Решение Приморского краевого суда от 7 февраля 2023 г. по делу N 3а-5/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Джафаровой В.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Электросеть Восточная" - Вольных Е.Ю.,
Безбородова С.В.,
представителя административного ответчика агентства по тарифам Приморского края - Смуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электросеть Восточная" к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица - Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания", Акционерное общество Дальневосточная распределительная сетевая компания", о признании недействующими нормативно правовых актов в части,
возложении на агентство по тарифам Приморского края обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановления в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании расходов по уплате государственной пошлины
установил:
Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что общество является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Приморского края. В 2021 году общество обратилось с заявлением в агентство по тарифам Приморского края об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности на период с 2022 по 2026 годы.
24 декабря 2021 года агентством приняты обжалуемые постановления - N 60/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы" и постановление N 60/35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями".
ООО "Электросеть Восточная" просит признать недействующими в части указанные постановления, а именно:
столбец 4 строки 6 приложения N 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" к постановлению агентства от 24.12.2021 N 60/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы", согласно которой обществу установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2022 год в размере 5,83 млн. руб;
строку 6 приложения N 2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы (без учета потерь)", указанного постановления, согласно которой для общества установлена необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчёте) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края в следующем размере: на 2022 год - 7 003,49 тыс. руб.; на 2023 год - 7 164,54 тыс. руб., на 2024 год - 7 305,55 тыс. руб.; на 2025 год - 7 449,26 тыс. руб.; на 2026 год - 7 595,23 тыс. руб.
Признать недействующим постановление агентства от 24.12.2021 N 60/35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", в части установления в приложении "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с 01.01.2022 по 31.12.2022 (тарифы указываются без НДС)" для общества для взаиморасчетов между ООО "Электросеть Восточная" - АО "ДРСК", поскольку установленная оспариваемыми постановления необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (с 2022 по 2026 годы) и установленные на основе данной суммы индивидуальные тарифы рассчитаны с нарушением норм действующего законодательства, так, неправомерно была занижена НВВ общества в части отдельных статей затрат, не учтены ряд статей расходов: уменьшены подконтрольные расходы, а именно: расходы по статье "Расходы на оплату труда", уменьшены неподконтрольные расходы по статье "Отчисления на социальные нужды", не учтены расходы по статье затрат "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (не принятые объемы оказанных услуг АО "ДРСК" (Фидер N 5, N 40 ПС "Промузел)", не учтены расходы на "входящий" НДС 20% по электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, при утверждении индивидуального тарифа не учтены расходы на "входящий" НДС 20% по услугам АО "ДРСК".
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенных в административном исковом заявлении и дополнениях к иску.
Представитель агентства по тарифам Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям изложенным в возражениях на исковые требования, а также пояснил, что долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка и тарифы для истца утверждены агентством в соответствии с требованиями Основ ценообразования и Федеральным законом "Об электроэнергетике". Оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом регулирования в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры их утверждения, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам в сфере электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы истца ( возражения прилагаются).
Представитель АО Дальневосточная распределительная сетевая компания" в судебное заседание не явился, ранее представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ранее в представленном письменном отзыве с требованиями административного истца не согласилось, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству, удовлетворение административного иска приведет к дисбалансу в распределении совокупной необходимой валовой выручки, установленной тарифным решением, нарушит экономические интересы сетевых организаций, повлечет значительные убытки и, как следствие, необоснованный рост тарифов, что противоречит принципам государственного регулирования цен.
Представитель ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты не затрагивают права и интересы ПАО "ДЭК", тарифы, установленные указанными постановлениями, в расчетах с ПАО "ДЭК" не применяются, в связи с чем оставила рассмотрение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению (заключение прилагается), приходит к следующему.
На основании части 4 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия агентства по тарифам Приморского края закреплены Положением об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года N 628-па "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края".
В соответствии с пунктом 1.2, подпунктом "б" пункта 2.2.3 "Положения об агентстве по тарифам Приморского края", агентство по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям
24 декабря 2021 года агентством по тарифам Приморского края приняты постановление N 60/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы".
А также постановление N 60/35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями".
Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и в этой части не обжалуются.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством РФ, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
ООО "Электросеть Восточная" является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии во исполнение соответствующих договоров с ПАО "ДЭК" и АО "ДРСК".
Ранее общество имело наименование ООО "Стройтехэнерго", впоследствии изменило наименование, без проведения процедуры реорганизации, на ООО "Электросети Восточная", о чем 15.10.2019 была внесена запись в ЕГРЮЛ.
