Письмо Правительства РФ от 24 января 2023 г.
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 198548-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Д.Н. Кобылкиным, Р.Г. Шайхутдиновым и другими, сенаторами Российской Федерации В.А. Лебедевым, Г.И. Орденовым, В.Ф. Новожиловым и другими"
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает изменение содержания и сроков действия охотхозяйственных соглашений, а также уточнение прав и обязанностей охотпользователей и регулирования иных вопросов ведения охотничьего хозяйства.
Пунктом 1 статьи 1 проекта федерального закона часть 3 статьи 7 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) предлагается изложить в новой редакции, согласно которой доля общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанная проектируемая норма, исключающая минимальную долю общедоступных охотничьих угодий, требует дополнительного обоснования, так как может привести к нарушению баланса частных и публичных интересов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, росту социальной напряженности, особенно в регионах с развитыми традициями охоты (в том числе промысловой охоты). По данному основанию не поддерживается также предлагаемое законопроектом признание утратившей силу части 8 статьи 71 Закона об охоте.
Предложение об отнесении гибридов диких и домашних животных к охотничьим ресурсам следует согласовать с положениями законодательства Российской Федерации в сфере ответственного обращения с животными.
Также в дополнительном обосновании нуждается предусматриваемое законопроектом исключение необходимости согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации лимитов добычи в отношении рыси, соболя.
Необходимо дополнительно проработать положение законопроекта об ограничении права органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части определения видов разрешенной охоты только в общедоступных охотничьих угодьях, поскольку определение таких видов должно основываться на видах объектов животного мира, а не принадлежности охотничьих угодий.
Не поддерживается исключение обязанностей охотпользователей обеспечивать в рамках реализации охотхозяйственных соглашений проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, реализовывать биотехнические мероприятия, в том числе с учетом корректируемых законопроектом публично значимых целей заключения охотхозяйственных соглашений.
Законопроектом предлагается установить обязанность охотпользователей в рамках реализации охотхозяйственного соглашения осуществлять фактическую добычу видов охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья в объеме не менее 50 процентов от установленной квоты добычи, что позволит обеспечить оценку эффективности ведения охотничьего хозяйства.
Данное положение нуждается в дополнительном обосновании, поскольку охотничье хозяйство не только использует, но и обеспечивает сохранение охотничьих ресурсов, а установление предлагаемой обязанности приведет к стимулированию увеличения добычи охотничьих ресурсов в каждом закрепленном охотничьем угодье, что может негативно сказаться на их общей численности.
По аналогичному основанию не может быть поддержано предлагаемое установление нормативов максимального допустимого изъятия отдельных видов охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются требования к размещению минимального количества особей охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, в размере не менее 20% от фактической численности. При этом показатели целесообразной численности особей, используемые при установлении указанных нормативов, законопроектом не раскрываются и являются оценочными.
Установление предусматриваемого законопроектом фиксированного срока заключения охотхозяйственных соглашений на сорок девять лет нуждается в дополнительной проработке и согласовании с существующей нормативно-правовой базой в части установления сроков заключения договоров, на основании которых предоставляются земельные участки, лесные участки, водные объекты.
В законопроекте предлагается ввести требование к наличию у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, работников, обеспечивающих деятельность по оказанию услуг в сфере охотничьего хозяйства и (или) получению продукции охоты (в зависимости от площади и географического расположения охотничьего угодья, видов разрешенной охоты), в том числе имеющих высшее или специальное профессиональное образование в сфере охотоведения.
Это положение нуждается в корректировке с учетом исключения положений о профильном образовании работников в сфере охотоведения и нераспространении его на общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, заключивших охотхозяйственные соглашения.
Не может быть поддержано исключение из объектов государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы изъятия объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, поскольку именно в ходе проведения такой экспертизы оценивается в том числе с учетом научных исследований минимально допустимый уровень популяции, необходимый для их сохранения в природной среде.
Следует также отметить, что предлагаемые законопроектом изменения приведут к существенному сокращению объема государственного регулирования в сфере реализации охотхозяйственных соглашений. При этом не ясно, каким образом предлагаемые изменения позволят обеспечить переход к содержательному контролю за результатами охотхозяйственной деятельности, как это отмечено в пояснительной записке к законопроекту.
Положения законопроекта о пожароопасной ситуации в лесах не согласованы с положениями Лесного кодекса Российской Федерации об охране лесов от пожаров, в связи с чем не могут быть поддержаны.
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта при условии его существенной доработки с учетом изложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.