г. Краснодар |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А53-3445/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" (ИНН 6167077587, ОГРН 1046167010669) - Нахапетяна С.С. (доверенность от 03.10.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957) - Пушкова И.В. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2014 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-3445/2014, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.01.2014 N 02/1-12-52/2014 о привлечении учреждения к ответственности по части 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа за невыполнение в установленный срок требований об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Решением суда от 24.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.07.2014, учреждению отказано в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях учреждения вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, приняв новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что помещение, в котором находится лаборатория, находится в собственности ООО "Печать". Ссылается на неверную квалификацию его действий, а также тяжелое финансовое положение. Правонарушение первоначально обнаружено 31.05.2013, что отражено в предписании N 000875, часть 8 статьи 19.5 Кодекса введена в действие 23.07.2013.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 23 и 24 января 2014 года управление провело внеплановую выездную проверку в отношении учреждения, зарегистрированного по адресу: Ростовская область, Тацинский район, станица Тацинская, улица Сосновая, дом 18, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 31.05.2013 N 000875, срок исполнения которого истек 01.12.2013, и выявило следующие нарушения:
- отсутствует душевая кабина для работников лаборатории ветеринарной экспертизы рынка, находящейся в штате учреждения;
- не обеспечена поточность технологического прогресса, исключающая пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарной санитарной экспертизы и выхода ее для последующей реализации, чем нарушен пункт 1 статьи 5 и статья 23 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), пункт 8 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.11.2008 N 490 (далее - Приказ N 490)).
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 23.01.2014 N ВП 000017 и выдал предписание (требование) от 23.01.2014 N ВП 000017 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил в срок до 03.03.2014.
Управление 24.01.2014 составило в отношении учреждения протокол об административном правонарушении N 02/1-12-52/2014, а 30.01.2014 вынесло постановление N 02/1-12-52/2014 о привлечении учреждения к ответственности по части 8 статьи 19.5 Кодекса с назначением 200 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая учреждению в удовлетворении требования, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 2 Закона N 4979-1 ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Задачами Государственной ветеринарной службы, в частности, являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств (часть 1 статьи 5 Закона N 4979-1).
В соответствии с пунктом 8 Приказа N 490 при проведении лабораторных исследований в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках должна быть обеспечена поточность технологического процесса и исключено пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее для последующей реализации. Лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке должны быть оборудованы душевыми кабинами для работников.
Судебные инстанции установили, что ветеринарная санитарная экспертиза проводится учреждением не в помещении лаборатории, а в коридоре торгового павильона рынка, находящемся между лабораторией и мясным павильоном.
Поскольку соблюдение обязательных требований возложено на специального субъекта, осуществляющего лабораторные исследования при осуществлении деятельности, привлечение учреждения к ответственности по части 8 статьи 19.5 Кодекса за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, вывод суда о том, что учреждение является субъектом вмененного ему правонарушения основан на правильном применении норм права.
Суд установил и учреждением не оспаривается факт невыполнения предписания управления от 31.05.2013 N 000875 в установленный срок (не позднее 01.12.2013), что свидетельствует о наличии в его действиях и объективной стороны правонарушения.
Доказательства, подтверждающие принятие учреждением всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения, в материалы дела не представлены.
Суд отметил, что предписание от 31.05.2013, которым зафиксировано совершение учреждением выявленных нарушений, вынесено на основе действующего законодательства и не обжаловано.
Довод жалобы о ненадлежащей квалификации правонарушения получил обоснованную оценку суда и переоценке не подлежит.
Вмененное учреждению правонарушение совершено после истечения срока, установленного предписанием об устранении выявленных нарушений, в период действия части 8 статьи 19.5 Кодекса, введенной Федеральным законом N 249-ФЗ от 23.07.2013 (невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил), является длящимся, продолжалось на момент проведения управления проверки.
Из материалов дела видно, что учреждению назначено наказание в минимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией части 8 статьи 19.5 Кодекса; суд мотивированно определил, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных законодателем в части 1 статьи 3.1 Кодекса.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, - о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного, с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А53-3445/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.