Для ООО "Стройтехэнерго" постановлением департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2018 N 72/13 были установлены долгосрочные параметры регулирования на период с 2019 по 2021 годы.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2018 N 72/14 для ООО "Стройтехэнерго" были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края
ООО "Электросеть Восточная" 27.04.2021 обратилось в агентство по тарифам Приморского края с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности и ином законном основании территориальной сетевой организации на 2022-2026 гг., с приложением пакета обосновывающих документов.
13 мая 2021 г. агентством открыто тарифное дело N 192/э-04 по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Электросеть Восточная".
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 п. 25 установлено, что решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
В подтверждение данного требования агентство представило в суд уведомление общества, датированное 22.11.2021, о проведении заседания правления на 01.12.2021 г., вместе с тем доказательств того, что данное уведомление было направлено своевременно (за 10 дней) не представлено.
В адрес общества были направлены, 30.11.2021, смета расходов, и 01.12.2021, в день заседания правления, откорректированная смета по численности.
Постановлением агентства от 24.12.2021 г. N 60/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы", столбец 4 "базовый уровень подконтрольных расходов" строка 6 приложения N 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций", для общества установлен базовый уровень подконтрольных расходов -5,83 млн. руб.
Согласно строки 6 приложения N 2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края с 2022 по 2026 годы (без учета оплаты потерь)" указанного постановления, для общества установлена необходимая валовая выручка на 2022 - 7003,49; 2023 - 7164,54; 2024 - 7305,55; 2025 - 7449,26; 2026 - 7595,73 тыс. руб.
Постановлением агентства от 24.12.2021 N 60/35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края", приложение "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с 01.01.2022 по 31.12.2022 (тарифы указываются без НДС)", установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Электросеть Восточная" и АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", для общества установлены следующие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии:
на I полугодие: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей в размере 123 252,18 руб./МВт* мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 198,45 руб./МВт*ч;
одноставочный тариф в размере 0,42599 руб./кВт*ч;
На II полугодие:
двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей в размере 142 670,19 руб./МВт* мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 244,20 руб./МВт*ч;
- одноставочный тариф в размере 0,50761 руб./кВт*ч.
Согласно абзаца 6 пункта 2 Основ ценообразования, пункта 5 Методических указаний N 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на долгосрочный период регулирования, на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)) отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.
Абзацем 5 пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлен окончательный переход на пятилетний период регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только с 1 января 2023 года.
Таким образом, первым долгосрочным периодом регулирования для общества является трёхлетний период - с 2019-2021 годы.
Второй долгосрочный период регулирования для ООО "Электросеть Восточная" является 2022-2026 годы.
2022 год является первым базовым годом долгосрочного периода.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяется, в том числе, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования)
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Согласно пунктов 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов, регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
ФАС России в письме от 19 июня 2017 г. N ИА/41019/17 "О формировании расходов на второй и последующий долгосрочные периоды регулирования" разъясняет органам регулирования порядок определения операционных, подконтрольных расходов на второй и последующие долгосрочные периоды регулирования (абзац двенадцатый).
В абзаце тринадцатом, указанного письма, ФАС России обращает внимание регулирующего органа на то, что вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования и который будет применен на следующий долгосрочный период регулирования, органы регулирования при установлении базового уровня операционных подконтрольных расходов на первый год нового долгосрочного периода регулирования обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем долгосрочном периоде регулирования, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний N 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении территориальной сетевой организации базовый уровень операционных подконтрольных расходов территориальной сетевой организации определяется в 70% доле от базового уровня операционных подконтрольных расходов, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в зависимости от применяемого в отношении территориальной сетевой организации метода регулирования, и 30% доле от базового уровня операционных подконтрольных расходов для территориальной сетевой организации, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э утверждены методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.
При расчете необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (2022 - 2026 гг.) в отношении общества применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом был представлен расчет активов на 2022 год с увеличением условных единиц до 866,641 у.е. за счет приобретения по договорам купли-продажи недвижимого имущества и актов об осуществлении технического присоединения.
Согласно экспертному заключению экспертная группа предложила учесть 569,319 условных единиц согласно представленным документам, была откорректирована протяженность по трассе, не приняты договоры о планируемом технологическом присоединении; не приняты акты об осуществлении технологического присоединения за 2021 год, т.к. не представлены приказы о вводе объектов в эксплуатацию, передаточные акты (ОС-1а), не принят договор аренды электросетевого имущества от 09.11.2018 N 01, т.к. срок аренды истекал 31.12.2021.
