. |
Подпрограмма психолого-педагогической и методической поддержки педагогического корпуса в вопросах профилактики деструктивного поведения (классные руководители, педагоги-предметники, тьюторы, педагоги-организаторы) |
|||
Методологическая и стратегическая рассогласованность мероприятий, проводимых специалистами различного профиля (педагогами, психологами, медицинскими работниками), влечет за собой снижение эффективности профилактической работы в ОО. Кроме того, несмотря на достаточно большое количество различного диагностического инструментария, информационно-справочной литературы, позволяющей распознавать индикаторы суицидальных рисков, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, педагоги часто не готовы к их применению на практике. Важно, чтобы каждая ОО выстраивала профилактическую деятельность исходя из своих потребностей и ресурсов. Данная подпрограмма станет опорой в построении профилактической деятельности ОО, где каждый педагог будет обладать не только знаниями и навыками, работать в команде, но и научится восполнять свои эмоциональные и психологические ресурсы | ||||
Цели подпрограммы: 1. Формирование личностной, мотивационной и когнитивной готовности специалистов образовательных организаций к формированию безопасной образовательной среды. 2. Повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах диагностики, анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении. Задачи подпрограммы: 1. Повышение уровня психологической компетентности педагогов. 2. Коррекция личностных проблем педагога, расширение границ самовосприятия и формирование адекватной самооценки. 3. Освоение поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях. 4. Овладение индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска. 5. Развитие коммуникативных качеств и навыков командной работы специалистов в системе профилактической работы. 6. Формирование мотивационной компетентности специалистов, реализующих профилактику деструктивного поведения, суицидальных рисков |
чек-лист по оценке эффективности деятельности ОО в вопросах организации профилактической деятельности, в том числе профилактике суицидов |
2023 год, сентябрь |
чек-лист позволит ОО определить зоны риска и скорректировать план работы по вопросам профилактики и формированию безопасной образовательной среды |
|
разработка примерного пакета локальных актов, обеспечивающих реализацию профилактической работы в ОО |
2023 год, сентябрь |
|
||
проведение в рамках реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) по вопросам профилактики оценки девиантологических компетенций педагогических работников |
в течение года |
результаты позволят педагогам корректировать ДПП и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты |
||
устранение профдефицитов. Обеспечение прохождением специалистами ОО дополнительных образовательных программ по вопросам профилактики суицидов, формированию у обучающихся жизнестойкости, эффективных способов решения конфликтов и т.д. |
по плану-графику |
|
||
проведение цикла тренинговых занятий "Профилактика профессионального выгорания". Цель: предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников |
ежегодно |
разработка и апробация региональной программы по профилактике профессионального выгорания. Ресурс для использования в работе "Профилактическая психолого-педагогическая программа "Хочу. Могу. Развиваюсь. НЕТ выгоранию" |
||
проведение цикла тренинговых и семинарских занятий по проблемным вопросам профилактики суицидальных рисков в ОО. Примерная тематика: 1. Особенности суицидального поведения детей и подростков на разных возрастных этапах. 2. Признаки суицидального поведения, антисуицидальные факторы личности. 3. Психолого-педагогическая диагностика как элемент системы профилактики суицидального поведения. 4. Система профилактики суицидального поведения. 5. Комплекс мер по профилактике интернет-угроз. 6. Диагностические методики в вопросах распознавания суицидальных рисков. 7. Роль семьи в вопросах профилактики суицидальных рисков. 8. Алгоритм работы ОО в ситуации выявления суицидальных намерений или факта суицида (приложение N 3). 9. Особенности организации мероприятий, формирующих альтернативное поведение. 10. Эффективные технологии разрешения конфликтов в образовательной среде. 11. Профилактика жестокого обращения в семье |
ежегодно |
вспомогательный материал для организации семинарских занятий с педагогами: учебно-методическое пособие "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних" Нелюбова Я.К. |
||
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних |
1 раз в квартал |
см. подпрограмму работы ОО с родителями по вопросам психолого-педагогического просвещения, формирования здоровых детско-родительских отношений, поддержки, принятия ребенка и профилактики деструктивного поведения |
||
размещение (обновление) информации на стендах в ОО о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь, в том числе информации о службе экстренной психологической помощи "Телефон доверия" |
по плану-графику ОО |
|
||
разработка материалов для проведения родительских собраний на темы: "Безопасный интернет", "Защитим детей от жестокого обращения", "Подростковый суицид. Мифы и реальность", "Роль наказания и поощрения в воспитании детей", "Эффективные стили семейного воспитания", "Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении", "Профилактика возникновения кризисных состояний у детей и подростков", "Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка", "Как сохранить детское доверие?", "Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка", "Кризисные периоды детства" |
