На основании Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Правительства Нижегородской области от 05.04.2019 N 201 "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", статьёй 43 Устава города Нижнего Новгорода, в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области.
2. Отменить постановления администрации города Нижнего Новгорода:
от 31.10.2013 N 4209 "Об утверждении Положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода";
от 14.02.2014 N 378 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2013 N 4209";
от 31.05.2017 N 2485 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2013 N 4209";
от 04.06.2019 N 1811 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2013 N 4209";
от 07.08.2019 N 2740 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2013 N 4209";
от 09.09.2020 N 3229 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2013 N 4209".
3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации газете "День города. Нижний Новгород".
4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Сивохина Д.Г.
Глава города |
Ю.В. Шалабаев |
Утверждено
постановлением
администрации города
от 14.03.2023 N 1456
Положение
о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области (далее - муниципальное звено ТП РСЧС).
2. Муниципальное звено ТП РСЧС осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Муниципальное звено ТП РСЧС действует в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода.
4. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
5. Территориальная подсистема единой системы создана в Нижегородской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.
Организация, состав сил и средств территориальной подсистемы, а также порядок её деятельности определяется положением, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области.
6. Муниципальное звено территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода создается администрацией города Нижнего Новгорода и включает: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
7. Координационными органами муниципального звена ТП РСЧС являются:
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода (далее - КЧС и ОПБ города, Комиссия);
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности районов города Нижнего Новгорода (далее - КЧС и ОПБ районов);
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее - КЧС и ОПБ организаций), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
8. Компетенция КЧС и ОПБ города, а также порядок принятия решений, определяется Положением, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
КЧС и ОПБ города возглавляет глава города Нижнего Новгорода.
КЧС и ОПБ районов возглавляют заместители главы города, главы администраций районов города Нижнего Новгорода.
КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
9. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;
д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями администрации города Нижнего Новгорода, организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Нижегородской области и нормативными правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода.
10. Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по Нижегородской области;
на муниципальном уровне - муниципальное казенное учреждение города Нижнего Новгорода "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода" (далее - МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода");
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11. Органами повседневного управления единой системы являются:
в территориальной подсистеме РСЧС Нижегородской области - Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области;
в муниципальном звене ТП РСЧС - единая дежурно-диспетчерская служба города Нижнего Новгорода, дежурно-диспетчерские службы районов и экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность администрации города и районов Нижнего Новгорода в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой системы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют:
в территориальной подсистеме РСЧС Нижегородской области - Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области;
в муниципальном звене ТП РСЧС - единая дежурно-диспетчерская служба города Нижнего Новгорода (далее - ЕДДС города).
12. Размещение органов управления муниципального звена ТП РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
13. К силам и средствам муниципального звена ТП РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств муниципального звена ТП РСЧС определяется администрацией города Нижнего Новгорода.
14. В состав сил и средств муниципального звена ТП РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляет аварийно-спасательный отряд МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода", аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории города Нижнего Новгорода осуществляет МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода".
16. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 22.08.1995 N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 151" имеется в виду "N 151-ФЗ"
17. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
18. Подготовка работников, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления муниципального звена ТП РСЧС, организуется в порядке, установленном администрацией города Нижнего Новгорода.
19. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательного отряда МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода" к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, Правительством Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода и организациями, создающими указанные службы и формирования.
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов города Нижнего Новгорода и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется администрацией города Нижнего Новгорода и руководителями организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются администрацией города Нижнего Новгорода.
21. Управление муниципальным звеном ТП РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.
22. Информационное обеспечение в муниципальном звене ТП РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, Правительством Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и Правительством Нижегородской области.
23. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Нижнего Новгорода и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет МЧС России.
24. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы муниципального звена ТП РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
25. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
26. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, администрация города Нижнего Новгорода или руководители организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
27. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера режимы функционирования органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС могут устанавливаться решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода.
28. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
29. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
29.1. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):
объектовый уровень реагирования;
местный уровень реагирования;
региональный уровень реагирования;
федеральный уровень реагирования;
особый уровень реагирования.
