г. Краснодар |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А32-1074/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Улько Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078) - Порчанко А.Н. (доверенность от 30.05.2013), в отсутствие заявителя - гаражного потребительского кооператива N 158 "Парус" (ИНН 2311089012, ОГРН 1062311037799), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 (судья Крылова М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 (судьи Николаев Д.В., Винокур И.Г., Герасименко А.Н.) по делу N A32-1074/2013, установил следующее.
ГСК N 158 (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий ИФНС N 4 по г. Краснодару (далее - инспекция) по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) кооператива, признании недействительной записи в ЕГРЮЛ N 2122311189823 о прекращении деятельности кооператива и восстановлении сведений в ЕГРЮЛ в отношении кооператива.
Решением от 26.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.08.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что для некоммерческой организации не является обязательным открытие счета в банке, неправильный. Без расчетного счета организация не может осуществлять свою деятельность. Поскольку наличие расчетного счета не является обязательным, то и для исключения такой организации из ЕГРЮЛ не требуется подтверждение отсутствия в течение двенадцати месяцев движения денежных средств на расчетном счете.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 03.08.2012 на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) инспекция приняла решение N 591 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 08.08.2012 N 31 (389).
26 ноября 2012 года в ЕГРЮЛ внесена запись N 2122311189823 об исключении кооператива, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Основанием принятия такого решения послужило отсутствие в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам и непредставление юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев отчетности.
Заявитель, полагая, что действия инспекции по исключению из ЕГРЮЛ кооператива незаконны, обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения из реестра юридического лица, прекратившего свою деятельность, определен статьей 21.1 Закона о регистрации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Основанием для принятия решения об исключении кооператива из ЕГРЮЛ послужили справки налогового органа от 02.08.2012 N 1872-С и 1872-О об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам кооператива и непредставление заявителем в течение последних двенадцати месяцев бухгалтерской отчетности.
Судами установлено, что кооператив является некоммерческой организацией, расчетные счета в кредитных учреждениях кооперативом не открывались.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствие расчетного счета не может являться основанием для признания кооператива недействующим юридическим лицом. В силу Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять свою деятельность без совершения банковских операций.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что понятие "отсутствие расчетного счета у юридического лица" не является равнозначным понятию "отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету". Следовательно, регистрирующий орган, установив, что у кооператива отсутствует расчетный счет, должен был установить фактическое прекращение им своей деятельности.
Из материалов дела следует, что бухгалтерская отчетность не сдавалась в налоговый орган в связи со сменой руководителя, который не передал текущую документацию правлению кооператива, а члены кооператива не знали о неисполнении прежним председателем кооператива обязанности по сдаче налоговой декларации. Новый руководитель 27.08.2012 сдал в налоговый орган декларации за 2010 и 2011 годы, а имеющиеся в материалах дела ведомости уплаты членских взносов и протоколы общих собраний членов кооператива подтверждают осуществление кооперативом своей деятельности.
В рассматриваемом случае проверяемым юридическим лицом является некоммерческая организация, для которой в силу положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" открытие банковского счета не является обязательным. Непредставление же налоговой и бухгалтерской отчетности само по себе не может являться основанием для признания юридического лица недействующим и исключения его из единого реестра.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации также указано, что непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически свою уставную деятельность.
При изложенных обстоятельствах выводы судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для исключения кооператива из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и об удовлетворении заявленных кооперативом требований являются правильными.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по переоценке установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие их отмену (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N A32-1074/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Улько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.