по плану-графику ОО |
лучшие разработки пройдут экспертную оценку в рамках регионального конкурса лучших психолого-педагогических программ и будут добавлены в электронный навигатор. Вспомогательный материал: профилактическая психолого-педагогическая программа Серякиной А.В., Павленко В.Р. "Все в твоих руках". Программе присвоен гриф "Рекомендовано Федерацией психологов образования России" |
||
3. |
Подпрограмма поддержки социально-психологической службы ОО в вопросах профилактики и своевременной коррекции деструктивного поведения обучающихся |
|||
Подпрограмма включает в себя трехуровневое сопровождение, что позволяет охватить все группы обучающихся (от тех, кто не попадал в зону риска, и до тех, кто предпринял какие-либо суицидальные действия): 1-й уровень - общая профилактика, формирование позитивного мироощущения и жизнестойкости (со всеми обучающимися с 1 по 11 класс, СПО); 2-й уровень - коррекционная работа с обучающимися, попавшими в зону риска по результатам СПТ (приложение N 3); 3-й уровень - коррекционная работа с обучающимися, совершившими попытку суицида, и с их окружением (классом, друзьями, педагогами, родителями). Безусловно, это уровень третичной профилактики, и он предполагает работу специалистов здравоохранения (психиатра, невролога) и правоохранительных органов. Но педагогу-психологу необходимо подключиться к сопровождению ситуации, обеспечить его поддержку и выстроить работу с ближайшим окружением. На каждом уровне ведется работа по 5 основным направлениям деятельности педагога-психолога ОО: профилактическое, диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское. Также ведется организационно-методическая работа | ||||
Цель подпрограммы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся. Задачи подпрограммы: 1. Разработка и проведение социально-психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся. 2. Проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся из группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению, и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения). 3. Осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения. 4. Разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения. 5. Повышение уровня самооценки, уровня социально-психологической адаптации детей и подростков. 6. Формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения. 7. Оформление и ведение документации по реализации подпрограммы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
профилактическое направление: предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей учащихся |
в течение года |
В 2023 году публикация электронного сборника лучших региональных программ и методических разработок |
|
диагностическое направление (индивидуальное и групповое): выявление признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком |
в течение года |
|||
консультационное направление (индивидуальное и групповое): оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, для способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации |
в течение года |
|
||
коррекционно-развивающее направление (индивидуальное и групповое): формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни |
в течение года |
|
||
психологическое просвещение участников образовательного процесса: формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта |
в течение года |
в соответствии с другими подпрограммами: "Программа психолого-педагогической и методической поддержки педагогического корпуса"; "Программа работы ОО с родителями по вопросам психолого-педагогического просвещения"; "Программа работы с обучающимися ОО на всех возрастных этапах" |
||
организационно-методическая работа: разработка психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомания, социальное сиротство, насилие в семье, интернет-угрозы и другие), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
в течение года |
ведется в соответствии с потребностями ОО. Лучшие методические разработки принимают участие в региональном конкурсе лучших психолого-педагогических программ |
||
4. |
Подпрограмма работы ОО с родителями по вопросам психолого-педагогического просвещения, формирования здоровых детско-родительских отношений, поддержки, принятия ребенка и профилактики деструктивного поведения |
|||
Семья - это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Среди социально-психологических факторов самоубийства детей и подростков ведущее место занимает семейная дезорганизация. Поэтому одним из ведущих направлений профилактической работы является просветительская работа с родителями обучающихся. Данная подпрограмма станет опорой в построении взаимодействия ОО с родительским сообществом в вопросах формирования общего воспитательного поля вокруг ребенка, просвещения и психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений | ||||