29.2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС должностное лицо, установленное пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 10 указанной статьи.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации готовит для должностного лица, указанного в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предложения о принятии дополнительных мер, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Порядок реализации и отмены указанных дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
29.3. При отмене режима чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, должностным лицом, определенными пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", отменяются установленные уровни реагирования.
30. Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами организаций и администрации города Нижнего Новгорода;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами организаций, администрации города Нижнего Новгорода и Правительства Нижегородской области.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
31. Администрация города Нижнего Новгорода осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и выполняет следующие функции:
31.1. Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях.
31.2. Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
31.3. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.
31.4. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
31.5. Организация и поддержание непрерывного взаимодействия по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
31.6. Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
31.7. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
32. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода, подведомственные учреждения и организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Нижнего Новгорода в соответствии с полномочиями, установленными положениями о них либо уставами и осуществляют, в том числе следующие функции:
32.1. МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода" осуществляет:
32.1.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникновения чрезвычайных ситуаций, а также оценку их социально-экономических последствий.
32.1.2. Направление к месту происшествия или аварии дежурных смен аварийно-спасательного отряда, начальника отдела гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по соответствующему району города Нижнего Новгорода, а также должностных лиц МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода" (в режиме повышенной готовности могут направляться сформированные оперативные группы).
32.1.3. Информирование о факте и параметрах происшествия и обстановке, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления или стихийного бедствия председателя КЧС и ОПБ города и его заместителей.
32.1.4. Доведение информации до органов управления муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода, организации взаимодействия с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области, государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области", руководителей спасательных служб.
32.1.5. Развертывание на месте происшествия подвижного пункта управления главы города Нижнего Новгорода.
32.1.6. Организация взаимодействия с администрацией соответствующего района города Нижнего Новгорода, Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, Управлением Министерства внутренних дел России по городу Нижнему Новгороду (далее - Управлением МВД России по городу Нижнему Новгороду), 1 пожарно-спасательным отрядом Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Нижегородской области.
32.1.7. Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Правительства Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и организаций, членов КЧС и ОПБ города, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях.
32.1.8. Разработка проекта протокола КЧС и ОПБ города и постановления о введении режима чрезвычайной ситуации для согласования, утверждения и доведения до исполнителей.
32.1.9. Совместно с администрацией соответствующего района города Нижнего Новгорода развертывание пункта временного размещения (далее - ПВР) для пострадавших граждан.
32.1.10. Организация питания согласно плану первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях.
32.1.11. Обмен информацией со взаимодействующими службами, задействованными в ликвидации чрезвычайной ситуации, техническое обеспечение.
32.1.12. Доставка материальных запасов в зону чрезвычайной ситуации для ликвидации чрезвычайной ситуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавших.
32.1.13. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
32.1.14. Организация и поддержание непрерывного взаимодействия по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
32.1.15. Подготовка справочных материалов, заявок, схем, донесений, ведение рабочей документации на подвижном пункте управления главы города Нижнего Новгорода.
32.1.16. Заключение договоров на оплату питания эвакуированных граждан в ПВР, а также группировки сил, принимавшей участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
32.1.17. Заключение договоров на оплату проживания эвакуированных граждан в гостиницах, пансионатах, домах отдыха.
32.1.18. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации и подготовка обращений в Правительство Нижегородской области о квалификации чрезвычайной ситуации.
32.2. Юридический департамент администрации города Нижнего Новгорода:
32.2.1. Проводит правовую экспертизу проектов правовых актов администрации города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по вопросам, связанным с ликвидацией чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о порядке подготовки и издания правовых актов администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 10.03.2021 N 164-р.
32.2.2. Размещает муниципальные правовые акты, указанные в подпункте 32.2.1 настоящего Положения, на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
32.3. Департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода осуществляет:
32.3.1. Проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заявками главных распорядителей бюджетных средств администрации города Нижнего Новгорода.
32.3.2. Выделение денежных средств из резервного фонда на оплату мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации города Нижнего Новгорода.
32.4. Администрации районов города Нижнего Новгорода выполняют следующие функции:
32.4.1. Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
32.4.2. Развертывание ПВР для пострадавших граждан, составление списков пострадавших и эвакуированных.
32.4.3. Организация взаимодействия с отделами МВД России по г. Н. Новгороду для поддержания общественного порядка, охраны имущества и личных вещей в зоне чрезвычайной ситуации.
