г. Краснодар |
|
03 декабря 2013 г. |
Дело N А32-20340/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "РАВ" (ИНН 2312008376, ОГРН 1032307169300) - Чич Е.И. (доверенность от 09.01.2013), от ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Козака А.В. (доверенность от 30.07.2013), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 (судьи Соловьева М.В., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-20340/2012, установил следующее.
ООО "РАВ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), изложенном в письме от 29.05.2012, в предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка из числа земель населенных пунктов площадью 2916 кв. м, кадастровый номер 23:43:0403017:57, разрешенное использование: для эксплуатации подземного резервуара, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122/6.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации, изложенный в письме от 29.05.2012, о предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403017:57, площадью 2916 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122/6; а также возложил на администрацию обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату названного участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного участка. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права заявителя на приобретение земельного участка в собственность под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, считая их незаконными. В обоснование своих требований заявитель указывает, что общество является собственником недвижимого имущества: нежилое сооружение - резервуар, находящийся по ул. Старокубанской, 122/6. Данный резервуар расположен под земной поверхностью, следовательно, приобретение права собственности на земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным. Для пользования резервуаром администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка площадью 2916 кв. м. С целью правового оформления права владения и пользования подземной частью соответствующего земельного участка обществу необходимо обратиться в Департамент строительства по Краснодарскому краю для получения в установленном законном порядке лицензии на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:04 03017:0057, расположенном по адресу:
г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Стасова-Сормовская, 178/180/1, находится, принадлежащий обществу на праве собственности, объект недвижимого имущества: нежилое сооружение - резервуар (литера CXLII) с кадастровым номером 23:43:04:53.2002-495, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА N 666470 и выпиской из ЕГРП от 05.12.2011.
30 мая 2005 года администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 4300013618, по условиям которого администрация предоставила обществу в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель поселений с кадастровым номером N 23:43:04 03017:0057, находящийся по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Стасова-Сормовская, 178/180/1, для использования в целях эксплуатации подземного резервуара в границах, указанных в кадастровой карте (плане), площадью 2916 кв. м (из них 1415 кв. м расположены в охранной зоне инженерных сетей).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 22.08.2005 N 23-23-01/258/2005-308.
Возобновление договора N 4300013618 на неопределенный срок подтверждено письмом администрации от 22.11.2011 N 36182.26, в котором указано, что администрация не заявляла возражений относительно аренды земельного участка, в связи с чем в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Формирование предоставленного в аренду земельного участка и постановка его на кадастровый учет подтверждается кадастровым паспортом, который является неотъемлемым приложением к договору аренды N 4300013618.
Согласно кадастровому паспорту разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:43:04 03017:0057 - для эксплуатации подземного резервуара.
Письмом администрации от 05.12.2011 N 23/3-9202 спорному участку присвоен административный адрес: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Старокубанская, 122/6.
7 декабря 2011 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 2916 кв. м для эксплуатации резервуара, с приложением пакета документов в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", что подтверждается распиской в получении документов (регистрационный номер 07122011-61638-03).
Письмом от 16.01.2012 администрация сообщила обществу о приостановлении работ по землеустроительному делу N 07122011-61638-03, в связи с необходимостью предоставления обществом обновленного кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
24 января 2012 года общество получило кадастровый паспорт с обновленными данными и представило его в администрацию.
Письмом от 30.03.2012 администрация сообщила обществу, о повторном приостановлении работ по землеустроительному делу N 07122011-61638-03, в связи с необходимостью осмотра земельного участка.
В письме от 29.05.2012 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на расположение резервуара под земной поверхностью, также на необходимость получения обществом лицензии на пользование недрами при эксплуатации резервуара в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Указывая на незаконность отказа администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Изложенное свидетельствует о наличии у общества оснований для получения спорного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация указывает, что объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу на праве собственности, расположен под земной поверхностью, в связи с чем предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.
В целях разрешения вопросов, возникших в ходе рассмотрения дела, по ходатайству заявителя определением суда первой инстанции от 20.11.2012 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Межрегиональный центр судебных экспертиз".
В заключении судебного эксперта от 18.03.2013 N 674 указано: "Подземный железобетонный резервуар цилиндрической формы (литера CXLII) кадастровый номер 23:43:0403017:57, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122/6, является капитальным строением, прочно связанным с землей, демонтировать который без нанесения ущерба невозможно. Надземная часть стен резервуара расположена выше планировочной отметки земельного участка на 2,21 метра, подземная часть стен находится ниже уровня земли на 2,45 метра, высота наружных стен 4,66 метра.
Таким образом, с учетом заключения эксперта и имеющихся в материалах дела доказательств: технического паспорта сооружения, заключения о несущей способности основных конструкций существующего резервуара, кадастрового паспорта, суды обосновано пришли к выводу о том, что резервуар, принадлежащий заявителю на праве собственности, является объектом недвижимого имущества в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего статьи 1 от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Доказательства расположения объекта недвижимого имущества под земной поверхностью ниже почвенного слоя администрация не представила, равно как и доказательства осуществления обществом деятельности, которая регулируется Законом Российской Федерации "О недрах".
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что испрашиваемый участок не отнесен к землям особо охраняемых территорий, объектов, землям лесного фонда, землям водного фонда или землям запаса, то есть в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации участок не относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суды обоснованно признали незаконным отказ администрации и обязали принять решение о предоставлении земельного участка обществу в собственность, а также заключить с обществом договор купли-продажи спорного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А32-20340/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В заключении судебного эксперта от 18.03.2013 N 674 указано: "Подземный железобетонный резервуар цилиндрической формы (литера CXLII) кадастровый номер 23:43:0403017:57, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122/6, является капитальным строением, прочно связанным с землей, демонтировать который без нанесения ущерба невозможно. Надземная часть стен резервуара расположена выше планировочной отметки земельного участка на 2,21 метра, подземная часть стен находится ниже уровня земли на 2,45 метра, высота наружных стен 4,66 метра.
Таким образом, с учетом заключения эксперта и имеющихся в материалах дела доказательств: технического паспорта сооружения, заключения о несущей способности основных конструкций существующего резервуара, кадастрового паспорта, суды обосновано пришли к выводу о том, что резервуар, принадлежащий заявителю на праве собственности, является объектом недвижимого имущества в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего статьи 1 от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
...
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что испрашиваемый участок не отнесен к землям особо охраняемых территорий, объектов, землям лесного фонда, землям водного фонда или землям запаса, то есть в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации участок не относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2013 г. N Ф08-6878/13 по делу N А32-20340/2012