Цель подпрограммы: просвещение родителей (законных представителей) по вопросам формирования здоровых детско-родительских отношений, раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних, профилактики. Задачи подпрограммы: 1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обеспечения безопасности детей, а также своевременного выявления признаков суицидальных намерений. 2. Разработка системы информирования родителей об оказании экстренной помощи с использованием современных средств коммуникации. 3. Создание основ согласованного, эффективного и продуктивного взаимодействия семьи и ОО в вопросах профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних, в частности, суицидального поведения |
участие ОО в региональном проекте "Родительский университет" |
по плану мероприятий регионального проекта "Родительский университет" |
|
|
создание системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся. Проведение школьных праздников: День матери, День семьи, День пожилого человека, День защитника Отечества и других. Проведение совместных трудовых и общественных акций |
в соответствии с планом воспитательной работы ОО |
|
||
выявление и распространение позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики |
постоянно |
|
||
создание системы родительского всеобуча с целью повышения психолого-педагогической культуры и просвещения родителей (родительские собрания, конференции, психологические игры, собрания-диспуты, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинары, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие). Родительский всеобуч: обучение позитивному общению родителей с детьми; противодействие жестокому обращению с детьми и подростками; предотвращение конфликтных ситуаций в образовательной среде; профилактика суицидального поведения |
постоянно |
вспомогательный материал: профилактическая психолого-педагогическая программа Серякиной А.В., Павленко В.Р. "Все в твоих руках". Программе присвоен гриф "Рекомендовано Федерацией психологов образования России" |
||
консультативная психологическая помощь семьям и подросткам в целях предупреждения у школьников нервно-психических расстройств, профилактики суицидов |
постоянно |
вспомогательный материал: консультативная деятельность педагога-психолога в работе с родителями: практикум по работе с родителями |
||
оказание помощи родителям в подборе методов, приемов и форм воспитания детей и подростков |
постоянно |
|
||
проведение индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации) |
постоянно |
|
||
работа телефона доверия |
постоянно |
|
||
выпуск и распространение печатных материалов для родителей (памяток), оформление стендов |
|
|
||
проведение диагностических исследований с целью выявления уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам семейного воспитания |
сентябрь, март |
|
||
выявление и организация профилактической работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении |
постоянно |
|
||
5. |
Подпрограмма работы с обучающимися ОО на всех возрастных этапах |
|||
Подпрограмма взаимосвязана с программой социально-психологической службы ОО и также включает в себя трехуровневую профилактическую работу с обучающимися в соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, утвержденным постановлением межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 23 декабря 2021 года N 6/2. Профилактическая работа охватывает все группы обучающихся (от тех, кто не попадал в зону риска, и до тех, кто предпринял какие-либо суицидальные действия): 1-й уровень - общая профилактика, формирование позитивного мироощущения и жизнестойкости (со всеми обучающимися с 1 по 11 класс, СПО); 2-й уровень - выявление и индивидуальное сопровождение обучающихся, попавших в зону риска по результатам СПТ (приложение N 3); 3-й уровень - индивидуальное сопровождение и коррекционно-развивающая работа с обучающимися, совершившими попытку суицида, и с их окружением (классом, друзьями, педагогами, родителями) | ||||
Цель подпрограммы: развитие личности обучающегося, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции. Задачи подпрограммы: 1. Формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение). 2. Интеграция индивидуального опыта. 3. Совершенствование саморегуляции. 4. Повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности. 5. Выработка жизненно важных умений. 6. Устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения. 7. Расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности. 8. Повышение уровня социальной адаптации. |
1-й уровень "Общепрофилактическая деятельность": организация и проведение тематических мероприятий, психологических тренингов, классных часов по вопросам информационной безопасности детей, мирного разрешения конфликтов, мероприятий, пропагандирующих ценность человеческой жизни; распространение здоровьесберегающих технологий; развитие деятельности службы медиации, привлечение волонтеров к работе этих служб; информирование обучающихся о деятельности детского телефона доверия и других, распространение (изготовление) обучающимися буклетов и памяток, пропагандирующих ценность человеческой жизни, мирное решение конфликтов, безопасное поведение в сети Интернет |
инструменты реализации: проведение тематических классных часов, посвященных Всемирному дню психического здоровья: "Как научиться жить без ссор" (1-4 классы); "Я - уникальная личность" (5-6 классы); "Мир глазами агрессивного человека" (7-8 классы); тренинг "Формирование позитивных жизненных установок" (9-11 классы); тренинг "Юный медиатор" (9-11 классы). Реализация профилактических психолого-педагогических программ в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Региональный конкурс творческих работ и медиапроектов "Скажи, о чем молчишь", "Наше здоровье - в наших руках" |