32.4.4. Организация мероприятий по отключению объектов в зоне чрезвычайной ситуации от газоснабжения и от поставки коммунальных ресурсов или направление заявки в ресурсоснабжающие организации через ЕДДС города на отключение объектов от потребляемых ресурсов.
32.4.5. Направление заявки в ЕДДС города на выделение автобусов для эвакуации пострадавших в ПВР.
32.4.6. Проведение сбора пострадавших граждан, доведение актуальной информации, размещение информации в здании администрации района, в зоне чрезвычайной ситуации и в ПВР.
32.4.7. Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
32.4.8. Привлечение инженерной и специальной техники для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
32.4.9. Обеспечение питанием эвакуированных и пострадавших в ПВР.
32.4.10. Размещение пострадавших граждан в гостиницах или манёвренном жилом фонде.
32.4.11. Составление списков граждан, подлежащих расселению, направление их в департамент строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода.
32.4.12. Организация переселения граждан из гостиниц в коммерческое жилье по договорам найма жилых помещений.
32.4.13. Составление заявки на оказание материальной помощи пострадавшим жителям в департамент по социальной политике администрации города Нижнего Новгорода.
32.4.14. Организация совместно с Управлением МВД России по городу Нижнему Новгороду, Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода" рабочих групп по допуску жителей в зону чрезвычайной ситуации, фиксированию повреждений в жилых или нежилых помещениях с составлением актов осмотра.
32.4.15. Заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по охране имущества в зоне чрезвычайной ситуации и личных вещей граждан.
32.4.16. Направление в МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода" сведений для оплаты питания и проживания эвакуированных граждан в гостиницах.
32.4.17. Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями по привлечению специальной и инженерной техники, технических средств для подвоза воды, предоставлению дизель-генераторов, тепловых пушек и другого материально-технического имущества или техники.
32.4.18. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации.
32.5. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.5.1. Определение принадлежности объектов, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации, к муниципальной собственности.
32.5.2. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации муниципальному имуществу, за исключением жилых помещений.
32.6. Департамент экономического развития администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.6.1. Организация питания эвакуированных граждан в ПВР.
32.6.2. Организация питания участников ликвидации чрезвычайной ситуации.
32.6.3. Проверка сметной документации на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
32.7. Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.7.1. Направление заявки в ГП НО "Нижегородпассажиравтотранс" и в министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области на выделение автобусов для эвакуации граждан в ПВР.
32.7.2. Организация взаимодействия с отделом государственной инспекции по безопасности дорожного движения по городу Нижнему Новгороду для сопровождения колонн с эвакуированными гражданами.
32.7.3. Доставка пострадавших граждан в ПВР.
32.7.4. Привлечение инженерной и специальной техники для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
32.7.5. Взаимодействие со специализированными организациями по привлечению специальной и инженерной техники, технических средств для подвоза воды, предоставлению другой необходимой техники.
32.7.6. Ликвидация завалов на дорогах общего пользования, организация беспрепятственного движения транспортных средств при введении режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности
32.7.7. Направление в МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода" сведений для оплаты услуг перевозки, привлечения специальной и инженерной техники для ликвидации чрезвычайной ситуации.
32.7.8. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации.
32.8. Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по вопросам деятельности департамента.
32.9. Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.9.1. Выделение денежных средств на оплату услуг питания и проживания эвакуированных граждан и группировки сил, принимавшей участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
32.9.2. Выделение денежных средств на оплату услуг по охране объектов в зоне чрезвычайной ситуации.
32.9.3. Разработка (уточнение) порядка выплаты денежной компенсации за найм жилых помещений в целях временного размещения собственников и нанимателей жилых помещений.
32.9.4. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации.
32.10. Департамент строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.10.1. Проведение маркетингового исследования по определению рыночной стоимости права пользования (найма) жилыми помещениями (одно-, двух-, трехкомнатные квартиры) в целях временного размещения пострадавших на основании договоров найма в жилых помещениях, не ухудшающих имевшиеся ранее условия проживания.
32.10.2. Совместно с администрациями районов города Нижнего Новгорода размещение пострадавших в жилых помещениях города Нижнего Новгорода по арендным договорам долгосрочного найма.