Вместе с тем, обществом (согласно описи документов к заявлению об установлении тарифа от 27.04.2021) акты об осуществлении технологического присоединения, передаточные акты (ОС-1а) были представлены в агентство.
Согласно пункту 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Таким образом, у агентства имелась, но не была исполнена предусмотренная пунктом 19 Правил регулирования обязанность предложить обществу представить дополнительные обосновывающие материалы.
Кроме того, ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления не имеется обоснования почему не были приняты договоры о планируемом технологическом присоединении, передаточные акты, как и в связи с чем откорректирована протяженность по трассе, также отсутствует расчет условных единиц.
Для утверждения необходимой валовой выручки на 2022 год, с учетом долгосрочного периода регулирования, обществом предложено утвердить необходимую валовую выручку на содержание сетей по передаче электрической энергии в размере 29 437,11 тыс. руб., из них подконтрольных расходов на сумму 22 132,09 тыс. руб., неподконтрольных расходов на сумму 6 847,48 тыс. руб., расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка 457,55 тыс. руб.
В обоснование организацией представлен расчет подконтрольных расходов по статьям.
Экспертной группой предложено принять в расчет тарифа необходимой валовой выручки в сумме 7 003,49 тыс. руб., за минусом расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (-2 168,37 тыс. руб.).
Согласно экспертного заключения уровень операционных подконтрольных расходов составил 5 825,59 тыс. руб., неподконтрольных расходов 3 346,27 тыс. руб.
Экспертная группа произвела расчет операционных подконтрольных расходов с применением пункта 9 Методических указаний N 421-э, по формуле:
БазОРЕХ^+1 = 0,3 х Эф. Орех + 0,7 х ОПР ТМ*
Расчет операционных подконтрольных расходов с применением вышеуказанных методических указаний по мнению суда является правильным.
Вместе с тем в экспертном заключении агентством не приведен расчет подконтрольных расходов за 2020 г. (факт 2020 г.) по каждой статье, сумма которых дает показатель ОРЕХт-1 (ОРЕХ 2020 г.), ОРЕХт-1 в свою очередь является вторым параметром в формуле по п. 10 МУ N 421-э., по которой рассчитывается эффективный уровень операционных подконтрольных расходов (ОРЕХ 2022 г), не приведены числовые значения условных единиц для годов - m, m-1, m+1. В связи с чем, проверить правильность произведенного агентством расчета коэффициента (1,176), примененного к каждой статье подконтрольных расходов, в том числе к статье "расходы на оплату труда", не представляется возможным.
По статье "расходы на оплату труда".
Согласно п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2011 N 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ООО "Электросеть Восточная" - предложено 7 305,22 тыс. руб. с численностью 16,40 человек, заработная плата 37 120,02 рублей.
Согласно экспертного заключения, протокола заседания правления, экспертной группой предложено по экономически обоснованному уровню операционных подконтрольных расходов - 3 861,14 тыс. рублей, исходя из фактической численности за 2020 год признанной экспертной группой 9 человек, фактического фонда оплаты труда за 2020 год и фактической заработной платы - 35 751,31 рублей работников списочного состава и совместителей с учетом ИПЦ на 2021, 2022 год 106% и 104,3%.
Базовый уровень операционных подконтрольных расходов (фонда оплаты труда) территориальной сетевой организации составил - 4 539,84 тыс. рублей.
Численность и заработная плата, в рамках утвержденного базового уровня фонда оплаты труда на 2022 год - 4 539,84 тыс. рублей откорректирована, т.к. сложившаяся заработная плата превысила предложение организации.
Вместе с тем, расчет в экспертном заключении отсутствует.
Из представленных агентством сведений о расходах по статье "расходы на оплату труда" в табличной форме, а также из пояснений представителей агентства в судебном заседании, следует, что исходя из операционных подконтрольных расходов организации - 4 539,84 тыс. рублей, с численностью 9 человек, заработная плата составила 42 035,55 руб., т.е. выше, чем предложило ООО "Электросеть Восточная" (37 120,01 руб.), а включение затрат органом регулирования на уровне выше предложенной организацией является экономически необоснованным, агентство, не обосновав, не приводя ссылки на нормативный правовой акт, снизило размер средней заработной платы до 35 751,31 рублей руб., что даже ниже предложения организации, увеличив численность до 10,58 человек, расчета также не представлено.
Таким образом агентство по тарифам Приморского края необоснованно сократило среднюю заработную плату по сравнению с 2020 г.