нормативная основа: по плану работы ОО, в соответствии с разделом III "Общепрофилактическая деятельность по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних" Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних приложение N 1 по плану ГАУ ДПО "СОИРО" |
|
2-й уровень "Выявление и индивидуальное сопровождение обучающихся, попавших в зону риска": организация и проведение диагностических исследований с целью выявления и дальнейшего сопровождения обучающихся "группы риска". Обязательный минимум-диагностика: уровня адаптации (1, 5 классы и вновь прибывшие обучающиеся); уровня тревожности обучающихся 6-11 классов; личностных особенностей; психологическая готовность к переходу в среднее звено, старшую школу; взаимоотношения со сверстниками; профессиональное самоопределение СПТ (для обучающихся 7-11 классов) |
инструменты реализации: плановая диагностика (для 1-6 классов); ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся (СПТ) для 7-11 классов; углубленная диагностика обучающихся, попавших в зону риска по результатам СПТ. Программа индивидуального сопровождения несовершеннолетнего |
нормативная основа: по плану работы ОО, в соответствии с разделом IV "Выявление и организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению" Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (приложение N 3) |
||
3-й уровень "Индивидуальное сопровождение и коррекционно-развивающая работа с обучающимся в случаях попытки суицида и с их окружением": направление пострадавшего (пострадавших) на консультацию к врачу-суицидологу, медицинскому, кризисному психологу; снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших (обучающиеся и их родители / законные представители), педагоги, администрация образовательного учреждения); оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги); реализация индивидуальной программы сопровождения в отношении несовершеннолетнего, совершившего суицидальную попытку, и родителей с обязательным участием медицинских специалистов |
инструменты реализации: алгоритм действий специалистов ОО в случаях завершенного суицида / попытки суицида обучающегося, воспитанника, студента: кризисная помощь несовершеннолетнему (эмоциональная, когнитивная, поведенческая сфера); разработка (корректировка) и реализация индивидуальной программы сопровождения; проведение дебрифинга и оказание психологической поддержки одноклассникам и педагогам |
нормативная основа: по алгоритму действий раздела V "Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попытку, самоповреждающее действие" Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних |
Приложение N 1
к программе психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса,
направленного на профилактику суицидального
поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!"
Реестр
программ, рекомендованных профессиональным сообществом
N п/п |
Название программы, автор |
Аннотация |
Возрастная категория участников |
Программы прошли экспертную оценку общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" и получили гриф "Рекомендованы для реализации в образовательных организациях" | |||
1. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Все в твоих руках" Серякина А.В., Павленко В.Р. |
Программа направлена на работу с подростками и их родителями по профилактике рискованного поведения, часто приводящего к необратимым последствиям. В программе отражен опыт реальных людей, которые в силу разных обстоятельств, из-за рискованного поведения стали инвалидами. Сегодня эти люди делают все возможное, чтобы их ошибки не повторились в жизни других людей. Программа адресована специалистам, проводящим занятия с подростками по профилактике рискованного поведения, формирования ценностного отношения к жизни и здоровью |
9-11 классы (родители обучающихся) |
2. |
Развивающая психолого-педагогическая программа "Дорога профессионального выбора" Серякина А.В., Рамзаева В.Ю |
Пособие адресовано специалистам, занимающимся профориентационной работой со старшеклассниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью без интеллектуальных нарушений. Программа для обучающихся 9-11 классов, в том числе с ОВЗ, поможет старшеклассникам найти собственный образ "я", сформировать знания, умения и навыки, необходимые при выборе дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей здоровья. Программа "Дорога профессионального выбора" - победитель Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ 2021 года, имеет гриф "Рекомендовано Федерацией психологов образования России для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
9-11 классы (в том числе с ОВЗ) |
3. |
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа "Юный медиатор" Серякина А.В., Рамзаева В.Ю., |
Программа направлена на повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, расширение диапазона стратегий поведения в конфликте, формирование умения находить оптимальные пути разрешения конфликтов |
7-11 классы |
Программы прошли экспертную оценку и стали победителями конкурса лучших психолого-педагогических программ Саратовской области | |||
4. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Здоровье и благополучие детей - общая забота школы и родителей" Александрова О.И. |
Программа направлена на профилактику формирования аддиктивного (и зависимого) поведения у школьников |
5-9 классы |
5. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Ты и я" Нелюбова Я.К. |
