г. Краснодар |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А32-38952/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Картомышевой Е.Г. (доверенность от 08.07.2013), от третьего лица - открытого акционерного общества "Динскаярайгаз" - Пупова В.Г. (доверенность от 10.10.2013), в отсутствие заявителя - Артемьева Евгения Викторовича, третьего лица - - Дюрягиной Л.Б., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Артемьева Е.В. на решение Арбитражного суда от 19.04.2013 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-38952/2012, установил следующее.
Артемьев Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 26.09.2012.
Решением суда от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что решение управления соответствует требованиям антимонопольного законодательства, нормативных актов, регулирующих вопросы подключения объектов капитального строительства к газораспределительной системе, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе Артемьев Е.В. просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам. Суды не применили статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; вывод судов о необходимости проектирования и строительства газопровода силами организаций, имеющих допуск от СРО, основан на неправильном применении норм материального права. Суды не дали оценку ответу Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 16.01.2013. На момент принятия управлением решения в силе было решение управления по делу N 384/2011, в котором управление указало на право заявителя решать вопрос о необходимости проектирования газопотребляющей системы дома.
В отзыве на жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель ОАО "Динскаярайгаз" просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Дюрягина Л.Б. и Артемьев Е.В. обратились в ОАО "Динскаярайгаз" (далее - общество) с заявкой от 29.08.2011 на подключение к газораспределительной сети объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: ст. Новотитаровская, ул. Революционная, 60 в.
В соответствии с заявкой от 29.08.2011 общество направило проект договора на подключение объекта газификации к газораспределительным сетям и технические условия.
Не согласившись с предложенными обществом условиями договора (пункты 2.13, 2.21, 2.3.2) и технических условий (пункты 1, 2, 4, 6, 7, 8), заявители направили обществу протокол разногласий.
Общество по итогам рассмотрения протокола разногласий направило в адрес заявителей новую редакцию проекта договора (по пункту 2.1.3), оставив без изменений остальные условия договора и технические условия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Дюрягиной Л.Б. и Артемьева Е.В. с жалобой в антимонопольный орган.
Управление, установив при рассмотрении антимонопольного дела в действиях общества признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выдало обществу предупреждение от 20.07.2012 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Обществу надлежало в срок до 27.08.2012 внести изменения в проект договора на подключение объекта газификации к газораспределительной сети (пункты 2.2.1, 2.3.2) и технические условия (пункты 1, 2, 3, 8 исключить, включить: условия о выполнении обществом мероприятий до границы земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства, по увеличению пропускной способности соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения; срок осуществления мероприятий по подключению, который не может превышать 18 месяцев с даты заключения договора; размер платы за подключение; порядок и сроки внесения платы за подключение, имея ввиду, что размер нагрузки ресурса, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения, местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика, условия подключения внутриплощадочных и внутридомовых сетей к сетям инженерно-технического обеспечения, определение стороны договора, на которую возлагается обязанность по приобретению и установлению в точках подключения приборов учета); направить заявителям измененную редакцию проекта договора и технических условий; в срок до 03.09.2012 сообщить управлению о выполнении предупреждения.
Управление приняло решение от 26.09.2012 о прекращении рассмотрения дела, в котором указало на исполнение предупреждения от 20.07.2012 и отсутствие признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях общества, включившего в технические условия и договор на подключение объекта газификации к газораспределительным сетям условие о разработке проектной документации на монтаж системы газопотребления и ее согласование с обществом.
Полагая, что выводы управления в части, касающейся включения обществом в технические условия и проект договора условия о разработке проектной документации на монтаж системы газопотребления и ее согласования с обществом, не соответствуют положениям Закона о защите конкуренции и нормативных актов в сфере подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, Артемьев Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что управление доказало отсутствие факта злоупотребления обществом доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или не относящихся к предмету договора условий.
Согласно пункту 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. В силу пункта 10 названной статьи порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов. В силу пункта 6 названных Правил в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. Названный пункт правил содержит обязательные данные, которые должны быть включены в технические условия, а не исчерпывающий перечень требований, подлежащих выполнению абонентом, поскольку подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения объекта капитального строительства к соответствующим сетям, что невозможно сделать без определения точек подключения, технических характеристик устройств и сооружений, необходимых для присоединения объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также иных условий в зависимости от специфики сетей инженерно-технического обеспечения. Названные Правила определяют общие условия предоставления технических условий и подключения, поэтому при подключении абонентов к соответствующим инженерно-техническим сетям, помимо общих правил необходимо учитывать и нормативные акты, регулирующие специальные вопросы подключения в каждой отрасли энергоснабжения.
Согласно пункту 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке.
В силу пункта 5 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения осуществляется в порядке, установленном Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317). Как следует из пунктов 12 - 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, разработка проекта газоснабжения является стадией процесса газификации объекта, следующей после выдачи технических условий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. В силу статьи 32 названного Закона организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 92 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действовавших в спорный период) исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования (пункт 93 Правил).
Согласно пункту 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, в редакции до 01.06.2013) основанием для отказа от заключения договора поставки газа является отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель - гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения.
Таким образом, поставка природного газа технологически осуществляется потребителю по присоединенной к его газопотребляющему оборудованию газораспределительной сети и в целях обеспечения оптимальной работы газотранспортных систем организация, осуществляющая выдачу технических условий и подключение газовым сетям, обязана проверить соответствие построенного потребителем внутреннего газопровода нормативным документам. Строительство гражданином газопровода без проекта газоснабжения, согласованного с лицом, осуществляющим подключение объекта к газораспределительной сети, лишает эту организацию возможности предварительной проверки соответствия газопровода нормативным требованиям и возможности его подключения к существующей сети, и кроме того, может привести к несению неоправданных затрат гражданином, осуществившим строительство газопровода без предварительной разработки проекта и его согласования с организацией, осуществляющей подключение к газораспределительной сети, в случае обнаружения в последующем невозможности подключения построенного газопровода по причине несоответствия нормативным документам либо по техническим характеристикам.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса российской Федерации определено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно пункту 2 данного Приказа Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Однако, в данном случае речь идет не о строительстве объекта, а о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В Перечень включены работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения (пункт 4.6).
Исходя из статьи 10 Закона о защите конкуренции, не являются навязыванием невыгодных для контрагента условий договора, случаи, когда такие условия являются экономически или технологически обоснованными и (или) прямо предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Суды пришли к правильному выводу о том, что включение в технические условия требования о выполнении проекта газоснабжения и согласования его с обществом не противоречит перечисленным выше нормативным актам в сфере газоснабжения населения с учетом технологических особенностей процедуры подключения объекта к газораспределительной сети. При названных обстоятельствах управление обоснованно указало на отсутствие в действиях общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В материалы дела предоставлена проектная документация, предусматривающая план газопровода, план газификации строения; исполнительная производственно-техническая документация, из которой следует, что газопровод построен в соответствии с разработанным проектом; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
Довод о том, что не принято во внимание решение управления по делу N 384/2011, отклоняется. Названным решением управление признало общество нарушившим Закон о защите конкуренции в связи с несоблюдением им порядка и сроков рассмотрения заявки о заключении договора на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В настоящем деле рассматривался вопрос о правомерно включения в проект договора и технические условия пунктов о разработке проектной документации на монтаж системы газопотребления и ее согласования с обществом.
Довод о том, что суды не дали оценку ответу Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 16.01.2013, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку этот ответ дан на запрос определенного физического лица и его нельзя признать официальным разъяснением положений приказа Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда от 19.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по делу N А32-38952/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.