Однако законодательство не предусматривает возможность без обоснования органом регулирования при расчете исключать либо учитывать расходы и определять иные параметры исходя только из соображений целесообразности, без соответствующего экономического и правового обоснования.
Учитывая тот факт, что административным ответчиком необоснованно были уменьшены расходы по статье "Расходы на оплату труда", которые относятся к подконтрольным расходам, следовательно, расходы по статье "Отчисления на социальные нужды", которые относятся к неподконтрольным расходам, также автоматически необоснованно были уменьшены, поскольку размер страховых взносов должен составлять 30,4% от расходов на оплату труда.
Что касается численности персонала:
Согласно представленной в агентство форме статистической отчетности N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за 2020 год фактическая численность работников за 2020 год в ООО "Электросеть Восточная" составила 13,9 человек.
Согласно представленной формы таблицы П 1.16 "Расчет расходов на оплату труда ООО "Электросеть Восточная" нормативная численность работников ООО "Электросеть Восточная" на 2022 год составила 16,4 человек.
Представленными документами общество обосновало необходимость увеличения в 2022 г. штатной численности персонала по регулируемому виду деятельности в связи с увеличением количества объектов электросетевого хозяйства и оборудования.
Согласно протокола правления, экспертной группой, после анализа представленных документов об увеличении электросетевого оборудования, факта увеличения условных единиц, фактическая численность была признана 9 единиц.
Расчет нормативной численности работников ООО "Электросеть был произведен с применением метода интерполяции, который трактует Приказ Госстроя РФ от 03.04.2000 N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий".
Пунктом 1.13 приказа регламентировано, что если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.
Нормативная численность, определенная на 2020 год, согласно приказу N 68, оказалась в размере 7 человек, с учетом увеличения оборудования, численность увеличена до 9 человек.
На 2022 год численность определена в размере 7,1 из расчета признанных на 2022 год - 569,319 у.е., методом интерполяции и увеличена агентством до 9 человек.
Выводы и расчеты в экспертном заключении и протоколе заседания правления о том, каким образом с учетом увеличения условных единиц (до 569,319) численность не превысила 7,1, отсутствуют.
Увеличение численности до 10,58 человек, как указывалось выше, произведено с учетом того, что при расчете заработная плата составила 42 035,55 руб., что являлось, по мнению агентства, экономически необоснованным и превышающим предложение организации.
Расчет численности в экспертном заключении отсутствует, как и экономическое обоснование увеличения численности до 10,58 единиц.
Кроме того, в своих пояснениях агентство ссылается на то, что при расчете численности агентство исходило из расчета - 348,9 у.е., однако экспертное заключение не содержат сведений из какого расчета условных единиц исходило агентство при расчете численности персонала.
В протоколе заседания правления указано, что численность 9 человек принята с увеличением относительно утвержденных на 2020 г. - 7 человек, пропорционально увеличению условных единиц с 270,85 до 348,90.
Однако согласно представленной агентством смете расходов, ранее направленной для ознакомления при расчете тарифа в адрес общества, и представленной в суд, агентством на 2020 г. признанно 407,68 условных единиц.
Утвержденная смета расходов и расчет тарифа являются официальными документами, исходящими от административного ответчика, которые фактически разъясняют, на основании какой сметы расходов на передачу электрической энергии по сетям ООО "Электросеть Восточная" на 2022 год и каким образом был произведен расчет тарифа ООО "Электросеть Восточная" на услуги по передаче электрической энергии.
Документально агентством не подтвержден расчет условных единиц на 2020 в размере - 348,9. у.е.
Согласно штатного расписания в аппарате общества имеются должности диспетчера и мастера.
Общество представило расчет нормативной численности работников в котором были обоснованы расходы на диспетчера в количестве - 1 человек и мастера - 1 штатная единица.
Регулирующим органом штатная единица диспетчера из расчета исключена, выводы, обосновывающие исключение данной единицы в экспертном заключении и протоколе заседания правления отсутствуют.
Приказом Госстроя РФ N 68 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства.
Согласно п. 2.1.4 указанных Рекомендаций предусмотрены примерный перечень профессий и нормативы численности работников для предприятий электрических сетей.
При этом в таблице N 5 пункта 2.1.4 Рекомендаций Госстроя N 68 предусмотрена нормативная численность диспетчеров при объеме работы предприятия до 3 200 усл. ед. в количестве одного человека, при объеме 3 201 и более условных единиц - 5 человек.
Согласно примечания к данному пункту, норматив численности - 5 человек предусматривает организацию круглосуточной работы диспетчера.
