Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом Департамента городского
хозяйства города Севастополя
от 16.03.2023 N 78-ОД
ДОКЛАД
Департамента городского хозяйства города Севастополя об обобщении правоприменительной практики в области регионального государственного земельного контроля за 2022 год
Настоящее обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного земельного контроля Департаментом городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) за 2022 год (далее - Обобщение) подготовлено в целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя"
Обобщение правоприменительной практики подготовлено за 2022 год по результатам осуществления регионального государственного земельного контроля Департаментом.
Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент является исполнительным органом города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере земельного контроля на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
Целями обобщения правоприменительной практики, осуществляемой на территории города Севастополя Департаментом, являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Департамента путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных функций.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Департаментом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о региональном государственном земельном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о региональном государственном земельном контроле;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
При осуществлении регионального государственного земельного контроля применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Постановление Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя";
Постановление Правительства Севастополя от 11.02.2022 N 37-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 07.05.2019 N 299-ПП "Об утверждении Порядка организации и осуществления земельного контроля в городе Севастополе";
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), которым введен мораторий на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, до конца 2022 года, и продлен до конца 2023 года.
Особенности данного Постановления N 336 заключается в нижеследующем.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления N 336 после вступления в силу данного постановления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом предписание об устранении нарушений может быть выдано в случае выявления нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства. При этом на основании абзаца 6 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 истечение срока исполнения указанного предписания может быть основанием для проведения внеплановой выездной проверки в случае невозможности оценки исполнения предписания на основании сведений и документов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа.
Отмечаем, что в случае, если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения, не соответствующие положениям абзаца 2 пункта 7 Постановления N 336, то есть не влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Постановлением N 336 не установлены ограничения и запреты на проведение профилактических мероприятий, предусмотренных статьей 45 Федерального закона N 248-ФЗ, и мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
Особенности осуществления регионального государственного земельного контроля на территории города Севастополя (далее - земельный контроль)
Департамент осуществляет земельный контроль в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае выявления в ходе проведения проверки признаков нарушений обязательных требований земельного законодательства в отношении земельных участков и их частей, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (статьи 7.1, 8.8 КоАП), копия акта проверки направляется в орган государственного земельного надзора (Севреестр).
В срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления от Департамента копии акта проверки, Севреестр обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в Департамент.
При осуществлении земельного контроля Департамент вправе проводить следующие контрольные мероприятия:
1) плановые контрольные мероприятия проводятся в виде выездной проверки, которые проводятся со следующей периодичностью:
для объектов земельного контроля, отнесенных к категории среднего риска, выездная проверка - один раз в пять лет;
для объектов земельного контроля, отнесенных к категории умеренного риска, выездная проверка - один раз в шесть лет;
для объектов земельного контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
2) внеплановые контрольные мероприятия:
2.1) требующие взаимодействия с контролируемым лицом:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
2.2) не требующие взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование.
Результаты проведения контрольной деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя за 2022 год
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление) введен мораторий на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом в 2022 - 2023 годах. В этой связи, проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом не представляется возможным до окончания действия моратория.
Земельный контроль
Предметом земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений (земельных участков и их частей), за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
В 2022 году Департаментом проведено 59 выездных обследований.
Выдано 111 предостережений о недопустимости нарушения земельного законодательства.
Сотрудники земельного контроля привлекались прокуратурой в качестве специалистов по 30 проверкам с использованием геодезии, а также по 81 обращениям граждан, направленных прокуратурой в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя.
Проведено геодезических исследований в отношении 150 земельных участков с помощью привлеченных специалистов по контракту и 12 земельных участков сотрудником земельного контроля, всего обследовано 162 участка.
33 материала с признаками нарушений земельного законодательства сотрудниками земельного контроля передано на рассмотрение в адрес Городской комиссии по пресечению самовольного строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.