Программа направлена на профилактику насильственного поведения в молодежной среде и уменьшение случаев насилия в близких отношениях |
10-11 классы |
6. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Своевременная профилактическая помощь" |
Программа направлена на повышение компетентности в области психологической безопасности образовательной среды |
1-8 класс |
7. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я выбираю успех" Клащус Н.Г, Кобзева Е.М. |
Программа направлена на профилактику школьной дезадаптации учащихся младшего подросткового возраста |
5 класс |
8. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Точка опоры" Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. |
Программа направлена на психологическую подготовку обучающихся 9 и 11 классов итоговой аттестации |
9 и 11 классы |
9. |
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа "Профориентация" Клащус Н.Г. |
Программа направлена на самоопределение и осознанное отношение подростков к выбору к профессии |
7-9 классы |
10. |
Диагностическая психолого-педагогическая программа "Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС" Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. |
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся |
1-11 классы |
Приложение N 2
к программе психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса,
направленного на профилактику суицидального
поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!"
Дополнительные профессиональные программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Категория слушателей |
Аннотация |
Ответственный |
1. |
Современные технологии профилактики асоциального поведения обучающихся в практике социального педагога |
социальные педагоги |
обучение предусматривает рассмотрение вопросов в области профилактической деятельности ОО, видов профилактической работы, включающих социально-педагогическую диагностику, выявление факторов риска асоциального поведения, воспитательную работу с детьми и родителями, консультирование педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей, а также социально-педагогическое сопровождение подростков группы риска. Цель: развитие и совершенствование профессиональных компетенций социального педагога по реализации современных технологий профилактики асоциального поведения обучающихся. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 36 часов |
кафедра социальной психологии образования |
2. |
Организация профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования |
педагоги-психологи, заместители директора по воспитательной работе |
пройдя обучение по программе, слушатели смогут: анализировать результаты CПT образовательной организации; определять факторы риска аддиктивного поведения в среде обучающихся на основе данных CПT; вести разъяснительную работу с родителями на разных этапах проведения CПT и по его итогам; формировать план работы в ОО по профилактике употребления ПAB на основе результатов CПT; организовывать профилактические мероприятия, в том числе проводимые учащимися. Цель: эффективное применение результатов СПТ для организации профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 48 часов |
кафедра социальной психологии образования |
3. |
Профилактика травмоопасного поведения в подростковой среде |
педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители 8-11 классов |
программа направлена на формирование у слушателей компетенций по профилактике рискованного поведения в подростковой среде, поведения, приводящего к необратимым последствиям. В ее основе тренинги авторской программы "Все в твоих руках" Серякиной А.В., Павленко В.Р., которая является победителем Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде и имеет "Гриф рекомендовано Федерацией психологов образования России к реализации в образовательных организациях и центрах психолого-медико-педагогического сопровождения". Цель: совершенствование профессиональных компетенций в области профилактики рискованного поведения и формирования ценностного отношения к жизни и здоровью в подростковой среде. Форма обучения: очная. Срок освоения программы: 18 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
4. |
Психологические техники работы с утратой и горем |
педагоги-психологи |
программа направлена на систематизацию знаний о протекании процесса переживания утраты, освоение методов психологической помощи людям, потерявшим близких. Слушатели познакомятся с методами психологического сопровождения человека в состоянии острого горя; рассмотрят факторы, повышающие риск развития осложненного горя; овладеют методами диагностики, процедурой работы и техниками психологического консультирования и психокоррекции при работе с осложненным (патологическим) горем и эмоционально незавершенными отношениями. Цель: совершенствование профессиональных компетенций в области психологической помощи в период кризисных состояний, связанных с утратой и горем. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 18 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
5. |
Современные технологии консультирования родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми и подростками |
педагоги-психологи |