В соответствии с пунктами 6.1.1, 6.1.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229, на каждом энергообъекте (электрической сети и подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом) должно быть организовано круглосуточное оперативно-диспетчерское управление, задачами которого являются: ведение требуемого режима работы; производство переключений, пусков и остановок; локализация аварий и восстановление режима работы; подготовка к производству ремонтных работ.
В силу пункта 9 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике", на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, виды которых определяются системным оператором, субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, которым принадлежат указанные объекты и установки, организуют круглосуточное дежурство.
Обществом в агентство были представлены доказательства, которые подтверждают работу оборудования в круглосуточном режиме, (наличие трансформаторных подстанций, кабельных линий, сведения о концевых кабельных заделках, электросчетчиках и др.), вместе с тем агентством данные документы не проанализированы.
Кроме того, как указывалось выше, тарифный орган был вправе, при необходимости, запросить у регулируемой организации иные документы, что сделано не было.
При таких обстоятельствах, сокращение тарифным органом численности по данной функции суд считает необоснованно.
Что касается должности "мастер", то суд полагает, что никаких нарушений в части исключения из численности персонала указанной должности агентством не допущено.
В условиях отсутствия иных нормативно-правовых актов по расчету нормативной численности, органам регулирования необходимо рассчитывать нормативную численность в соответствии с Рекомендациями, утвержденными Приказом Госстроя N 68, согласно которого (п. 2.1.2) должность мастера предусмотрена для организаций осуществляющих сбытовую деятельность, в то время как общество продажу электроэнергии не осуществляет, с потребителями не рассчитывается, а осуществляет передачу электроэнергии по сетям и их эксплуатацию.
Кроме того, орган регулирования не берет на себя функции по определению фактической численность персонала, который будет участвовать в осуществлении регулируемой деятельности, а лишь определяет экономически обоснованные расходы на оплату труда и размер плановой численности персонала организации, подлежащие учету в составе расходов, относимых на регулируемый вид деятельности.
Согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В целях сглаживания изменения тарифов, включение ранее понесенных, но не учтенных экономически обоснованных расходов, возможно в течение 5-летнего периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, что предусмотрено абзацем 11 пункта 7 Основ, но это условие не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно тарифному предложению на 2022-2026 обществом заявлены для учета в НВВ расходы по статье затрат "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (не принятые объемы оказанных услуг АО "ДРСК" (Фидер N 5, N 40 ПС "Промузел)" в размере - 457 546,65 рублей
Расчет и пояснения по указанной статье затрат были приведены в пояснительной записке общества, приложенной к обосновывающим материалам тарифного дела.
Однако, данная сумма расходов агентством не была учтена в составе НВВ ООО "Электросеть Восточная" на 2022 год.
Из протокола заседания правления следует:
"По статье "Корректировка НВВ по доходам от осуществления деятельности" (в том числе не принятые объемы оказанных услуг АО "ДРСК" за 2019 год).
Предложение организации - 457,55 тыс. руб.
Предложение экспертной группы:
За 2019 год (-) 3 320,87 тыс. рублей, из них (-) 1 476,80 тыс. руб. предлагается к учету в НВВ на 2022 год, (-) 1 844,07 тыс. рублей - в НВВ на 2023 - 2026 гг.
За 2020 год (-) 3 408,42 тыс. рублей, из них (-) 681,68 тыс. руб. предлагается к учету в НВВ на 2022 год, (-) 2 726,74 тыс. рублей - в НВВ на 2023 - 2026 гг.
В соответствии с формулой 7.1 Методических указаний N 98-Э, экспертной группой произведен расчет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности исходя из фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2020 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на 2020 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии и фактических объемов оказанных услуг (расчет прилагается).
Учитывая замечания и предложения экспертной группы, к утверждению предлагается общая сумма экономически обоснованной необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год по сетям ООО "Электросеть Восточная" в размере 7 003,49 тыс. руб., что составит 101,84% от утвержденного уровня затрат на 2021 год."
Судом установлено, что экспертной группой расходы по не принятым объемам оказанных услуг АО "ДРСК" в размере 457,55 тыс. руб. не были учтены, поскольку при рассмотрении и утверждении НВВ на 2022 год отчетными данными являлись фактические документы, представленные за 2020 год, а фактические документы за 2018 год уже рассматривались при утверждении НВВ на 2020 год.
В связи с чем заявленные обществом выпадающие в размере 457,55 тыс. руб. экспертной группой не были расценены, как выпадающие доходы за 2019 год.
Однако, заявленный недополученный доход за 2018 год сложился исходя из договорных отношений ООО "Электросеть Восточная" и АО "ДРСК" в связи с неоплатой АО "ДРСК" переданных объемов электрической энергии по Фидерам N 5 и N 40.