32.10.3. Совместно с администрациями районов города Нижнего Новгорода осуществляет выплату денежной компенсации за найм жилых помещений в целях временного размещения собственников и нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений.
32.10.4. Совместно с муниципальным казенным учреждением "Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода" оплата услуг по экспертному исследованию на предмет обеспечения механической безопасности аварийного объекта, оплата проектных работ по капитальному ремонту, восстановлению или демонтажу объекта, мониторинга состояния строительных конструкций, государственных или иных экспертиз.
32.10.5. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации.
32.11. Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.11.1. Взаимодействие с домоуправляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК для обеспечения свободного проезда и установки пожарной и спасательной техники в зоне чрезвычайной ситуации.
32.11.2. Участие в патрулировании мобильными группами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением требований пожарной безопасности на территории города Нижнего Новгорода и безопасностью людей на водных объектах.
32.12. Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.12.1. Участие в организации работы ПВР для эвакуированных граждан и их первоочередном жизнеобеспечении.
32.12.2. Предупреждение чрезвычайной ситуации на объектах, находящихся в ведении департамента.
32.13. Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.13.1. Предоставление объектов, находящихся в ведении департамента, для временного размещения эвакуированных граждан.
32.13.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на объектах, находящихся в ведении департамента.
32.14. Департамент физической культуры и спорта администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.14.1. Предоставление объектов, находящихся в ведении департамента, для временного размещения эвакуированных граждан.
32.14.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на объектах, находящихся в ведении департамента.
32.15. Департамент по социальной политике администрации города Нижнего Новгорода выполняет следующие функции:
32.15.1. Оказание дополнительной материальной помощи пострадавшим жителям города Нижнего Новгорода, зарегистрированным по месту чрезвычайной ситуации.
32.15.2. Подготовка обращений в Правительство Нижегородской области об оказании материальной помощи пострадавшим.
32.16. Управление информационной политики администрации города Нижнего Новгорода осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
32.17. Ресурсоснабжающие организации выполняют следующие функции:
32.17.1. Отключение аварийных объектов от газо-, энерго-, тепло- и водоснабжения при необходимости.
32.17.2. Привлечение инженерной и специальной техники для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
32.17.3. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по восстановлению нарушений газо-, энерго-, тепло- и водоснабжения.
32.17.4. Повышение устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
32.17.5. Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации.
32.18. Домоуправляющие компании выполняют следующие функции:
32.18.1. Отключение аварийных объектов от газо-, энерго-, тепло- и водоснабжения при необходимости.
32.18.2. Ограждение зоны чрезвычайной ситуации, произошедшей в многоквартирных жилых домах.
32.18.3. Уточнение списков пострадавших.
32.18.4. Направление в ЕДДС города информации о проживающих и зарегистрированных гражданах в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей в многоквартирных жилых домах.
32.18.5. Монтаж или восстановление теплового контура аварийных домов.
32.18.6. Остекление повреждённых оконных проёмов в аварийном доме.
32.18.7. Привлечение инженерной и специальной техники для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
32.18.8. Проведение ремонта после ликвидации чрезвычайной ситуации, восстановление работоспособности лифтов, ликвидация других повреждений.
32.18.9. Благоустройство территории, прилегающей к аварийному дому.
33. Задачи функциональной подсистемы РСЧС Нижегородской области определяются законодательством Российской Федерации, Нижегородской области и ведомственными приказами и распоряжениями.
Основными функциями, выполняемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Нижнего Новгорода функциональной подсистемы РСЧС Нижегородской области, являются:
33.1. 1 пожарно-спасательным отрядом Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Нижегородской области - выполнение поисково-спасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
33.2. Управлением МВД России по городу Нижнему Новгороду - поддержание общественного порядка в ходе проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации.
33.3. Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области "Станция скорой медицинской помощи" - оказание экстренной медицинской помощи населению.
34. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, администрацией города Нижнего Новгорода, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Правительством Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
35. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
36. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 14 марта 2023 г. N 1456 "Об утверждении Положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода и об отмене постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2013 N 4209, от 14.02.2014 N 378, от 31.05.2017 N 2485, от 07.08.2019 N 2740, от 09.09.2020 N 3229"
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (http://нижнийновгород.рф) 15 марта 2023 г., в газете "День города. Нижний Новгород" от 17 марта 2023 г. N 23