г. Краснодар |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А01-664/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - администрация муниципального образования город Майкоп (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), ответчика - Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) и третьего лица - Министерства финансов Республики Адыгея, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.06.2013 (судья Нефедов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (судьи Винокур И.Г., Герасименко А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А01-664/2013, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Майкоп (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - министерство) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее - управление) о взыскании 1 013 931 рубля 72 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея.
Решением от 20.06.2013 с министерства в лице управления за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 013 931 рубль 72 копейки убытков. Суд исходил из того, что понесенные администрацией расходы на приобретение жилого помещения, предоставленного инвалиду, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Постановлением апелляционного суда от 04.09.2013 решение от 20.06.2013 изменено, с министерства за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 013 931 рубль 72 копейки убытков. Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом о том, что понесенные администрацией расходы подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, указал на то, что суд первой инстанции неверно определил субъект, наделенный полномочиями по исполнению судебных актов за счет казны Российской Федерации (управление). Взыскание должно производиться за счет казны Российской Федерации в лице министерства.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, производство по делу в отношении министерства - прекратить. По мнению заявителя, суды неверно истолковали и применили нормы материального права. Обязанность компенсировать расходы администрации на приобретение жилья для предоставления его инвалиду лежит на главном распорядителе средств федерального бюджета, которым является Министерство регионального развития Российской Федерации, поэтому министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд не исследовал вопрос о том, обращалась ли администрация за возмещением расходов и получила ли отказ главного распорядителя.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что решением Майкопского городского суда от 12.03.2012 по делу N 2-645/2012 на администрацию возложена обязанность предоставить Бабичеву В.М., являющемуся инвалидом с детства, во внеочередном порядке жилье по договору социального найма площадью не менее 18 кв. м.
Во исполнение решения администрация заключила муниципальный контракт от 14.02.2013 N 1/13 и приобрела в муниципальную собственность однокомнатную квартиру общей площадью 40,1 кв. м, расположенную по адресу: г. Майкоп, пос. Северный, ул. Мелиораторов, 3, кв. 11. Стоимость квартиры составила 1 013 931 рубль 72 копейки.
Денежные средства в указанном размере на приобретение жилья для гражданина-инвалида выплачены из городского бюджета, что подтверждается платежным поручением от 22.02.2013 N 1606945.
12 марта 2013 года администрация (наймодатель) и Бабичев В.М. (наниматель) заключили договор социального найма жилого помещения N 2306, по которому наймодатель предоставил нанимателю квартиру в бессрочное владения и пользование.
Полагая, что соответствующие расходы, связанные с приобретением квартиры гражданину-инвалиду, должны быть компенсированы за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 названного Закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлениях от 08.06.2010 N 2280/10 и от 04.06.2013 N 499/13, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132 и 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, независимо от времени постановки на учет финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доведение муниципальному образованию город Майкоп в спорный период средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в сумме, достаточной для реализации полномочий по предоставлению жилых помещений гражданам-инвалидам.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о необходимости удовлетворения иска за счет Российской Федерации соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Минфина России о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство регионального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета. Материалами дела подтверждается неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации истцу затрат, связанных с несением расходов на приобретение жилья для гражданина-инвалида. Заявитель жалобы не обосновал, каким образом участие в судебном процессе в качестве ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации влияет на исход спора о взыскании денежной суммы с казны Российской Федерации в лице министерства либо препятствует исполнению судебного акта.
Таким образом, основания для изменения или отмены постановления апелляционного суда по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А01-664/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.