ООО "Электросеть Восточная" стало владеть объектами электросетевого хозяйства, присоединенными к точкам поставки Фидер N 5, 40 ПС "Промузел", в 2018 году.
На данный момент тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год ООО "Электросеть Восточная" уже был утвержден, в связи с этим, точки поставки Фидер N 5, N 40 ПС "Промузел" в тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный ООО "Электросеть Восточная", на 2018 год включены не были.
В связи с этим, оснований у АО "ДРСК" для оплаты объема оказанных ООО "Электросеть Восточная" услуг по указанным точкам поставки, не возникло, поэтому обществом точки поставки Фидер N 5, N 40 ПС "Промузел" были заявлены и включены в тариф только на 2019 год и объемы оказанных в 2019 услуг по данным точкам АО "ДРСК" были оплачены ООО "Электросеть Восточная".
Однако, за 2018 год у ООО "Электросеть Восточная" остался доход в размере 457 546,65 рублей, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности по точкам поставки Фидер N 5, N 40 ПС "Промузел" по независящим от организации причинам.
Между ООО "Электросеть Восточная" и АО "ДРСК" в 2018 году Арбитражным судом Приморского края рассматривался судебный спор по делу N А51-17683/2018 по иску ООО "Стройтехэнерго" (в настоящее время ООО "Электросеть Восточная") к АО "ДРСК" о взыскании задолженности за январь, февраль 2018 года по договору N 17-1271 от 27.03.2017 г. оказания услуг по передаче электрической энергии по точкам поставки, принадлежащим ООО "Электросеть Восточная", присоединенным к электрическим сетям ООО "Артемовская электросетевая компания".
Между ООО "Стройтехэнерго" и АО "ДРСК" в 2018 году были подписаны интегральные акты с разногласиями, по которым АО "ДРСК" не признавало объем оказанных услуг по точкам поставки, присоединенным к электрическим сетям ООО "АЭСК", а также по точкам поставки фидер N 5 и N 40 ПС "Промузел", поскольку данные точки поставки не были включены в тариф на 2018 год, утвержденный для ООО "Электросеть Восточная".
Решением Арбитражного суда от 29.03.2019 г. по делу N А51-17683/2018 исковые требования ООО "Стройтехэнерго" были удовлетворены в полном объеме, после чего разногласия по точкам поставки, присоединенным к сетям ООО "АЭСК", были АО "ДРСК" сняты и подписаны протоколы согласования разногласий.
Остались разногласия за 2018 год по точкам поставки фидер N 5 и N 40 ПС "Промузел", которые в тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г. ООО "Электросеть Восточная" включен не был, поскольку разногласия были сняты только в 2020 г.
Таким образом, объем оказанных услуг АО "ДРСК" в размере 457,55 тыс. руб. это фактические понесенные затраты обществом, подтвержденные в 2020 г.
Согласно пункта 9 Методических указаний N 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования
Включение выпадающих доходов прошлых лет (предшествовавших текущему долгосрочному периоду регулирования) предусмотрено Методическими указаниями N 98-э только для расчета необходимой валовой выручки на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования.
Для ООО "Электросеть 2022 год является первым базовым годом долгосрочного периода.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные обществом для учета в НВВ расходы по статье затрат "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка в размере - 457 546,65 рублей, агентством необоснованно не учтены в составе НВВ.
Кроме того, экспертное заключение, а также протокол заседания правления не содержат экономического обоснования, правовых норм, невключения указанных расходов в состав НВВ.
Что касается расходов на "входящий НДС по электрической энергии, приобретаемой ООО "Электросеть Восточная" в целях компенсации потерь, а также на "входящий" НДС по услугам АО "ДРСК" ( индивидуальный тариф):
Согласно пункту 2 статьи 18, пункту 2 статьи 346.11 НК РФ УСНО является специальным налоговым режимом.
Организация применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС, в то время как организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, в связи с чем при переходе на общую систему налогообложения не имеют права принять к вычету суммы НДС, предъявленные в период применения специального налогового режима.
Из подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ, следует, что лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, при приобретении товаров (работ, услуг), суммы НДС, предъявленные им поставщиками, учитывают в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам) учитываются в составе расходов, то есть должны включаться в состав НВВ административного истца, применяющего упрощенную систему налогообложения
Установлено, что между ПАО "ДЭК" и ООО "Электросеть Восточная" (ранее ООО "Стройтехэнерго") заключен договор N 52/2016 от 09.09.2016 г. купли-продажи электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь.
