г. Краснодар |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А32-34409/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Новорослесэкспорт" (ИНН 2315014794, ОГРН 1022302377536) - Сень Н.И. (доверенность от 06.02.2013), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Привезенцева В.Г. (доверенность от 25.11.2013), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2013 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 (судьи Винокур И.Г., Герасименко А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А32-34409/2012, установил следующее.
ОАО "Новорослесэкспорт" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 31.08.2012 N 09-23/35 об отказе в возмещении 10 454 75 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению" за I квартал 2012 года и взыскании 2 тыс. рублей судебных расходов.
Решением суда от 18.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2013, заявленные обществом требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы недоказанностью инспекцией наличия оснований для отказа в применении ставки НДС 0%, поскольку представленные договоры (с учетом приложенных в материалы дела других документов) являются договорами транспортной экспедиции по организации международной перевозки; транспортно-экспедиционные услуги подтверждены надлежащими доказательствами; документы, свидетельствующие об оказании этих услуг, оформлены надлежащим образом и представлены в требуемом Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) объеме.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что судебные акты вынесены при ошибочном толковании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Инспекция считает, что общество не является ни экспедитором, сопровождающим международный груз, ни его перевозчиком, поэтому представленные договоры не являются договорами транспортной экспедиции, предоставляющими при их исполнении право на применение ставки НДС 0%; из представленных документов не усматривается, что транспортно-экспедиционные услуги оказаны по международной перевозке.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция с 19.04.2012 по 19.07.2012 провела камеральную налоговую проверку общества по правильности исчисления и уплаты НДС на основе налоговой декларации, представленной 19.04.2012 за первый квартал 2012 года, по ее результатам составила акт от 25.07.2012 N 09-23/700 и, установив необоснованное применение налоговой ставки НДС 0% при реализации услуг на сумму 58 081 753 рублей, приняла решение от 31.08.2012 N 09-23/35, которым отказала обществу в возмещении 10 454 715 рублей НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.10.2012 N 20-12-1076 решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 1 января 2011гнодка в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 1 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса утратил силу, вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применения ставки 0%.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по ставке НДС 0% производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг, как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Основанием для доначисления сумм НДС послужил вывод налогового органа о том, что общество необоснованно применило при исчислении подлежащей к уплате суммы налога по операциям налоговую ставку 0% по реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договоров по перевалке и транспортной экспедиции, представленным в материалы дела.
Суд проверил доводы инспекции о наличии права на применение ставки 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как из представленных обществом документов нельзя сделать вывод об участии его в организации самой международной перевозки. В случае, если организация не организует перевозку груза, то она не может быть признана экспедитором и применять налоговую ставку 0%.
Применяя к установленным фактическим обстоятельствам по делу положения Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), судебные инстанции признали ошибочными эти аргументы налогового органа, сославшись на статью 801 Гражданского кодекса, в силу которой по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 Гражданского кодекса).
Таким образом, пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции.
Суды установили, что общество в период с 01.01.2011 по 21.04.2012 заключило с контрагентами договоры по перевалке и транспортной экспедиции, согласно которым общество обязалось осуществить перевалку и транспортную экспедицию грузов заказчиков, а контрагенты (заказчики) - оплатить эти услуги в порядке и сроки, установленные договорами.
В соответствии с приложениями N 1 к заключенным договорам общество в части транспортно-экспедиционного обслуживания грузов обязалось оказать следующие услуги, в том числе: разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов; уведомление контрагента о пересечении грузом государственной границы; погрузка/выгрузка на (с) транспортного средства контейнера, включая внутрипортовое перемещение; обвязка пакетов с пиломатериалами упаковочной лентой; обвязка пачек фанеры, ДВП упаковочной лентой непосредственно при выгрузке или погрузке; переформирование стандартного плотного пакета в нестандартный по ширине и высоте пакет; выравнивание торцов досок в пакете; изготовление нестандартных пакетов (полупакетов) из стандартных пакетов и наоборот; поиск местоположения вагона по его номеру в пределах СКЖД, включая его подвод на станцию Новороссийск вне очереди; организация досмотра контейнеров, включая досмотр с применением МИДК; организация взвешивания контейнера под таможенным наблюдением; выгрузка из контейнера автомашин/мопедов для досмотра и дальнейшего вывоза; аварийная выгрузка груза из рефрижераторного контейнера; опломбирование контейнера силовой пломбой; поиск и выгрузка из бурта груженых/порожних контейнеров по индивидуальному признаку для подбора партии при погрузке на ж/д платформы/автотранспорт или в случае реэкспорта - на судно; дополнительные перемещения контейнеров, выполняемые по заявке клиента, либо связанные с технологической необходимостью, вызванные виной клиента; изменение документа, отчета по приему и выпуску импортных груженных контейнеров; сервис подключенных к розетке рефрижераторных контейнеров в период нахождения на терминале; увязка металла; переупаковка пакетированного металла с формированием разваленных пачек в пакет; перевеска металла; подвод в порт судовой партии груза согласно повагонному листу; переадресовка вагонов с района на район в случае неправильно заполненной ж/д накладной; выдача дубликатов финансовых документов, в том числе счетов, счетов-фактур, актов и т.д.
