г. Краснодар |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А53-6998/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Батайское время"" (ИНН 6141022350, ОГРН 1046141001345) - генерального директора Фоменко А.А., в отсутствие заинтересованного лица - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481), третьего лица - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Батайское время"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А53-6998/2012 (судьи Соловьева М.М., Сулименко О.А., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Батайское время"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (далее - управление) от 10.02.2012 N 1528.
Определением суда от 05.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2012, производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое письмо не является ненормативным правовым актом, так как не содержит административно-распорядительных положений, обязательных для исполнения, не возлагает какие-либо обязанности, либо ограничения, а относится к документам процедурного характера.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2012 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции признал ошибочными выводы судов о том, что оспариваемый документ не является ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде. В оспариваемом документе содержатся как разъяснения о применении норм права, так и конкретные требования, а именно: указание на необходимость для общества совершить определенные действия - внести изменения в расчеты и направить корректирующие расчеты, изменить размер страховых платежей и исчислить пени; оспариваемый документ оформлен письмом, однако по содержанию представляет собой требование.
При новом рассмотрении дела в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - отделение).
Решением суда от 09.01.2013 в удовлетворении заявления обществу отказано со ссылкой на законность требования о необходимости представления обществом корректировочных отчетов РВС-1 за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2013 отменено решение суда от 09.01.2013, требование управления от 10.02.2012 N 1528 признано недействительным со ссылкой на отсутствие у управления правовых оснований для истребования у общества корректировочных отчетов РВС-1 за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.06.2013 отменено постановление апелляционного суда от 04.04.2013, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции указал, что вывод суда апелляционной инстанции основан на неполно исследованных обстоятельствах, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела. Суд апелляционной инстанции не исследовал, какие права и охраняемые законом интересы общества нарушены письмом управления от 10.02.2012 N 1528; признав данное письмо недействительным, суд апелляционной инстанции не указал, какому нормативному правовому акту оно не соответствует.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.09.2013 оставлено без изменения решение суда от 09.01.2013.
Судебный акт мотивирован тем, что общество с пропуском установленного законом срока обратилось с заявлением о подтверждении полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации. У общества отсутствовало право на применение пониженного тарифа по страховым взносам за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 04.09.2013, принять новый судебный акт, признать требование управления незаконным. Податель жалобы указывает, что законодательством утвержден порядок подтверждения полномочий, а не порядок подтверждения сроков для применения пониженной ставки тарифа по страховым взносам. Поскольку Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" вступил в силу с 01.01.2012, то у общества отсутствовала обязанность применять пониженный тариф только с момента внесения его в соответствующий реестр. Суд апелляционной инстанции не выполнил требования суда кассационной инстанции и не установил, какое право общества и нормативные правовые акты нарушены. Также суд апелляционной инстанции не устранил процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции.
В отзывах на кассационную жалобу управление и отделение считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление направило обществу письмо от 11.01.2012 N 177, в котором сообщило о возможности применения пониженного тарифа при уплате страховых взносов с декабря 2011 года, поскольку в реестр Роскомнадзора общество включено 23.12.2011.
Письмом от 21.01.2012 N 206 общество известило управление о надлежащем исполнении требований федерального законодательства о праве для применения пониженной ставки обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку в течение 2011 года общество осуществляло деятельность, для которой применяется пониженная ставка тарифа обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем расчет по страховым взносам следует применять по пониженным тарифам за весь 2011 год.
Управление направило обществу письмо (требование) от 10.02.2012 N 1528, в котором указало, что право на применение пониженного тарифа у общества наступило с 01.12.2011, в связи с чем обществу необходимо представить корректировочные отчеты РВС-1 за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года.
Общество обжаловало письмо управления в арбитражный суд.
Вступившим в силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ часть 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) дополнена пунктом 7, согласно которому в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде.
Согласно части 1.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, а также порядок ведения уполномоченным Правительством Российской Федерацией федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации. Указанный реестр передается в органы контроля уплаты страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 N 150 утверждены Правила подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Правила подтверждения полномочий).
Для подтверждения своих полномочий плательщик до 10-го числа последнего месяца отчетного периода представляет пакет документов в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 6 Правил подтверждения полномочий). Для получения установленной льготы в I квартале 2011 года плательщики должны до 30.03.2011 подтвердить полномочия по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) (пункт 7 Правил подтверждения полномочий).
Таким образом, для получения установленной льготы в отчетном периоде плательщики представляют необходимые документы до 10-го числа последнего месяца отчетного периода (исключение установлено для I квартала 2011 года - по нему документы могли быть представлены до 30.03.2011).
Следовательно, для применения льготы в I квартале 2011 года документы по состоянию на 30.03.2011 должны находиться в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Не воспользовавшись этим правом, общество для применения пониженной ставки в последующие отчетные периоды 2011 года имело право подать документы в соответствующие сроки.
С соблюдением данного требования связано право на получение льгот по уплате страховых взносов начиная с конкретного отчетного периода, поскольку такое право имеют только те плательщики, сведения о подтверждении полномочий которых находятся в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по состоянию на соответствующие даты с тем, чтобы она имела возможность в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и пунктом 21 Правил подтверждения полномочий внести их в реестр и не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом передать реестр в органы контроля уплаты страховых взносов. Иного порядка Правила подтверждения полномочий не содержали.
Документы, подтверждающие полномочия плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации общество направило только 08.12.2011, то есть общество не выполнило обязательное требование для получения льготы в периодах: I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что Правила подтверждения полномочий не устанавливают порядок исчисления сроков применения пониженной ставки тарифа по страховым взносам, отклоняются, поскольку противоречат смыслу взаимосвязанных норм статьи 58 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2001 году) и Правил подтверждения полномочий. Отсутствие на протяжении всего 2011 года нормы о приобретении права на применение пониженных тарифов только с месяца включения организации в реестр (изменения в статье 58 Закона N 212-ФЗ вступили в силу только с 01.01.2012) не влияет на правовую природу сложившихся отношений, поскольку общество представило пакет документов, необходимый для применения пониженной ставки страховых взносов, только 08.12.2011.
При таких обстоятельствах требование управления представить корректировочные отчеты РСВ-1 за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года является законным и не противоречащим нормам действующего законодательства, не нарушающим права и интересы общества.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Нарушение части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебными инстанциями не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А53-6998/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.