в рамках освоения программы слушатели конструируют пакет психодиагностического инструментария для исследования детско-родительских отношений, осваивают техники консультирования родителей, способствующие развитию навыков поддержки и помощи несовершеннолетним в преодолении кризисных состояний, обучаются эффективным приемам в консультировании, позволяющим активизировать механизмы осмысления родителем проблемной ситуации и способов ее решения. Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов в области консультирования родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми и подростками, их развития, воспитания и обучения. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 32 часа |
кафедра социальной психологии образования |
6. |
ДПП "Сопровождение и поддержка в кризисных и посткризисных ситуациях. Экстренная психологическая помощь" |
педагоги-психологи |
содержание программы предполагает освоение слушателями специфики работы педагога-психолога при оказании экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях; особенностей проведения индивидуальных и групповых консультации в кризисных и посткризисных ситуациях; навыков разработки программ по сопровождению и поддержке участников образовательного процесса в кризисных и посткризисных ситуациях. В процессе освоения программы используются современные интерактивные технологии, ориентированные на развитие профессиональной позиции слушателей, актуализацию их личностного знания и обогащение профессионального опыта. Цель: формирование профессиональных компетенций в области оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 36 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
7. |
Профилактика деструктивного поведения детей и подростков в образовательной среде |
педагоги-психологи, социальные педагоги |
программа отвечает на запрос региональной образовательной практики по снижению поведенческих и эмоциональных рисков проявления деструктивного поведения несовершеннолетних (буллинг, кибербуллинг, рискованное, девиантное, криминализированное поведение). В процессе освоения программы слушатели исследуют проблемы, способствующие снижению психологической стойкости молодежи (агрессивные проявления в подростковой среде, травля, преследование в сети Интернет), а также анализируют собственные представления о причинах, участниках и профилактике деструктивного поведения молодежи. Результат освоения программы связан с разработкой модели безопасной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению психического и физического здоровья школьников, успешной социализации несовершеннолетних. Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в организации профилактической работы с несовершеннолетними в современных образовательных и цифровых условиях. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 72 часа |
кафедра социальной психологии образования |
8. |
Управление стрессом. Как избежать эмоционального выгорания |
педагогические работники |
в ходе реализации программы слушатели освоят техники, повышающие адаптационные и мобилизационные возможности организма, сформируют практические навыки использования методов нейтрализации стрессового воздействия, расширят представления о собственных возможностях минимизации стрессового воздействия в условиях интенсивной профессиональной деятельности. Цель: формирование профессиональных компетенций в области профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 36 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
9. |
Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС |
педагоги-психологи, воспитатели, классные руководители |
программа позволяет освоить практические приемы взаимодействия с родителями, сформировать представления об особенностях общения с родителями детей с особыми образовательными потребностями, освоить технологии конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Очная часть программы проходит в тренинговом формате. Цель: развитие профессиональных компетенций в области взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 24 часа |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
10. |
Психолого-педагогические аспекты профориентации подростков, в том числе с ОВЗ и инвалидностью |
педагоги-психологи, социальные педагоги и классные руководители 8-10 классов |
программа знакомит слушателей со спецификой профориентационной деятельности, раскрывает важность формирования у подростков адекватной самооценки, жизнестойкости, навыков противостояния негативным воздействиям. Очная часть программы проходит в форме тренинга по авторской программе "Дорога профессионального выбора" Серякиной А.В., Рамзаевой В.Ю. Данная программа является победителем Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде в 2021 году и имеет "Гриф рекомендовано Федерацией психологов образования России к реализации в образовательных организациях и центрах психолого-медико-педагогического сопровождения". Цель: формирование профессиональных компетенций в области профориентации обучающихся 8-10 классов, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 36 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
11. |
Эффективные коммуникации и управление конфликтами в образовательной среде |
руководители, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты служб медиации |