ООО "Электросеть Восточная" приобретает электроэнергию у ПАО "ДЭК" по фактическим ценам.
Поскольку гарантирующий поставщик (ПАО "ДЭК") применяет общую систему налогообложения (ОСНО), реализация электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь облагается налогом НДС (20%).
При этом, ООО "Электросеть Восточная" применяет упрощенную систему налогообложения (УСН)
ООО "Электросеть Восточная" при подготовке предложений об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии был выполнен расчет количества и стоимости электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь. К расчету обществом были представлены - декларация по УСН за 2020 год, сведения о том, что общество применяет упрощенную систему налогообложения (УСН).
Сумма потерь, согласно расчета общества, составила 11 740,05 тыс. руб. с учетом индекса потребительских цен.
Согласно протокола заседания правления - по статье "Энергия на собственные нужды" - предложение ООО "Электросеть Восточная" составило 11 740, 05 тыс. руб., организация в данной статье указывает затраты на электроэнергию на технологические цели (потери), предложение экспертной группы по экономически обоснованному уровню (ЭОУ) ОПР - 0,00 тыс. руб., базовый уровень ОПР ТСО составил - 0,00 тыс. руб.
Однако, согласно пояснительной записки, представленной обществом, в таблице N П 1.15 "Смета расходов на передачу и распределение электрической энергии ООО "Электросеть Восточная" на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026" предусмотрена статья расходов "Энергия", в которой отдельно отражена статья "на хозяйственные нужды" и отдельно статья расходов "на технологически цели (потери)".
ООО "Электросеть Восточная" отразило расходы на компенсацию потерь в смете по статье 5.2. именно "На технологические цели (потери)".
В таблице "Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Электросеть Восточная" на 2022 год", утвержденное агентством по тарифам Приморского края и направленное в адрес ООО "Электросеть Восточная" регулирующим органом письмом от 30.12.2021 N 27/3966 по строке 23 рассчитана сумма на оплату потерь в размере 3 702,09 тыс. руб. на 1-е полугодие и 3 349,38 тыс. руб. на 2-е полугодие. Итоговая стоимость потерь согласно указанному расчету составила 7 051,47 тыс. руб. без учета на оплату НДС.
Однако расходы на НДС по потерям (услугам) могут быть учтены при установлении тарифа, так как сумма расходов на потери (услуги) определяется при расчете тарифа, следовательно может быть определена и сумма расходов на НДС по потерям (услугам).
Поскольку расходы на оплату потери агентством были определены, следовательно и расходы на НДС по потерям (20%) могли быть проанализированы и определены.
В утвержденной НВВ на 2022 год для общества не включен "входящий" НДС по электрической энергии, приобретенной в целях компенсации потерь.
Вместе с тем в протоколе правления указано, что окончательный расчет НВВ будет определен с учетом подтвержденных ФАС России тарифов на услуги ПАО "ФСК", а также затрат на потери, при принятии решения об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, в экспертном заключении тарифного органа, как и в протоколе заседания правления, отсутствует анализ представленного обществом расчета по указанным расходам на соответствие нормативно-методическим документам.
Между АО "ДРСК" и ООО "Электросеть Восточная", заключен договор N 19-565 от 06.02.2019 г. оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности.)
Расчеты между АО "ДРСК" и ООО "Электросеть Восточная" по договору N 19-565 от 06.02.2019 г. оказания услуг по передаче электрической энергии осуществляются по одноставочному тарифу.
В приложении "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края, с 01.01.2022 по 31.12.2022" к постановлению Агентства по тарифам Приморского края от 24.12.2021 г. N 60/35 для ООО "Электросеть Восточная" для взаиморасчетов между ООО "Электросеть Восточная" - АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Расходы на "входящий" НДС по услугам АО "ДРСК" в индивидуальном тарифе агентством не учтены.
Поскольку общество не является плательщиком НДС, орган регулирования при установлении тарифа должен был учесть НДС в составе всех материальных затрат данного общества на услуги сторонних организаций - плательщиков НДС, поскольку необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов и должна учитываться в составе расходов того периода, в котором были приобретены соответствующие услуги, поскольку организация несет обязательства перед сторонней организацией (АО "ДРСК") по оплате оказанных услуг вместе с начисленным НДС.
Плановый объем услуг определяется как произведение планового отпуска электрической энергии и утвержденного тарифа. После определения планового объема услуги определяется НДС.
