г. Краснодар |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А32-24921/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Козлитиной А.С., от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньтрансэнерго" (ИНН 2334022350, ОГРН 1092363000190) - Герасименко В.В., в отсутствие третьего лица - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт" в лице Тимашевского филиала на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2013 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 (судьи Чотчаев Б.Т., Еремина О.А., Кузнецов С.А.) по делу N А32-24921/2012, установил следующее.
ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Кубаньтрансэнерго" (далее - общество) о взыскании 1 203 246 рублей 17 копеек долга по договору купли-продажи электрической энергии от 09.06.2010 N 736001 в целях компенсации величины технологического расхода (потерь) при ее передаче за декабрь 2010 года и за 2011 год, а также 89 099 рублей 05 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК).
Решением от 08.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.08.2013, в иске отказано. Суды исходили из того, что потери электроэнергии в сетях общества в спорный период не превысили величину нормативных потерь, утвержденных для него приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.07.2007 N 2010 и учтенных РЭК, и оплачены в соответствии с условиями договора.
В кассационной жалобе компания просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды неправомерно применили приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 20.07.2010 N 340, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), органом, полномочным устанавливать величину нормативных потерь в отношении конкретных объектов отдельно взятой сетевой компании является Федеральная служба по тарифам. В расчетах между сторонами подлежали применению величины, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2010 N 333-э/1 в Сводном прогнозном балансе на 2011 год.
В отзыве на жалобу ответчик просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 09.06.2010 компания (гарантирующий поставщик) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи электрической энергии в целях компенсации величины технологического расхода (потерь) при ее передаче по электрическим сетям, принадлежащим покупателю, в объеме фактически сложившегося в расчетном периоде технологического расхода электрической энергии (фактических потерь).
В соответствии с пунктом 3.2 договора объем фактически потребленной электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в электрических сетях, определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в точки поставки, указанные в приложении N 1, и суммой объемов электрической энергии, переданной потребителям гарантирующего поставщика, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сети покупателя, и в сети смежных с покупателем сетевых организаций (приложение N 1а). Количество потребленной покупателем электроэнергии в целях компенсации величины технологического расхода (потерь) подтверждается актом первичного учета и представляется покупателем гарантирующему поставщику ежемесячно после представления последним данных о показаниях электросчетчиков потребителей, указанных в приложении N 1а.
Стоимость электроэнергии, приобретаемой покупателем в целях компенсации потерь, определяется регламентом в соответствии с приложением N 6 и оплачивается с учетом установленных тарифов и свободных (нерегулируемых) цен (пункты 4.2 и 4.3 договора).
По данным компании, объем фактических потерь электроэнергии в сетях общества составил 206 650 кВт.ч в декабре 2010 года и 376 318 кВт.ч в 2011 году, с учетом произведенных платежей долг общества за декабрь 2010 года составил 372 298 рублей 50 копеек и за 2011 год - 830 947 рублей 67 копеек.
Согласно выставленным обществу счетам-фактурам за спорный период компания предъявила к взысканию объем сверхнормативных потерь, расчет платы за который произведен по регулируемым и нерегулируемым ценам.
Общество оплачивало фактические потери, возникшие в его сетях, по тарифу, установленному для него приказом РЭК от 17.05.2011 N 9/2011-э в размере 3 007,156 руб./МВт.ч. По его мнению, объем фактических потерь не превысил объем нормативных потерь, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.07.2010 N 340.
Таким образом, разногласия между сторонами возникли в связи с различным подходом к определению объема нормативных и сверхнормативных потерь в сетях общества и тарифа, подлежащего применению в целях оплаты названных потерь.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в установленном порядке обязана оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Пунктом 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптовых и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
В пунктах 120 - 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Правила N 530), установлено, что потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом VII названных Правил.
В соответствии с пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке (пункт 51 Правил N 861).
Нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данными Правилами и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях (пункт 53 Правил N 861).
По смыслу пункта 54 Правил N 861 нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации (собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, который ограничен в соответствии с Законом об электроэнергетике в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов), с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 106 Правил N 530 на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей) по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с пунктами 108(1), 108(2), 110, 111, 111(2) и 111(3) данных Правил.
Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии по ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 (далее - Инструкция), определены общие принципы нормирования технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, согласно которым технологические потери электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям рассчитываются за базовый (отчетный год, предшествующий году расчета) и на регулируемый периоды (год) по фактическим и прогнозным показателям баланса электроэнергии.
Для расчета норматива технологических потерь при передаче электрической энергии на регулируемый период допускается учитывать данные текущего периода, полученные в процессе сбора информации о фактической загрузке сетей (изменения схемы потокораспределения электрической энергии и мощности), и данные фактических потерь электроэнергии на основе показаний приборов учета (пункт 7 Инструкции).
Технологические потери электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых компаний рассчитываются раздельно по составляющим: условно-постоянные, нагрузочные и потери, обусловленные допустимыми погрешностями системы учета (пункт 9 Инструкции).
В соответствии с пунктом 16 названной Инструкции норматив технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям (НТПЭ) определяется в процентах по электрической сети в целом.
Единая ставка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (пункт 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.07.2010 N 340 для общества утверждены нормативы технологических потерь электрической энергии по электрическим сетям на 2011 год в размере 10 182 тыс. кВт.ч, 8,69% от отпуска электроэнергии в сеть.
В Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2011 год, утвержденном приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2010 N 333-э/1, для общества установлен объем технологических расходов электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2011 год в размере 0,006 млн кВт.ч электрической энергии в месяц и 0,008 МВт мощности в месяц.
Приказом РЭК от 17.05.2011 N 9/2011-э для общества на 2011 год установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии, а также определен объем потерь электроэнергии в размере 0,89 млн кВт.ч и тариф на покупку потерь электроэнергии в размере 3 007,156 руб./МВт.ч.
Судебные инстанции установили, что в 2011 году объем фактических потерь, возникших в сетях общества, не превысил объем нормативных потерь, установленных для него приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.07.2010 N 340, учтенных РЭК при установлении для общества тарифа, и оплачен в соответствии с действующим в указанный период тарифом. При этом суды исходили из того, что при расчете потерь электроэнергии в сетях общества должен быть применен тариф, включающий в себя необходимые расходы компании в части нормативных потерь, оплачиваемых по утвержденному приказом РЭК от 17.05.2011 N 9/2011-э для общества тарифу. Доводы компании о том, что объем фактических потерь электроэнергии в сетях общества превысил объем нормативных потерь, не основан на нормах права и документально не подтвержден.
Доводы жалобы не опровергают соответствия выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным по спору обстоятельствам, а также нормам материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены принятых по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А32-24921/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.