содержание программы предполагает освоение слушателями основ технологий и методик разрешения конфликтов, формирование профессиональных и личностных компетенций, связанных с коммуникацией в конфликте, управлением переговорным процессом. В процессе освоения программы используются современные интерактивные технологии (включая субъектно-деятельностные игры), ориентированные на развитие профессиональной позиции слушателей, актуализацию их личностного знания и обогащение профессионального опыта. Цель: совершенствование профессиональных компетенций в области в разрешении конфликтных ситуаций в образовательной среде. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 36 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
12. |
Эффективные приемы и технологии в работе медиатора |
специалисты школьных служб медиации, кураторы ШСМ, педагоги-психологи, социальные педагоги |
программа предполагает повышение знаний и совершенствование опыта у специалистов, которые уже освоили технологию медиации. Цель: совершенствование профессиональных компетенций в области медиации и других восстановительных технологий. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 36 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
13. |
Медиация в образовательной организации |
специалисты школьных служб медиации, кураторы ШСМ, педагоги-психологи, социальные педагоги |
содержание программы предполагает освоение слушателями основ медиации и медиативного подхода к разрешению конфликтов; нормативно-правовой базы для создания эффективной школьной службы медиации; профессиональных и личностных компетенций, связанных с коммуникацией в конфликте, управлением переговорным процессом. В процессе освоения программы используются современные интерактивные технологии, ориентированные на развитие профессиональной позиции слушателей, актуализацию их личностного знания и обогащение профессионального опыта. Цель: формирование профессиональных компетенций в области медиации и других восстановительных технологий в решении и профилактике конфликтов. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок освоения программы: 120 часов |
региональный центр практической психологии и инклюзивного образования |
Приложение N 3
к программе психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса,
направленного на профилактику суицидального
поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!"
Выявление и организация профилактической работы с несовершеннолетними учащимися образовательных организаций
В целях выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, проводится мониторинг поведенческих, словесных, эмоциональных признаков суицидальной угрозы (далее - мониторинг) в два этапа (1-й этап - с сентября по декабрь, 2-й этап - с января по март).
1-й этап - анкетирование несовершеннолетних обучающихся, склонных к суицидальному поведению, осуществляется образовательной организацией в рамках ежегодного областного социально-психологического тестирования обучающихся (далее - тестирование СПТ);
2-й этап - дополнительное углубленное психологическое обследование обучающихся, с выявленной в рамках 1-го этапа высокой вероятностью суицидального риска (ВСР) для определения особенностей эмоционально-личностных характеристик, показателей депрессивных состояний, расстройств личности, имеющихся копинг-стратегий поведения с использованием следующих методик:
1. Шкала тревоги Спилбергера - Ханина, STAI.
2. Шкала депрессии А. Бека.
3. Шкала безнадежности А. Бека.
4. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
5. Методика Р. Лазаруса "Способы совладающего поведения".
6. Методика Басса - Перри "BPAQ" на склонность к агрессии.
7. "Карта риска суицида" (в модификации Л.Б. Шнейдер, количественная балльная оценка степени риска суицидального поведения).
Мониторинг проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних, за исключением случаев проведения мониторинга в отношении несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и других установленных действующим законодательством случаях.
Информацию о результатах 1-го этапа мониторинга министерство образования Саратовской области направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области ежегодно до 15 декабря.
Информацию о результатах 2-го этапа мониторинга министерство образования Саратовской области направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области ежегодно до 15 апреля.
По результатам мониторинга психологом (иным уполномоченным лицом) образовательной организации готовится заключение, в котором указываются (описываются) выявленные факторы риска у несовершеннолетних и даются рекомендации классным руководителям (мастеру группы), педагогам по организации дальнейшей работы с ними и классом/группой в целом, а также готовятся рекомендации для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по выстраиванию взаимоотношений с детьми.
По результатам мониторинга образовательные организации проводят психолого-педагогические консилиумы с целью оказания своевременной комплексной психолого-педагогической и социальной помощи несовершеннолетним, разрабатывают индивидуальную программу сопровождения (ИПС) несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 14 марта 2023 г. N 191-П "Об утверждении программы ("дорожной карты") психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся "Я выбираю жизнь!"
Вступает в силу с 15 марта 2023 г.
Опубликование:
сайт электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 15 марта 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 марта 2023 г. N 6400202303210008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Саратовской области от 9 июня 2023 г. N 521-П
Изменения вступают в силу с 1 мая 2023 г.