Зная сумму расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии АО "ДРСК", до момента утверждения тарифа можно было определить сумму расходов на НДС по услугам АО "ДРСК", у регулирующего органа для расчета тарифа, который рассчитывается на основании плановых показателей, имелась вся необходимая информация
Суммы НДС включаются в расходы на те услуги, к которым они относятся и не учитываются на отдельном бухгалтерском счете, и в бухгалтерской отчетности суммы полученного и уплаченного НДС не отражаются, в связи с чем подтвердить расходы по НДС по результатам анализа статистической и бухгалтерской отчетности ООО "Электросеть Восточная" как организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, не представляется возможным.
Ссылка агентства на разъяснения Президиума ФАС России N 21 от 16.11.2021 Nмш-28114-С/21 является необоснованной, поскольку общество применяет УСН и не является плательщиком налога на прибыль.
Пунктами 22, 23, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установлены требования к содержанию экспертного заключения, приведенные нормы являются императивными и исключают возможность отступления от установленных процедур и требований по усмотрению регулирующего органа, между тем, представленное экспертное заключение, подготовленное по материалам, представленным обществом для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, вышеназванным пунктам Правил регулирования цен (тарифов) не соответствует. Расчеты, в экспертном заключении отсутствуют, соответственно оценить экономическую обоснованность расходов, в размере предложенном административным ответчиком, не представляется возможным, не изложены основания, по которым в качестве таковых не были приняты предложения организации, оценка представленных обществом документов на предмет их экономической обоснованности органом регулирования не проводилась, отсутствуют расчеты и конкретные формулы, произведенные агентством, подтверждающие экономическую необоснованность по каждой статье расходов, непринятой агентством. Несоответствие экспертного заключения нормам действующего законодательства является существенным, что также свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые в настоящем деле нормативные акты приняты тарифным органом в нарушение пунктов 22, 23, 28 Правил регулирования, что выразилось в отсутствии в экспертном заключении и в протоколе заседания правления полного анализа экономического обоснования расходов регулируемой организации в оспариваемой части.
С учетом изложенного суд полагает, что требования о признании недействующим постановления агентства по тарифам от 24.12.2021 г. N 60/11 в части - столбец 4 "базовый уровень подконтрольных расходов" строки 6 приложения N 1; а также в части строки 6 приложения N 2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края с 2022 по 2026 годы (без учета оплаты потерь)" подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что НВВ на 2022 год необоснованно административным ответчиком занижена, а на его основе рассчитываются индивидуальные тарифы, то подлежит признанию недействующим и постановление от 24.12.2021 г. N 60/35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края" в части тарифа, установленного ООО "Электросеть Восточная" для взаиморасчетов между ООО "Электросеть Восточная" - АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
Устанавливая дату, с которой оспариваемые в указанной части нормативные правые акты должны быть признаны недействующими, суд полагает, что они подлежат признанию не действующими со дня их принятия, поскольку определение иной даты, не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 4 статьи 216 КАС РФ, пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", предусмотрено право суда в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части, возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативного правового акта государственная пошлина организациями уплачивается в размере 4500 рублей (статья 333.19 НК РФ).
Как следует из материалов административного дела, при подаче административного искового заявления (обжалованию подлежали два нормативно правовых акта) административным истцом уплачена государственная пошлина за каждое заявленное требование в общей сумме 9000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 494 от 27.06.2022.
Суд полагает, что к взысканию с агентства по тарифам Приморского края в пользу ООО "Электросеть Восточная" подлежат расходы по оплате госпошлины в размере 9000 рублей.
руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 - 216 Кодекса административного судопроизводства РФ суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "Электросеть Восточная" об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим с момента его принятия Постановление Агентства по тарифам Приморского края от 24.12.2021 г. N 60/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы" в части - столбец 4 "базовый уровень подконтрольных расходов" строки 6 приложения N 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций"; в части строки 6 приложения N 2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края с 2022 по 2026 годы (без учета оплаты потерь)";
Признать недействующим с момента его принятия Постановление Агентства по тарифам Приморского края от 24.12.2021 N 60/35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края" в части приложения "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с 01.01.2022 по 31.12.2022 (тарифы указываются без НДС)", устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Электросеть Восточная" и АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Приморские электрические сети").
Возложить на Агентство по тарифам Приморского края обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные в части недействующими постановления Агентства по тарифам Приморского края от 24.12.2021 N 60/11, N 60/35 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
Взыскать с Агентства по тарифам Приморского края в пользу ООО "Электросеть Восточная" расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
Обязать агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 7 февраля 2023 г. по делу N 3а-5/2023
Опубликование:
-