По заявкам заказчиков общество обязалось и дополнительные услуги в части транспортно-экспедиционного обслуживания. Тарифы по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов установлены отдельно от тарифов на перевалку и иных услуг, оказываемых заявителем.
Оказание услуг во исполнение вышеназванных контрактов подтверждено материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности основывается на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодексе, Федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ, Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, ГОСТа 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские".
Суды установили, что общество в порту Новороссийска оказывало транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки экспортируемых и транзитных грузов: представляло интересы клиентов в порту, осуществляло документальное оформление упомянутых операций, оказывало услуги по предоставлению информации о движении вагонов с грузами клиентов, их розыск после истечения срока доставки, организацию приема-выдачи грузов от железнодорожной станции в порту Новороссийска для дальнейшего складирования и отгрузки на суда, организацию завоза и вывоза грузов на территорию порта, их перемаркировки, выполнение погрузо-разгрузочных работ, таможенных формальностей в Новороссийской таможне.
Названные услуги осуществлялись на основании договоров транспортной экспедиции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и отвечают признакам, предусмотренным пунктами 3.1.2, 3.1.5, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.8, 3.1.9 Национального стандарта ГОСТ Р 52298-2004.
Установленные судами обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798 названного Кодекса). В соответствии с указанной статьей перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но как было отмечено выше, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абзац 2 пункта 1 статьи 801 названного Кодекса).
Судебные инстанции правомерно указали, что утверждение инспекции о том, что подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется исключительно на хозяйствующих субъектов, самостоятельно осуществляющих перевозку товаров из пункта, находящегося на территории Российской Федерации, до пункта, находящегося за пределами Российской Федерации, либо поручивших другому лицу перевезти товар в пункт, находящийся за пределами Российской Федерации, является ошибочным, так как противоречит положениям указанного подпункта, содержащего такие виды транспортно-экспедиционных услуг как, например, участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, информационные услуги, организация страхования грузов и иные услуги, имеющие отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации (определение от 29.11.2013 N ВАС-11891/13).
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса) (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2012 N ВАС-4665/12).
Судами установлено, что решением Правления МАП России от 21.05.1999 N 2/к-1-р общество включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Наименование реестра и раздела в реестре: Раздел III "Услуги портов и (или) транспортных терминалов".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов представляет собой комплексный вид услуг и/или работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом и непрямом международном сообщении.
Судебные инстанции установили, что на основании представленных договоров общество наряду с перевалкой оказывало услуги по транспортной экспедиции переваливаемых через ОАО "Новорослесэкспорт" грузов.
Суды определили статус общества как морского порта, уставными документами которого подтверждено, что перечень оказываемых им услуг является основными видами его деятельности.
Суды выяснили, что спор между сторонами по представленным налоговому органу расчетам отсутствует. В этой связи отсутствует спор и по вопросу соблюдения обществом требований пункта 3.1 статьи 165 Кодекса.
Исследованные судом доказательства в совокупности и взаимной связи подтверждают, что общество оказало в I квартале 2012 года предусмотренные подпунктом. 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого товара, перевозимого при международном сообщении.
Суды сделали правильный вывод о том, что экспедируемые заявителем товары являются объектами внешнеторговых сделок и транспортно-экспедиционное услуги, предоставляемые обществом, по смыслу названной нормы осуществлены в рамках международной перевозки, поэтому при их налогообложении подлежит применению ставка НДС 0%.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судебными инстанциями обстоятельств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А32-34409/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.