г. Краснодар |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А18-150/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие заявителя - Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735) и заинтересованных лиц: Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (ИНН 0606001813, ОГРН 1020600984876) и общества с ограниченной ответственностью "Гсад бмпэр" (ИНН 0602079449, ОГРН 1020601371361), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия 14.05.2013 (судья Мержоев М.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А18-150/2013, установил следующее.
Министерство финансов Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее - управление) по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах министерства на основании исполнительного листа от 20.07.2012 N 000114568 по делу N А18-1485/2011 (далее - исполнительный лист) и возложить на управление обязанность возобновить операции на всех лицевых счетах министерства.
Заинтересованными лицами министерство указало управление и ООО "Гсад БмпэР" (далее - общество).
Решением от 14.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2013, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые действия управления соответствуют нормам бюджетного законодательства.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, удовлетворить заявленные требования. По мнению министерства, судебным актом денежные средства взысканы с публично-правового образования за счет его казны, а не с государственного органа в субсидиарном порядке, поэтому в силу пункта 3 статьи 242.2 и пункта 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации у управления отсутствовали полномочия по исполнению спорных исполнительных документов. Суды неправильно применили нормы материального права, а исполнение судебного акта от 21.03.2012 возможно только в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем направления исполнительного листа в министерство.
Законность судебного акта проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, с Республики Ингушетия в лице министерства за счет казны Республики Ингушетия в порядке субсидиарной ответственности взыскана в пользу общества задолженность Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия в размере 6 752 407 рублей 98 копеек по мировому соглашению, утвержденному определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.05.2009 по делу N А18-116/2008.
Общество предъявило выданный ему исполнительный лист для исполнения управлению, которое приняло его 13.08.2012 и направило министерству уведомление о поступлении исполнительного документа.
Управление приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах министерства до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) и направило министерству соответствующее уведомление от 27.02.2013 N УБЛ-13-7533/14-06-03/0254.
Министерство, полагая, что действия казначейства по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах министерства на основании исполнительного листа нарушают его права, обратилось в суд с заявлением.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 4 - 5 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В соответствии с пунктом 9 названной статьи в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном данным Кодексом.
В рамках дела N А18-591/2012 рассмотрены требования министерства о признании незаконными действий управления по принятию исполнительного листа, направлению уведомления от 14.08.2012 N УПЛ-12-5526/06-03/0873 и о возложении на управление обязанности возвратить исполнительный лист и приложенные к нему документы взыскателю для предъявления их министерству. Решением от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2013 и суда кассационной инстанции от 05.06.2013, в удовлетворении требований министерства отказано. Суды пришли к выводу о законности действий управления.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку законность действий управления по принятию исполнительного листа и направлению министерству уведомления о поступлении исполнительного документа подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А18-591/2012, доказательств исполнения исполнительного листа в течение трех месяцев с момента поступления в управление министерство не представило, то суды, руководствуясь статьями 16, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о законности оспариваемых действий управления.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, а также в рамках дела N А18-591/2012, не опровергают правильности окончательных выводов судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия 14.05.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А18-150/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.