г. Краснодар |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А32-37819/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Визит" (ОГРН 1022302349530, ИНН 2314012177), заинтересованного лица - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Бондаренко Александра Александровича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-37819/2013, установил следующее.
ООО "Визит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление) по отказу в утверждении схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м, находящегося по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский", и о понуждении заинтересованного лица утвердить схему расположения указанного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы расположением на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости (дамба с гидротехническим пропускным устройством), принадлежащего обществу на праве собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и Бондаренко А.А.
Решением от 19.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2014, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия управления по отказу в утверждении схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м. На управление возложена обязанность в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения рассматриваемого земельного участка.
С управления в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что требование управления о предоставлении согласия собственника и арендатора земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю здание, для выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории не соответствует положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Действия управления по отказу в утверждении обществу схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе третье лицо - департамент просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество не представило доказательств несоответствия отказа управления закону или иным нормативным правовым актам, а также нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Земельный участок площадью 2025 кв. м под объектом недвижимости (дамба с гидротехническим пропускным устройством общей площадью 1720 кв. м) входит в земельный участок с кадастровым номером 23:18:0403000:26, который является собственностью Краснодарского края, что подтверждается кадастровым паспортом. Правообладателем данного земельного участка является субъект Российской Федерации - Краснодарский край. Доказательства того, что земельный участок под объектами недвижимости относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, материалы дела не содержат. Выводы судебных инстанций, касающиеся лица, уполномоченного осуществлять действия по распоряжению земельным участком, ошибочны. Доказательства обращения заявителя в департамент, наличие решения собственника об образовании земельного участка под объектами недвижимости не представлены.
От управления поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно разделяет позицию подателя кассационной жалобы.
Общество просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником объектов недвижимости - дамбы с гидротехническим пропускным устройством общей площадью 1130 кв. м, находящейся по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51, и гидротехнического сооружения площадью 1720 кв. м, находящегося по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский", что подтверждается договором купли-продажи от 18.11.2010 N 7 и свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2010 и от 06.09.2013 (т. 1, л. д. 51 - 56, 56).
Как следует из пункта 1.4 договора купли-продажи от 18.11.2010 N 7 недвижимое имущество находится на земельном участке площадью 2350 тыс. кв. м с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер земельного участка 23:18:0403000:26, правообладатель - субъект Российской Федерации - Краснодарский край.
В пункте 1.5 договора указано, что земельный участок, на котором расположено передаваемое в собственность обществу недвижимое имущество, обременен договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 09.10.2009 N 8846000209.
26 июля 2013 года управление (арендодатель), КФХ Бондаренко А.А. (арендатор), общество (субарендатор) заключили договор субаренды земельного участка, по условиям которого обществу в субаренду передана часть земельного участка площадью 123 311 кв. м из земельного участка 2350 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:18:0403000:26, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51, сроком до 26.06.2014 (т. 1, л. д. 57 - 59).
Постановлением администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района от 04.07.2013 N 133 нежилому сооружению - дамбе с гидротехническим пропускным устройством общей площадью 1720 кв. м присвоен адрес: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский" (т. 1, л. д. 66).
В целях дальнейшего оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса направило в управление заявление об утверждении схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м, находящегося по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский".
В письме от 19.09.2013 N 2501/01-14 управление отказало обществу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2025 кв. м, сославшись на отсутствие согласия собственника земельного участка (субъект Российской Федерации) и его арендатора (КФХ Бондаренко А.А.) на образование испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с отказом управления в предоставлении муниципальной услуги, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По правилам части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил такие действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что отказ управления в утверждении обществу схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку требование заинтересованного лица о предоставлении согласия собственника и арендатора земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю недвижимое имущество, для выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории не соответствует положениям статьи 36 Земельного кодекса.
Коллегия окружного суда не согласна с позицией судебных инстанций, считает выводы судебных актов не соответствующими нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
На основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу статьи 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Как видно из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 23:18:0403000:26, расположенный по адресу: Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51 площадью 2350 тыс. кв. м, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.09.2004 произведена запись регистрации N 23-01/00-210/2004-438 (т. 1, л. д. 80).
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края делегированы департаменту.
На основании Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками: 1) организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством; 2) принятие сведений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном а) статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; б) статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; 3) заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением; 4) заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка; 5) ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков; 6) осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Согласно статье 10.1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ земельные участки, в отношении которых органам местного самоуправления в соответствии с данным Законом передаются отдельные государственные полномочия Краснодарского края, передаются по актам приема-передачи от департамента соответствующим органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Во исполнение Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ земельный участок краевой собственности с кадастровым номером 23:18:0403000:26 передан администрации муниципального образования Лабинский район согласно акту приема-передачи земельных участков государственной собственности от 05.08.2009 (т. 2, л. д. 148).
Вывод судов о том, что спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности ошибочен, поскольку входит в земельный участок с кадастровым номером 23:18:0403000:26 (на котором расположены объекты заявителя), который является собственностью Краснодарского края, что отображено в кадастровом паспорте земельного участка. Правообладателем данного земельного участка является субъект Российской Федерации - Краснодарский край (т. 1, л. д. 81 - 85).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, за исключением перечисленных в названном пункте случаев.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 29 данного Кодекса, на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
При этом положения пунктов 5 и 7 статьи 36 Земельного кодекса связывают решение органа местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка с реализацией заявителем процедуры приобретения земли в собственность или аренду под принадлежащими ему объектами недвижимости.
В данном случае суды не установили обстоятельства, свидетельствующие об обращении общества в департамент по правилам статьи 36 Земельного кодекса. Доказательства уклонения департамента от обращения в орган местного самоуправления по правилам пункта 7 статьи 36 данного Кодекса в деле отсутствуют.
Изложенное означает, что основания для признания незаконными оспариваемых действий управления по отказу в утверждении схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м, возложении на заинтересованное лицо обязанности утвердить схему расположения земельного участка, отсутствовали.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Кодекса в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А32-37819/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.